Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
Председательствующего:
Ильичевой Е.В.
Судей:
Есениной Т.В, Поповой Е.И.
при секретаре:
Васюхно Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 10 августа 2021 года апелляционную жалобу Решетова А. А. на решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 23 октября 2019 года по административному делу N 2а-3815/2019 по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы России N 11 по Всеволожскому району Ленинградской области к Решетову А. А. о взыскании задолженности по земельному налогу и пени.
Заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В, выслушав объяснения представителя административного ответчика Решетова А.А. - Лапина А.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Инспекция Федеральной налоговой службы России N 11 по Всеволожскому району Ленинградской области (далее - ИФНС N 11 по Всеволожскому району Ленинградской области) обратилась в Василеостровский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к Решетову А.А. о взыскании недоимки по земельному налогу за 2017 год в размере "... " и пени в размере "... " на указанную недоимку за период с 29 декабря 2018 года по 15 января 2019 года.
Решением Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 23 октября 2019 года заявленные требования удовлетворены.
С Решетова А.А. взыскана задолженность по земельному налогу за 2017 года в сумме "... ", пени по земельному налогу в сумме "... ".
С Решетова А.А. в доход бюджета Санкт-Петербурга взыскана госпошлина в сумме "... ".
В апелляционной жалобе административный ответчик ставит вопрос об отмене состоявшегося решения суда, полагает решение постановленным при неправильном применении норм права и оценке доказательств.
В заседание суда апелляционной инстанции представитель административного истца ИФНС N 11 по Всеволожскому району Ленинградской области, административный ответчик Решетов А.А. не явились, извещены судом заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в связи с чем, судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав представителя административного ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Как разъяснено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации, обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 года N 381-О-П).
Обязанность по уплате налога на территории Российской Федерации определена статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В силу статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации на налогоплательщика возложена обязанность по уплате налога при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции установил, что в заявленный налоговый период 2017 года административному ответчику принадлежал на праве собственности земельный участок, являющийся объектом налогообложения, однако в установленный законом срок обязанности по уплате налога Решетовым А.А. исполнены не были. В связи этим требования о взыскании недоимки и пени по налоговым сборам были удовлетворены.
Судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене, поскольку судом неверно установлены обстоятельства, имеющие значение при рассмотрении настоящего дела.
Так, из материалов дела следует, что с 2010 года административному ответчику на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок площадью 50 000 кв. м кадастровый номер N...
Налоговым органом в адрес ответчика 9 ноября 2019 года через личный кабинет налогоплательщика на сайте Федеральной налоговой службы направлено уведомление N N... от 8 ноября 2019 года об уплате земельного налога за 2017 год в сумме "... " в срок до 28 декабря 2018 года.
16 января 2019 года через личный кабинет налогоплательщика ответчику направлено требование N N.., сформированное по состоянию на 16 января 2019 года, об уплате задолженности в сумме "... ". и пени в сумме "... " по земельному налогу в срок до 21 февраля 2019 года (т. 1 л.д. 8).
Согласно материалам приказного производства N N... судебным приказом мирового судьи судебного участка N 20 Санкт-Петербурга от 5 июня 2019 года данная задолженность была взыскана. Определением мирового судьи от 19 июля 2019 года судебный приказ отменен.
Возражая против взыскания земельного налога, сторона административного ответчика ссылалась на неверное определение налоговой базы его при исчислении.
В силу статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Указанные органы направляли сведения в налоговые органы по форме, утвержденной приказом ФНС России от 17 сентября 2007 года "... "
В соответствии со статьей 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Согласно части 1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Согласно пункту 6 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Согласно пункту 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В силу части 1 статьи 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации личный кабинет налогоплательщика - информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, личный кабинет налогоплательщика может быть использован для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных настоящим Кодексом.
В силу части 2 названной статьи личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.
Налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Из представленных в материалы дела налогового уведомления и требования об уплате налога судебная коллегия приходит к выводу, что процедура принудительного взыскания налога налоговым органом была соблюдена.
На основании пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации на сумму недоимки должна быть начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
Согласно пункту 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено данным пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Исходя из смысла положений статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом порядке правовое значение для исчисления срока обращения в суд имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа, в то время как срок обращения в суд для получения судебного приказа подлежит проверке при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей судебного участка.
Из материалов настоящего дела следует, что рассматриваемый административный иск поступил в Василеостровский районный суд Санкт-Петербурга 28 августа 2019 года, то есть в пределах установленного шестимесячного срока со дня вынесения определения об отмене судебного приказа (19 июля 2019 года).
В ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции производство по делу было приостановлено в связи с предъявлением Решетовым А.А. административного искового заявления, направленного на установление обстоятельств размера налоговой базы для исчисления взыскиваемого в настоящем деле земельного налога.
В материалы дела представлен ответ налогового органа от 3 августа 2021 года, в соответствии с которым 23 апреля 2021 года на основании решения Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 22 сентября 2020 года по делу N.., Управление Росреестра исключило из ЕГРН сведения об ошибочно определенной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N... содержащиеся в ЕГРН за период с 31 августа 2011 года по 1 января 2018 года (исправлена реестровая ошибка). В настоящее время кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N... за период с 29 сентября 2010 года по 1 января 2018 года равна кадастровой стоимости, внесенной в ЕГРН - 29 сентября 2010 года. Учитывая полученную информацию, Управлением Федеральной налоговой службы по Ленинградской области проведены мероприятия по уточнению налоговых обязательств Решетова А.А. по земельному налогу за 2014-2017 годы. На дату направления данного ответа в базе данных налоговых органов задолженность по земельному налогу отсутствует.
Таким образом, учитывая представленный ответ налогового органа, из которого следует, что задолженность у административного ответчика по уплате земельного налога в заявленный период отсутствует, судебная коллегия находит вывод суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований не обоснованным.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19 декабря 2003 года "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.
Таким образом, постановленное судом решение не может быть признано отвечающим требованиям части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с чем, решение суда подлежит отмене по вышеизложенным основаниям.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 23 октября 2019 года - отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
В удовлетворении требований ИФНС России по Всеволожскому району Ленинградской области к Решетову А. А. о взыскании задолженности по земельному налогу и пени - отказать.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев в Третий кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через суд вынесший решение.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.