Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Филатовой В.Ю, Матросовой Г.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поступившее 7 октября 2021 года гражданское дело по иску Рыбальченко С.П. к Государственному учреждению-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе города Нижнего Новгорода о возложении обязанности восстановить выплату пенсии с учетом справки о заработной плате, по кассационной жалобе Рыбальченко С.П. на решение Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от 24 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 30 марта 2021 года.
Заслушав доклад судьи Филатовой В.Ю, поддержавшей доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Рыбальченко С.П. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе города Нижнего Новгорода о возложении обязанности восстановить выплату пенсии с учетом справки о заработной плате.
Решением Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от 24 сентября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 30 марта 2021 года, в удовлетворении требований Рыбальченко С.П. отказано.
В кассационной жалобе Рыбальченко С.П. просит решение Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от 24 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 30 марта 2021 года отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований, в связи с неправильным применением судом норм материального права, ненадлежащей оценкой, данной судами, представленным доказательствам.
Проверив законность и обоснованность апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам судебной коллегии по гражданским делам по доводам, изложенным в кассационной жалобе (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 30 марта 2021 года подлежит отмене, по следующим основаниям.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции допущены нарушения норм материального и процессуального права.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Рыбальченко С.П. зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования 15 июля 2008 года и с 1 ноября 2012 года являлась получателем страховой пенсии по старости досрочно в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", пенсия назначена с уменьшением возраста при неполном льготном стаже.
На основании заявления Рыбальченко С.П. от 29 октября 2012 года истцу назначена пенсия по пункту 2 статьи 23 договора от 24 января 2006 года, заключенному между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для начисления страховой пенсии по старости досрочно Рыбальченко С.П. представила в УПФР в Советском районе города Нижнего Новгорода сведения о размере заработной платы за период с 1985 года по 1991 год, размер пенсии установлен в сумме 5283 руб. 72 коп.
В связи с поступлением 27 октября 2016 года от Рыбальченко С.П. заявления, с 1 ноября 2016 года произведен перерасчет страховой пенсии с учетом сведений о размере заработной платы, для расчета приняты сведения о заработной плате истца за 24 месяца с 1 января 2000 года согласно справке ОАО "Нафтан" от 7 сентября 2016 года, размер пенсии установлен как работающему пенсионеру в сумме 9964 руб. 97 коп.
В связи с наличием ошибки, допущенной при назначении страховой пенсии по старости Рыбальченко С.П, выплата пенсии приостановлена с 1 августа 2019 года.
Решением от 14 ноября 2019 года УПФР в Советском районе города Нижнего Новгорода Рыбальченко С.П. назначена пенсия в размере 5851 руб. 14 коп.
Согласно решению N 4 от 4 декабря 2019 года УПФР в Советском районе города Нижнего Новгорода Рыбальченко С.П. назначена страховая пенсия по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона N 400-ФЗ по достижении возраста 55 лет с 1 ноября 2014 года.
Размер страховой пенсии с учетом фиксированной выплаты с 1 января 2020 года составил 7409 руб. 17 коп.
Вступившим в законную силу решением Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от 2 марта 2020 года, в стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, включены периоды трудовой деятельности с 1991 по 2002 годы, возобновлена выплата досрочной страховой пенсии по старости с 1 августа 2019 года на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ с 1 ноября 2012 года.
С 1 января 2020 года размер пенсии установлен в сумме 9348 руб. 22 коп, для расчета приняты данные о заработке истца за период с 1986 по 1991 годы.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, с учетом установленных по делу обстоятельств, оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями статей 11, 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", исходил из того, что на основании пункта 3 статьи 30 данного закона, при определении расчетного размера трудовой пенсии во внимание принимается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы только по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, данный заработок не может быть подтвержден справкой работодателя, поскольку периоды работы, которые выполнялись за пределами Российской Федерации включаются в стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда также указала на то, что, поскольку в сведениях персонифицированного учета Рыбальченко С.П. зарегистрирована 15 июля 2008 года, данные персонифицированного учета не содержат сведений о размере заработной платы истца за периоды с 2000 по 2002 годы, оценка пенсионных прав истца для назначения страховой пенсии не могла быть произведена исходя из заработка истца за указанный период. В целях оценки пенсионных прав истцом могли быть предоставлены сведения о заработке за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 года, исходя из таких данных, с учетом выбранного истцом при обращении с заявлением о назначении страховой пенсии периода заработка, ответчиком и произведен расчет пенсии истцу.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
До 1 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
13 марта 1992 года государствами-участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Беларусь, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее - Соглашение от 13 марта 1992 года).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств-участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства-участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 года).
Согласно статье 23 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 24 января 2006 года "О сотрудничестве в области социального обеспечения", назначение и выплата трудовой пенсии по возрасту (по старости), по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (в Республике Беларусь) после вступления в силу настоящего Договора осуществляются в следующем порядке: 1) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13 марта 1992 года на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает Договаривающаяся Сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией, в соответствии с настоящим Договором; 2) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные после 13 марта 1992 года на территориях Договаривающихся Сторон, каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с настоящим Договором.
По желанию и на основании заявлений граждан Договаривающихся Сторон им может назначаться и выплачиваться пенсия согласно законодательству Договаривающейся Стороны, гражданами которой они являются, без применения положений настоящего Договора. Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Однако ни суд первой, ни суд апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела положения вышеуказанных норм закона, устанавливающих возможность учета страхового стажа, приобретенного на территории в государстве участнике Соглашения от 13 марта 1992 года, не применили к спорным отношениям, на обсуждение не ставили и вследствие этого не установили обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора.
Согласно статье 3 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" в соответствии с Конституцией Российской Федерации заключение, прекращение и приостановление действия международных договоров Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации.
Международные договоры Российской Федерации заключаются с иностранными государствами, а также с международными организациями и иными образованиями от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства Российской Федерации (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти или уполномоченных организаций (договоры межведомственного характера).
Частью 1 статьи 37 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" предусмотрено, что прекращение (в том числе денонсация) и приостановление действия международных договоров Российской Федерации осуществляются в соответствии с условиями самого договора и нормами международного права органом, принявшим решение о согласии на обязательность международного договора для Российской Федерации.
Согласно статье 13 Соглашения от 13 марта 1992 года каждый участник настоящего Соглашения может выйти из него, направив соответствующее письменное уведомление депозитарию. Действие Соглашения в отношении этого участника прекращается по истечении 6-ти месяцев со дня получения депозитарием такого уведомления. Пенсионные права граждан государств - участников Содружества, возникшие в соответствии с положениями настоящего Соглашения, не теряют своей силы и в случае его выхода из Соглашения государства - участника, на территории которого они проживают.
Правовая позиция Конституционного Суда РФ по вопросу законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения исходит из принципов, что придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями Конституции.
Учитывая, что период трудовой деятельности истца проходил на территории Беларусь, применение Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24 января 2006 года не исключает возможность применения к данным правоотношениям Соглашения от 13 марта 1992 года, участником которого является Республика Беларусь.
При назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
В соответствии с абзацем 7 пункта 3 статьи 30 указанного выше Закона, при определении расчетного размера трудовой пенсии во внимание принимается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается.
Пунктом 26 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденного постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 года N 16/19па, определено, что среднемесячный заработок застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования за 2000-2001 годы подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета.
Среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 года в течение трудовой деятельности после регистрации застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.
Таким образом, при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства-участника Соглашения от 13 марта 1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Судами также не дана оценка доводам истца о том, что при обращении в Пенсионный фонд в Советском районе города Нижнего Новгорода Рыбальченко С.П. не разъяснялось право на получение пенсии в соответствии с договором, заключенным между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения, что повлияло на размер начисляемой пенсии, которая, с учетом выбранного истцом пункта Договора, составляет меньшую сумму по сравнению с начисляемой на основании части 1 статьи 23 Договора.
Нарушения, допущенные при постановлении решения суда первой инстанции, судом апелляционной инстанции при проверке его законности, не устранены, эти нарушения норм материального права являются существенными и непреодолимыми и могут быть исправлены только посредством отмены судебных актов.
С учетом приведенного решение Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от 24 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 30 марта 2021 года нельзя признать законными. Они приняты с нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы, что согласно статье 387 ГПК РФ является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует разрешить исковые требования Рыбальченко С.П. на основании норм закона, подлежащих применению к спорным отношениям, установленных по делу обстоятельств и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от 24 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 30 марта 2021 года отменить.
Направить гражданское дело на новое рассмотрение в Нижегородский районный суд города Нижнего Новгорода
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.