Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стешовиковой И.Г, судей Лепской К.И, Смирновой О.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 12 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 29 июля 2021 года по делу N2-1625/2021 по иску ФИО1 к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ухе Республики Коми (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, обязании назначить пенсию, заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Стешовиковой И.Г,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к УПФР в г.Ухте Республики Коми (межрайонное) о признании решения от 15.03.2021 об отказе в назначении пенсии незаконным, обязании назначить пенсию по старости досрочно с 03.03.2021, в обоснование требований указав, что 03.03.2021 обратилась к ответчику за назначением пенсии, ответчиком не произведено суммирование стажа работы истца в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и на соответствующих видах работ, в связи с чем в назначении пенсии отказано.
Решением Ухтинского городского суда Республики Коми от 12 мая 2021 года, оставленным без изменения апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 29 июля 2021 года, в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ухте Республики Коми (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, обязании назначить пенсию, отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит об отмене постановленных судебных актов, ссылается на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, что повлекло за собой вынесение судом неправомерных судебных актов.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, сведений о причинах неявки не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с ч.1 ст.379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы, содержание судебных постановлений и материалы изученного дела о таких нарушениях не свидетельствуют.
Порядок исчисления и назначения пенсии с 01 января 2015 года регулируется Федеральным закономN 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях".
В соответствии со ст. 8 указанного закона право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 32 данного закона, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (с учетом положений ч. 3 ст. 35 данного закона) женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.
Из указанной нормы закона следует, что страховая пенсия по старости назначается женщинам, достигшим возраста 50 лет, родившим двух и более детей, имеющим страховой стаж не менее 20 лет, стаж работы в районах Крайнего Севера не менее 12 календарных лет либо стаж работы в местностях, приравненных к таким районам не менее 17 календарных лет. В данном случае льготный порядок исчисления стажа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не применяется, его исчисление производится в календарном порядке. При назначении пенсии по данному основанию правило о приведении стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, к стажу работы в районах Крайнего Севера, не применяется.
Суммирование стажа работы в районах Крайнего Севера со стажем работы в местностях, приравненных к таким районам, вышеуказанный закон, равно как и иные нормативные акты, регулирующие пенсионные правоотношения, не предусматривают.
При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется иное правило подсчета стажа, а именно каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 32 вышеуказанного закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (с учетом положений ч.3 ст.35 данного закона) мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Таким образом, при назначении пенсии по данному основанию возможно приведение стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, к стажу работы в районах Крайнего Севера, каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Суммирование стажа работы в районах Крайнего Севера со стажем работы в местностях, приравненных к таким районам, не предусмотрено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 03.03.2021 ФИО1 обратилась в ГУ ПФР в г.Ухте Республики Коми (межрайонное) с заявлением об установлении досрочной страховой пенсии по старости, в соответствии с п.2 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением от 15.03.2021 N 210000009188/50428/21 истцу отказано в назначении пенсии, так как не выработаны требуемый стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Указанным решением стаж работы истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, установлен 16 лет 03 месяца 09 дней, стаж работы в районах Крайнего Севера - 11 лет 02 дня.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что, несмотря на наличие необходимого страхового стажа и рождение истцом троих детей, требуемого для назначения страховой пенсии с 50 лет стажа работы в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях ФИО1 на дату вынесения оспариваемого решения, не приобрела. Возможность учитывать стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы в районах Крайнего Севера, и наоборот при назначении страховой пенсии по п.2 ч.1 ст.32 Федерального закона "О страховых пениях" законодательство не предусматривает. При этом возраста, необходимого для назначения страховой пенсии по п.6 ч. 1 указанной статьи, истец не достигла.
С выводами суда первой инстанции суд апелляционной инстанции согласился, отклонив доводы апелляционной жалобы, по основаниям, указанным в апелляционном определении.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон.
Доводы кассационной жалобы о суммировании стажа работы в районах Крайнего Севера со стажем работы в местностях, приравненных к таким районам, являлись предметом исследования и оценки суда первой и апелляционной инстанций и обосновано не приняты во внимание, так как не основаны на нормах пенсионного законодательства.
У истца, родившей троих детей, отсутствует необходимый для назначения страховой пенсии по старости, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 32 ФЗ "О страховых пенсиях", календарный стаж работы в районах Крайнего Севера или стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в связи с чем, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным решения об отказе в назначении пенсии и признании за истцом права на назначение пенсии в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 32 ФЗ "О страховых пенсиях".
Истец за назначением пенсии по иному основанию в пенсионный орган не обращалась, исковых требований о назначении пенсии по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона N 400-ФЗ не заявляла.
Доводы кассационной жалобы, что суды не применили к спорным правоотношениям нормы, утвержденные постановлением Правительства РФ от 14 июля 2014 г. N 651 "О порядке приравнивания к работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при определении стажа работы", которым закреплено правило суммирования стажа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и стажа на соответствующих видах работ, также не состоятельны.
Данное постановление относится к определению работы в особых условиях труда и приравниванию ее к работе в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностях. Истец спорные периоды, которые необходимо приравнять к работе в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностях, не заявляла.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя повторяют правовую позицию, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, являлись предметом проверки и оценки судов, которые правомерно отвергнуты, как несостоятельные.
Вновь приводя данные доводы, заявитель не указывает на существенные нарушения норм материального или процессуального права, допущенные судами первой и апелляционной инстанций, повлиявшие на исход дела, а выражает несогласие с выводами суда в части оценки установленных обстоятельств дела, что не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступившего в законную силу судебного постановления.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 12 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 29 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.