Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Изоткиной И.В, судей Козлова А.М, Петровой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к садоводческому некоммерческому товариществу "Троянда" о признании действий об отказе произвести технологическое присоединение энергопринимающих устройств незаконными, возложении обязанности не чинить препятствий в пользовании электроэнергией, понуждении произвести технологическое подключение земельного участка к электроснабжению
по кассационной жалобе ФИО1 на решение Саратовского районного суда Саратовской области от 19 января 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 28 апреля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Козлова А.М, объяснения представителя ФИО1 - ФИО6, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя садоводческого некоммерческого товарищества "Троянда" - ФИО8, просившего в удовлетворении жалобы отказать, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к садоводческому некоммерческому товариществу "Троянда" (далее - СНТ "Троянда"), уточнив требования, просила признать незаконными действия правления СНТ "Троянда" об отказе произвести технологическое присоединение энергопринимающих устройств, расположенных на принадлежащем ей на праве собственности земельном участке по адресу: "адрес" возложить на правление СНТ "Троянда" обязанность не чинить ей препятствий в пользовании электроэнергией и в течение десяти дней с момента вступления решения в законную силу произвести технологическое присоединение энергопринимающих устройств, расположенных на принадлежащем ей земельном участке к электросетям товарищества, либо в случае не исполнения решение в течение установленного срока разрешить истцу совершить указанные действия за счет ответчика с взысканием с него расходов, а также взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб. и расходы на оплату услуг представителя в размере 5 000 руб.
Решением Саратовского районного суда Саратовской области от 19 января 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 28 апреля 2021 г, отказано в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене обжалуемых судебных постановлений как незаконных.
При рассмотрении дела судебная коллегия руководствуется частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), согласно которой кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений по настоящему делу судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 имеет в собственности земельный участок с кадастровым номером 64:32:083101:410 площадью 600 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", членом данного товарищества не является.
СНТ "Троянда" расположено по адресу: "адрес"
Энергоснабжение земельных участков в СНТ "Троянда" осуществляется на основании договора энергоснабжения N от 1 августа 2011 г, заключенного между ОАО "Саратовэнерго" и СНТ "Троянда", в редакции дополнительного соглашения от 25 февраля 2015 г.
В силу пункта 4.2.5 указанного договора потребитель имеет право подключать других потребителей только при наличии должным образом оформленного разрешения поставщика в пределах разрешенной мощности потребителя.
На основании договора аренды оборудования N от 21 июля 2018 г. объекты электросетевого хозяйства СНТ "Троянда" переданы ответчиком в аренду сетевой организации ООО "Сервисное обслуживание электросетевого комплекса", обслуживающей территорию товарищества
31 декабря 2018 г. осуществлено технологическое присоединение энергопринимающих устройств СНТ "Троянда" третьей категории надежности электроснабжения максимальной мощностью 120 кВт к электрической сети сетевой организации.
Согласно сообщению ООО "Сервисное обслуживание электросетевого комплекса", технические возможности и характеристики КТП 810А/160 кВА, расположенной на территории СНТ "Троянда", с учетом подключенных к ней абонентов, а также насосной станции с электрическим двигателем 45кВт, не позволяют подключить к ней новых абонентов без реконструкции трансформаторной подстанции. Технологическое присоединение новых абонентов приведет к повреждению имущества СНТ "Троянда".
17 июня 2020 г. ФИО1 обратилась к председателю правления СНТ "Троянда" с заявлением о производстве технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных на принадлежащем ей земельном участке, к электросети СНТ "Троянда".
27 июня 2020 г. правление СНТ "Троянда" уведомило ФИО1 о том, что произвести технологическое присоединение энергопринимающих устройств на земельном участке истца к электросети СНТ "Троянда" временно не имеется возможности в связи с нахождением земельного участка за пределами территории СНТ "Троянда", а также учитывая, что границы земельного участка истца не определены.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 26 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", статьей 18 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пунктами 2, 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861, пунктами 1, 2, 2(2), 7, 12.1, 14, 34 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861, разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 7 постановления от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", исходил из того, что ответчик, не являясь сетевой организацией, не обладает полномочиями по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Суд апелляционной инстанции, согласился с выводами суда первой инстанции и правовым обоснованием.
Оснований для иных выводов у судебной коллегии не имеется.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований являются законными и обоснованными, соответствующими требованиям статей 55, 56, 57 ГПК РФ.
В соответствии со статьёй 26 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила присоединения) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861, в соответствии со статьями 21 и 26 Закона об электроэнергетике и устанавливают порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с абзацем первым пункта 3 Правил присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им данных правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 названных правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению (абзац второй пункта 3 Правил присоединения).
К заявителям, на которых распространяется действие абзаца второго п. 3 Правил присоединения, относятся, в частности, физические лица в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику (пункт 14).
Из Правил присоединения следует, что на сетевую организацию возлагается не только обязанность по осуществлению собственно мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям, но и целого ряда подготовительных мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, включая усиление существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии).
Таким образом, в силу приведенных положений Закона об электроэнергетике и Правил присоединения обеспечение технических условий технологического присоединения в отношении любого обратившегося к сетевой организации заявителя является неотъемлемой частью обязанностей сетевой организации по соответствующему публичному договору.
Вместе с тем пунктом 8(5) Правил присоединения (в редакции, действующей на момент обращения ФИО1 в СНТ "Троянда") определены особенности для технологического присоединения энергопринимающих устройств, относящихся к имуществу общего пользования, расположенному в границах территории садоводства или огородничества.
В случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, относящихся к имуществу общего пользования, расположенному в границах территории садоводства или огородничества, а также энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом (при наличии).
При этом садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество не вправе отказаться от подачи в сетевую организацию заявки на технологическое присоединение принадлежащих указанным лицам энергопринимающих устройств, а также препятствовать сетевой организации в осуществлении технологического присоединения таких энергопринимающих устройств и требовать за это плату.
Следовательно, садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество не осуществляет технологическое присоединение энергопринимающих устройств, в его обязанности входит подача заявки на технологическое присоединение энергопринимающих устройств.
При таких обстоятельствах у судов первой и апелляционной инстанций отсутствовали основания для удовлетворения требований о возложении на ответчика обязанности произвести технологическое присоединение энергопринимающих устройств, а также иных требований, производных от данного требования.
Доводы заявителя полностью повторяют его позицию в суде первой инстанции и изложенную в апелляционной жалобе, были предметом проверки и обоснованно отклонены судами.
Доводы кассационной жалобы об обоснованности заявленных требований основаны на неправильном толковании норм материального права.
Нельзя признать состоятельным довод кассационной жалобы о том, что истец в ходе судебного разбирательства не уточнял заявленные требования.
В материалах дела имеется заявление представителя истца ФИО6 от 18 декабря 2020 г. об уточнении исковых требований в порядке статьи 39 ГПК РФ.
С учетом доверенности от 10 сентября 2020 г, выданной ФИО1 ФИО6, последний наделен полномочиями по изменению основания и предмета иска, подписи искового заявления.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о допущенных нарушениях норм материального и процессуального права, которые бы служили достаточным основанием в силу статьи 379.7 ГПК РФ к отмене обжалуемых судебных актов.
Суды первой и апелляционной инстанций при вынесении оспариваемых судебных постановлений правильно определили нормы материального права, подлежащие применению, обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела.
С учетом изложенного кассационная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Саратовского районного суда Саратовской области от 19 января 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 28 апреля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.