Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего: Шевчук Т.В, судей: Рогачевой В.В. и Снегирева Е.А, рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Калининградской области" на решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 19 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 19 мая 2021 года по делу N2-531/2021 по иску заместителя военного прокурора Гусевского гарнизона в защиту прав, свобод и законных интересов Кныш Жанны Николаевны к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Калининградской области" о понуждении произвести перерасчет пенсии.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Рогачевой В.В, объяснения прокурора отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Бахтиной Н.И, полагавшей, что отсутствуют основания для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Заместитель военного прокурора Гусевского гарнизона обратился в суд в интересах Кныш Ж.Н. с иском к ФКУ "Военный комиссариат Калининградской области" об обязании произвести перерасчет пенсии истицы и выплатить ей недополученную сумму пенсии за период с 01.03.2010 по настоящее время с учетом повышения в размере 32%.
В обоснование своих требований прокурор указал, что по результатам проведения прокурорской проверки исполнения законодательства о социальной защите военнослужащих, членов их семей, инвалидов и ветеранов боевых действий установлено, что Кныш Ж.Н. является вдовой умершего ветерана боевых действий Кныша А.Б. и получателем пенсии по случаю потери кормильца, в связи с чем имеет право на основании п."г" ч.1 ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" на повышение пенсии по случаю потери кормильца на 32% расчетного размера пенсии. Однако при назначении пенсии по случаю потери кормильца такая надбавка ей начислена не была и не выплачивалась.
Определением суда первой инстанции к участи в деле в качестве третьего лица привлечено ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Западному военному округу".
Решением Ленинградского районного суда г. Калининграда от 19 февраля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 19 мая 2021 года, на ФКУ "Военный комиссариат Калининградской области" возложена обязанность произвести перерасчет пенсии Кныш Ж.Н. в соответствии с п. "г" ч.1 ст. 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" с 01 марта 2010 года по 30 июля 2020 года и выплатить недополученную сумму пенсии.
В кассационной жалобе, поданной 26 июля 2021 года и поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 09 августа 2021 года, ответчик ФКУ "Военный комиссариат Калининградской области" просит об отмене решения Ленинградского районного суда г. Калининграда от 19 февраля 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 19 мая 2021 года, считая их не соответствующим нормам материального права, с вынесением по делу нового решения.
В возражениях на кассационную жалобу Военная прокуратура Балтийского округа просит оставить обжалуемые судебные постановления без изменения.
Дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие истицы Кныш Ж.Н, представителя ответчика ФКУ "Военный комиссариат Калининградской области" и представителя третьего лица ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Западному военному округу", надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания.
В соответствии с ч.1 ст.379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы, содержание судебных постановлений и материалы дела о таких нарушениях не свидетельствуют.
Судами первой и второй инстанции правильно применены нормы материального права, определены и на основе надлежащей оценки доказательств установлены обстоятельства, имеющие юридическое значение, исходя из которых сделаны правильные выводы по существу спора.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Кныш Ж.Н, 22.02.1947 года рождения, является вдовой подполковника Кныша А.Б, 14.08.1952 года рождения, умершего 21.01.2010.
Из материалов личного дела Кныша А.Б, в частности, послужного списка, следует, что он проходил службу в зоне вооруженного конфликта и чрезвычайного положения на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа с 02.02.1995 по 03.05.1995; являлся получателем пенсии за выслугу лет, и ему в соответствии с п."г" ч.1 ст.45 Закона РФ от 12.02.1993 N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон) производилась выплата повышения пенсии в размере 32% расчетного размера пенсии как ветерану боевых действий.
С 01.03.2010 Кныш Ж.Н. была назначена пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении военнослужащих.
Однако пенсия по случаю потери кормильца выплачивалась истице с момента ее назначения и до 31.07.2020 без учета повышения, предусмотренного п."г" ч.1 ст. 45 Закона.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные прокурором в интересах Кныш Ж.Н. требования, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что повышение пенсии, предусмотренное п. "г" ч. 1 ст. 45 Закона, производится не только лицам, являющимся ветеранами боевых действий, но и членам их семьи, в случае назначения им пенсии по случаю потери кормильца.
Суд кассационной инстанции соответствующие выводы нижестоящих судов считает правильными.
Все обстоятельства, на которые ссылался ответчик в обоснование своих возражений, получили соответствующую правовую оценку нижестоящих судов исходя из положений подлежащего применению к отношениям сторон законодательства.
Условия и порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, регулируются Законом.
Согласно ч. 2 ст. 5 Закона в случае гибели или смерти лиц, указанных в ст. 1 данного Закона, их семьи при наличии условий, предусмотренных данным Законом, приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.
В силу требований п. "г" ст. 45 Закона пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с указанным Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" "ж" и "и" Федерального закона "О ветеранах", а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 п. 1 ст. 3 Федерального закона "О ветеранах", - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в ч. 1 ст. 46 указанного Закона.
В соответствии со ст.46 Закона при назначении пенсии по случаю потери кормильца нескольким нетрудоспособным членам семьи повышения пенсий, предусмотренные статьей 45 настоящего Закона, устанавливаются к пенсии по случаю потери кормильца, полагающейся каждому члену семьи, имеющему право на соответствующие повышения пенсий.
По мнению судебной коллегии, судами дано правильное толкование приведенным выше нормативным положениям, согласно которым субъектами получения пенсии за выслугу лет и по инвалидности являются военнослужащие, а субъектами получения пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со ст.29 Закона - нетрудоспособные члены семьи погибшего военнослужащего; при этом повышение размера пенсии производится не только лицам, являющимся ветеранами боевых действий, но и членам их семьи, в случае назначения пенсии по случаю потери кормильца.
Поскольку истица имеет право на получение пенсии по случаю потери кормильца, который относился к категории ветеранов боевых действий, она также имеет право на повышение пенсии в соответствии с пунктом "г" ч.1 ст.45 Закона (в редакции Федерального закона от 3 декабря 2007 г. N 319-ФЗ, действовавшей с 1 января 2008 г.), с даты назначения пенсии - с 1 марта 2010 года.
Доводы ответчика, что право на получение спорной выплаты истица приобрела с 31.07.2020 в соответствии с Федеральным законом от 20 июля 2020 г. N 238-ФЗ, которым внесены изменения в ст. 46 Закона, являлись предметом оценки судов первой и апелляционной инстанции, однако отклонены как не подтверждающие правомерность позиции ответчика, при этом оснований не согласиться с приведенными в судебных актах мотивами отклонения указанных доводов судебная коллегия не усматривает.
Федеральным законом от 20 июля 2020 г. N 238-ФЗ внесены изменения в ст. 46 Закона, вступившие в силу 31.07.2020, согласно которым в случае смерти (гибели) лиц, указанных в части первой статьи 45 настоящего Закона, из числа лиц, на которых распространяется действие настоящего Закона, до назначения им пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности либо получателей пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, которые выплачивались с учетом повышений в соответствии со статьей 45 настоящего Закона, пенсия по случаю потери кормильца каждому нетрудоспособному члену семьи, имеющему на нее право, назначается с учетом этих повышений. В случае, если кормилец относился к лицам, указанным в пунктах "а" - "в" части первой статьи 45 настоящего Закона, повышение к пенсии по случаю потери кормильца устанавливается исходя из ее размера.
Вместе с тем, и ранее, до вступления в силу вышеуказанных изменений на дату назначения Кныш Ж.Н. пенсии по случаю потери кормильца (1 марта 2010 г.) в п. "г" ч. 1 ст. 45 Закона уже были внесены изменения Федеральным законом от 3 декабря 2007 г. N 319-Ф3, вступившие в силу с 1 января 2008 г, согласно которым назначаемые в соответствии с настоящим Законом пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца повышаются, в том числе ветеранам боевых действий, на 32% расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.
С учетом изложенного, повышение пенсии до 31.07.2020 было определено законом, который действовал на дату обращения Кныш Ж.Н. за назначением пенсии по случаю потери кормильца.
Доводы кассационной жалобы ответчика аналогичны доводам его возражений на исковое заявление и апелляционной жалобы, которым судами дана надлежащая оценка в обжалуемых постановлениях.
В свою очередь, никаких доводов, направленных на опровержение выводов судов по существу спора, в том числе о неправильном применении норм материального права или о процессуальных нарушениях, повлиявших на итоговые судебные постановления, в кассационной жалобе не содержится.
Указанные выводы основаны на правильной квалификации отношений сторон, правильном определении юридически значимых обстоятельств и надлежащей оценке имеющихся в деле доказательств, отвечающей требованиям ст.67 ГПК РФ.
Таким образом, доводы кассационной жалобы ответчика не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, предусмотренных ст.379.7 ГПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390-390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 19 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 19 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Калининградской области" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.