Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Найденовой О.Н, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования Узловский район на решение Узловского городского суда Тульской области от 19 ноября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 18 мая 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Узловского межрайонного прокурора Тульской области к администрации муниципального образования Узловский район о признании бездействия незаконным.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Софронова В.А, объяснения представителя администрации муниципального образования Узловский район Панкрушиной Т.С, поддержавшей доводы кассационной жалобы, прокурора четвертого отдела (кассационного) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Серебрякова А.А, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам
установила:
Узловский межрайонный прокурор обратился в суд с названным административным исковым заявлением, просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Узловский район (далее - Администрация), выразившееся в неразработке и неутверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по предоставлению участков земли для создания семейных (родовых) захоронений, в непринятии мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела в соответствии с требованиями Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее также Закон о погребении). Возложить на Администрацию обязанность в срок не позднее 2 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда разработать и утвердить названный административный регламент, в срок не позднее 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу - создать специализированную службу по вопросам похоронного дела в соответствии с требованиями Закона о погребении.
В обоснование административного иска указал, что прокуратурой проведена проверка, в ходе которой установлено неоказание услуги по предоставлению участка земли для создания семейных (родовых) захоронений ввиду отсутствия разработанного и утвержденного административного регламента по предоставлению данной муниципальной услуги, что влечет неопределенность в деятельности по предоставлению участка земли для этих целей, может привести к злоупотреблению со стороны должностных лиц Администрации.
Кроме того, в ходе проверки было установлено, что на территории Узловского района специализированной службой определена компания " "данные изъяты"" (индивидуальный предприниматель ФИО1) на основании результатов открытого конкурса. Между тем, наделение индивидуального предпринимателя статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела противоречит действующему законодательству, нарушает установленный законом порядок экономической деятельности, связанный с выделением бюджетных средств специализированной службе по вопросам похоронного дела, а также права неопределенного круга лиц (родственников умерших) на безвозмездное получение гарантированного государством минимума ритуальных услуг от созданной в установленном порядке органом местного самоуправления специализированной службы.
В адрес главы Администрации прокурором внесено представление об устранении нарушений земельного законодательства, законодательства о погребении и похоронном деле, законодательства о противодействии коррупции, об оказании государственных и муниципальных услуг, однако Администрация не согласилась с указанными в нем нарушениями и нашла представление не подлежащим удовлетворению.
Решением Узловского городского суда Тульской области от 19 ноября 2020 года административный иск удовлетворен полностью.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 18 мая 2021 года названное решение отменено в части удовлетворения требований Узловского межрайонного прокурора о признании незаконным бездействия Администрации, выразившегося в неразработке и неутверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по предоставлению участков земли для созданий семейных (родовых) захоронений, обязании разработать и утвердить названный административный регламент; в указанной части в удовлетворении административного иска отказано. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 21 октября 2021 года, Администрация просит отменить состоявшиеся судебные постановления в той части, в которой требования прокурора были удовлетворены, вынести новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. Повторяя доводы, изложенные в судах нижестоящих инстанций, настаивает на соблюдении Администрацией требований закона и прав граждан в области похоронного дела, поскольку на основе открытого конкурса был осуществлен выбор специализированной службы, которой функции органа местного самоуправления не делегируются, бюджетные средства не выделяются. Утверждает, что ранее созданное для этих целей муниципальное унитарное предприятие " "данные изъяты"" оказалось полностью убыточным и было ликвидировано. Ссылаясь на письма ФАС России от 30 сентября 2009 года, 3 июля 2014 года, полагает, что наделение организаций на конкурсной основе статусом специализированной службы не противоречит требованиям антимонопольного законодательства.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Согласно пункту 17 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (к вопросам местного значения муниципального района относится содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг.
Отношения, связанные с погребением умерших, урегулированы Федеральным законом от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", который устанавливает, в частности, гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего (статья 1).
Так, гарантии осуществления погребения умершего реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности, которая осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются создаваемыми органами местного самоуправления специализированными службами по вопросам похоронного дела, порядок деятельности которых определяется названными органами (пункты 1 и 2 статьи 25, статья 29 Закона о погребении).
Указом Президента Российской Федерации от 29 июня 1996 года N 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших" установлено, что специализированные службы по вопросам похоронного дела оказывают на безвозмездной основе услуги по погребению, гарантированные статьей 9 Закона о погребении; отказ специализированных служб по вопросам похоронного дела в оказании указанных услуг в связи с отсутствием у них необходимых средств, а также по другим основаниям не допускается (пункт 1), предусмотрено, что органы местного самоуправления выделяют специализированным службам необходимые средства для оказания гарантированного перечня услуг по погребению (пункт 2).
Таким образом, федеральный законодатель предусмотрел создание в муниципальном районе специализированной службы именно органом местного самоуправления как гарантию безусловного исполнения требований Закона о погребении, касающихся, в частности, оказания услуг по погребению на безвозмездной основе.
Осуществление на территории муниципального образования деятельности по оказанию услуг в сфере похоронного дела иными хозяйствующими субъектами не освобождает орган местного самоуправления от обязанности по созданию в муниципальном районе специализированной службы, прямо предусмотренной статей 29 Закона о погребении.
Как установлено судами и не оспаривалось заявителем кассационной жалобы, органом местного самоуправления муниципального образования Узловский район не исполнена обязанность по созданию в муниципальном районе специализированной службы по вопросам похоронного дела. Представление об устранении данного нарушения закона оставлено Администрацией без удовлетворения.
При таких данных, суды обоснованно признали незаконным бездействие Администрации, выразившееся в непринятии мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела в соответствии с требованиями Закона о погребении и обязали создать названную специализированную службу.
С учетом изложенного доводы кассационной жалобы отклоняются судебной коллегией.
Ссылки в кассационной жалобы на позицию ФАС России по вопросам соблюдения антимонопольного законодательства и законодательства о защите конкуренции в данном случае не могут быть приняты во внимание, поскольку соблюдение положений названных отраслей законодательства не умаляет необходимости исполнения императивных предписаний иных нормативных правовых актов, в частности - статьи 29 Закона о погребении.
Вопреки доводам заявителя жалобы, нормы материального права применены судом апелляционной инстанции правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено; выводы, изложенные в апелляционном определении, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела.
В части требований об оспаривании бездействия, выразившегося в неразработке и неутверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по предоставлению участков земли для создания семейных (родовых) захоронений, судебные акты в кассационном порядке не обжалуются.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебного постановления не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Узловского городского суда Тульской области от 19 ноября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 18 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования Узловский район - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 17 декабря 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.