Дело N88-14536/2021
Санкт-Петербург 01 сентября 2021 года
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Рогачева В.В, рассмотрев гражданское дело по кассационной жалобе Фонда социального страхования Российской Федерации на определение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15 апреля 2021 года и апелляционное определение судьи судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 03 июня 2021 года по делу N2-363/2008 по иску Качановой Ларисы Дмитриевны к Министерству финансов Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного здоровью,
УСТАНОВИЛА:
Решением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 26 мая 2004 года с ЗАО "Сыктывкарское производственное объединение грузового транспорта" в пользу Качановой Л.Д. с 01.12.2003 взысканы выплаты в возмещение вреда здоровью в размере 5.550 руб. 48 коп. ежемесячно.
Решением внеочередного общего собрания акционеров ЗАО "Сыктывкарское производственное объединение грузового транспорта" от 19.12.2005 определено начать процедуру ликвидации общества и назначить ликвидационную комиссию.
Решениями Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 06.12.2006 и от 22.12.2006 ликвидационная комиссия ЗАО "Сыктывкарское производственное объединение грузового транспорта" обязана включить в промежуточный ликвидационный баланс капитализацию ежемесячных платежей в возмещение вреда здоровью Качановой Л.Д. в размере 1.381.970 руб. 88 коп, а также капитализацию задолженности в размере 24.712 руб. 56 коп, по разовым платежам 17.978 руб. 57 коп, по решениям судов 1.350 руб. 73 коп.
Вступившим в законную силу решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 04 февраля 2008 года с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Качановой Л.Д. в возмещение вреда, причиненного повреждением здоровья, взыскан утраченный заработок по состоянию на 30 ноября 2007 года в сумме 250.642 руб. 27 коп, а также определено взыскивать ежемесячно, начиная с 05.02.2008, 7.927 руб. 07 коп. утраченного заработка с индексацией при повышении стоимости жизни в установленном законом порядке.
Определением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 28 мая 2013 года с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Качановой Л.Д. взыскан утраченный заработок в размере 12.320 руб. 57 коп. ежемесячно, с индексацией при повышении стоимости жизни в установленном законом порядке. С Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Качановой Л.Д. взыскано 3.211 руб. 50 коп. индексации денежных сумм утраченного заработка, взысканных по решению суда от 04.02.2008, за период с 01.01.2013 по 31.05.2013.
Выданный на основании указанного определения исполнительный лист ВС N018152432 находится на исполнении в Министерстве финансов Российской Федерации.
22 октября 2020 года Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) обратилось в суд с заявлением об изменении способа и порядка исполнения решения Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 04 февраля 2008 года путем замены должника на уполномоченный Правительством РФ с 01.01.2020 орган - Фонд социального страхования Российской Федерации.
В обоснование данного заявления должник указал, что на исполнении в Минфине России находится исполнительный лист ВС N018152432 о взыскании в пользу Качановой Л.Д. ежемесячных платежей в счет утраченного заработка с Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны Российской Федерации.
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 09.07.2019 N872 "О мерах по реализации статей 135 и 189.94 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", вступившего в законную силу с 01.01.2020, функции по выплате капитализированных повременных платежей по требованиям граждан, перед которыми должник (кредитная организация) несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью за счет средств федерального бюджета, в случае перехода обязательств должника (кредитной организации) перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей к Российской Федерации, несет Фонд социального страхования Российской Федерации.
Пунктом 13 Правил исполнения Российской Федерацией обязательств должника (кредитной организации) перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей в случае перехода таких обязательств к Российской Федерации, утвержденных указанным Постановлением, предусмотрена передача Фонду на основании соответствующих судебных актов, находившихся на исполнении в Минфине России, исполнительных листов, в связи с чем способ и порядок исполнения решения суда от 04.02.2008 по делу N2-363/2008 подлежит изменению путем замены должника с Минфина России на уполномоченный Правительством Российской Федерации с 01.01.2020 орган - Фонд социального страхования Российской Федерации.
Определением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15 апреля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судьи Верховного суда Республики Коми от 03 июня 2021 года, изменен порядок исполнения решения Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 04 февраля 2008 года в части взыскания за счет средств казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу Качановой Л.Д, начиная с 01 июня 2013 года, ежемесячно 12.320 руб. 57 коп. утраченного заработка с индексацией с учетом уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете Российской Федерации на соответствующий год, путем замены Министерства финансов Российской Федерации на Фонд социального страхования Российской Федерации.
В кассационной жалобе, направленной по почте 22 июня 2021 года и поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 13 июля 2021 года, Фонд социального страхования Российской Федерации просит об отмене определения Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15 апреля 2021 года и апелляционного определения судьи Верховного Суда Республики Коми от 03 июня 2021 года, с вынесением по делу нового определения об отказе Минфину России в удовлетворении заявления.
Дело в соответствии с ч.10 ст.379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено судьей единолично без проведения судебного заседания.
В соответствии с ч.1 ст.379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы, содержание судебных постановлений и материалы изученного дела о таких нарушениях не свидетельствуют.
В соответствии с ч.1 ст.203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Согласно ст.434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм.
Аналогичные положения содержатся в ч.1 ст. 37 ФЗ от 02.10.2007 N229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
В соответствии с п.3 ст.135 ФЗ от 26.10.2002 N127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с согласия гражданина его право требования к должнику в сумме капитализированных повременных платежей переходит к Российской Федерации. Указанное требование в случае перехода его к Российской Федерации также удовлетворяется в первую очередь. В этом случае обязательства должника перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей переходят к Российской Федерации и исполняются Российской Федерацией в соответствии с федеральным законом в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Из разъяснений, приведенных в абзаце втором пункта 40 постановления Пленума ВС РФ от 26.01.2010 N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина", следует, что Министерство финансов Российской Федерации временно исполняло за счет средств казны Российской Федерации судебные акты по выплате гражданам ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью до определения Правительством Российской Федерации государственного органа, уполномоченного производить эти выплаты.
Вступившим в силу с 01 января 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2019 N 872 "О мерах по реализации статей 135 и 189.94 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" установлено, что Фонд социального страхования Российской Федерации осуществляет функции по выплате капитализированных повременных платежей по требованиям граждан, перед которыми должник (кредитная организация) несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, за счет средств федерального бюджета в случае перехода обязательств должника (кредитной организации) перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей к Российской Федерации (пункт 1).
В соответствии с пунктом 13 Правил исполнения Российской Федерацией обязательств должника (кредитной организации) перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей в случае перехода таких обязательств к Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.07.2019 N 872 (далее - Правила), после вступления в законную силу судебных актов, предусматривающих переход обязательств по исполнению судебных актов по выплате соответствующих капитализированных повременных платежей гражданам от Министерства финансов Российской Федерации к Фонду, Министерство финансов Российской Федерации передает Фонду находившиеся на исполнении в Министерстве финансов Российской Федерации исполнительные листы (с отметкой о произведенных Министерством финансов Российской Федерации выплатах).
Удовлетворяя заявление Министерства финансов Российской Федерации, суды руководствовались вышеуказанными нормативными правовыми актами и исходили из того, что с 01.01.2020 установлен новый порядок выплаты капитализированных повременных платежей, согласно которому в случае перехода обязательств по выплате соответствующих капитализированных повременных платежей гражданам от должника к Российской Федерации финансовое обеспечение данных расходных обязательств Российской Федерации осуществляется за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Учитывая изменение порядка выплаты капитализированных повременных платежей за счет средств федерального бюджета и установив, что решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 04 февраля 2008 года до настоящего времени в полном объеме не исполнено, исполнительный лист ВС N018152432 находится на исполнении в Минфине России, суды пришли к выводу о наличии оснований для изменения порядка исполнения решения суда от 04 февраля 2008 года путем замены должника на Фонд социального страхования Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции соответствующие выводы судов считает правильными.
Все обстоятельства, на которые ссылается Фонд социального страхования Российской Федерации в обоснование кассационной жалобы, получили соответствующую правовую оценку судов, которая отражена в обжалуемых судебных постановлениях.
Несогласие Фонда социального страхования Российской Федерации с установленным в решении Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 04 февраля 2008 года и определении того же суда от 28 мая 2013 года порядком индексации сумм недополученных доходов Качановой Л.Д. обоснованно расценено судами как оспаривание вступивших в законную силу судебных постановлений, обязательных для всех участников процесса, в том числе, и для их правопреемников.
Доводы кассационной жалобы о том, что обязательства Российской Федерации по выплате гражданам капитализированных повременных платежей в счет возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью граждан, ограничены, и выплачиваемые суммы не подлежат индексации, не свидетельствуют о незаконности обжалуемых судебных постановлений.
После передачи ему Министерством финансов Российской Федерации исполнительного листа по настоящему делу с отметкой о произведенных Министерством финансов Российской Федерации выплатах, Фонд социального страхования Российской Федерации в зависимости от установленного объема произведенных выплат и срока, в течение которого они производились, как новый должник не будет лишен возможности обратиться в суд с заявлением об изменении способа или порядка исполнения решения суда от 04 февраля 2008 года в части, касающейся капитализации и индексации выплачиваемых Качановой Л.Д. повременных платежей.
Процессуальных нарушений, которые могли бы привести к отмене правильных по существу постановлений, судами при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, предусмотренных ст.379.7 ГПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390-390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья
определила:
определение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15 апреля 2021 года и апелляционное определение судьи Верховного Суда Республики Коми от 03 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.