Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Филатовой В.Ю, Матросовой Г.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием веб-конференции поступившее 8 октября 2021 года гражданское дело по заявлению Рыбенок В.В. об установлении факта участия в боевых действиях по кассационной жалобе Рыбенок В.В. на решение Калужского районного суда Калужской области от 5 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 21 июня 2021 года.
Заслушав доклад судьи Филатовой В.Ю, объяснения Рыбенок В.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Управления Росгвардиии по Калужской области и Управления Центрального Оршанско-Хинганского Краснознаменного округа войск национальной гвардии - Рулина С.В, возражавшего против отмены судебных постановлений, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Рыбенок В.В. обратился в суд с заявлением об установлении факта участия в боевых действиях.
Решением Калужского районного суда Калужской области от 5 марта 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 21 июня 2021 года, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Рыбенок В.В. просит решение Калужского районного суда Калужской области от 5 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 21 июня 2021 года отменить, принять новое решение об удовлетворении заявления, в связи с неправильным применением судом норм материального и процессуального права, ненадлежащей оценкой, данной судом, представленным доказательствам.
В возражениях на кассационную жалобу представители Управления Росгвардии по Калужской области просят судебные постановления оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам по доводам, изложенным в кассационной жалобе (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к выводу об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 3 марта 1993 года Рыбенок В.В. призван на срочную военную службу в Российскую Армию и после принятия военной присяги 16 апреля 1994 года проходил непрерывную военную службу в войсковой части 3724 в должности стрелка с 17 марта 1994 года и с 29 апреля 1994 года в должности разведчика-гранатометчика.
14 июля 1995 года Рыбенок В.В. уволен (демобилизован) в запас.
Рыбенок В.В. обратился в комиссию Центрального округа войск национальной гвардии России по вопросу оформления документов на выдачу ему удостоверения ветерана боевых действий.
На основании решения комиссии Центрального округа войск национальной гвардии России по рассмотрению заявлений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий от 13 февраля 2020 года в выдаче удостоверения ветерана боевых действий было отказано по причине непредставления на момент обращения документов, подтверждающих непосредственное его участие в боевых действиях в период с 24 апреля 1995 года по 22 мая 1995 года в республике Чечня.
Согласно архивной справке, выданной ФГКУ "Центральный архив войск национальной гвардии Российской Федерации" от 27 ноября 2019 года, войсковая часть 3724 дислоцировалась в городе Владикавказе РСО-Алания. Личный состав воинской части выполнял служебно-боевые задачи по борьбе с преступностью, укреплению правопорядка в регионе и обеспечению общественной безопасности в районе режима чрезвычайного положения, ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта, принимал участие в боевых действиях по защите конституционных прав граждан Российской Федерации в Чеченской Республике.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась судебная коллегия по гражданским делам Калужского областного суда, исходил из отсутствия в материалах дела доказательств, свидетельствующих о непосредственном участии заявителя в боевых действиях на территории Чеченской республики или прилегающих в ней территорий, поскольку представленные доказательства указывают лишь о нахождении в пригородном районе СО ССР. Как указал суд, согласно копии военного билета, в период с 17 марта 1994 года по 14 июля 1995 года Рыбенок В.В. выполнял задачи в условиях чрезвычайного положения.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, также указала, что заявленный Рыбенок В.В. период прохождения им службы в Чеченской Республике не указан как период боевых действий в приложении к Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Соглашаясь с указанными выводами суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не учел следующее.
Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах") установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, и определен круг лиц, относящихся к данной категории.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 3 названного федерального закона к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приведен в приложении к Федеральному закону "О ветеранах".
Согласно разделу III этого перечня к числу государств и периодов ведения боевых действий отнесены в том числе выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года
В соответствии с абзацем 2 части 1 постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2001 года N 896 "О зонах вооруженных конфликтов" в целях упорядочения предоставления дополнительных гарантий и компенсаций, предусмотренных Законом Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", выполнение задач военнослужащими и сотрудниками органов внутренних дел на территориях Республики Северная Осетия-Алания и Республики Ингушетия в октябре - ноябре 1992 года отнесено к выполнению задач при вооруженных конфликтах; выполнение задач военнослужащими, а также лицами рядового и начальствующего состава, курсантами и слушателями учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации на всей территории Чеченской Республики в период с декабря 1994 года по декабрь 1996 года отнесено к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта.
Пунктом 2 Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 763, предусмотрено, что выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти (федеральных государственных органах) и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 7 мая 2004 года N 282 утверждена Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Указанная Инструкция утратила силу 3 января 2021 года в связи с изданием Приказа МВД России от 27 ноября 2020 года N 808 "Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в органах внутренних дел Российской Федерации".
Так, для наделения лица статусом ветерана боевых действий необходимо два основных условия: во-первых, принадлежность к лицам, которые прямо поименованы в пункте 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", среди них лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел; во-вторых, их непосредственное участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях, которые определяются на основании Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации.
При наличии этих условий гражданин Российской Федерации приобретает право на получение статуса ветерана боевых действий, а следовательно, и право на получение предусмотренных законом мер социальной поддержки.
Из приведенных нормативных положений следует, что наделение гражданина статусом ветерана боевых действий с выдачей соответствующего удостоверения является результатом совершения ряда действий, в том числе связанных с установлением уполномоченным органом на основании представленных документов права гражданина на приобретение этого статуса. Решение о выдаче гражданину удостоверения ветерана боевых действий, являющегося документом, подтверждающим право на предоставление мер социальной поддержки, принимается уполномоченными государством органами на основе полной и всесторонней оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на получение такого статуса, и в строгом соответствии с установленными требованиями.
В силу пункта 1 статьи 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации порядок гражданского судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", названным кодексом и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.
В данной статье закона закреплен исчерпывающий перечень нормативных правовых актов, в которых могут содержаться нормы о порядке гражданского судопроизводства, включая нормы о доказательствах и доказывании в гражданском процессе.
В соответствии с частью 1 статьи 262 и статьей 263 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, рассматриваются судом в порядке особого производства по общим правилам искового производства с особенностями, установленными главами 27 и 28 данного кодекса.
Общие правила доказывания в гражданском процессе урегулированы положениями главы 6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 55 данного кодекса доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
Согласно статье 60 этого же кодекса обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Исходя из изложенного свидетельские показания в гражданском процессе, по общему правилу, являются допустимыми доказательствами, а исключение из этого правила может быть установлено только федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Согласно статье 265 этого же кодекса, суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Таким образом, реализация конституционного права на судебную защиту путем установления в порядке особого производства юридически значимых фактов предусмотрена законодателем именно для тех случаев, когда документы, удостоверяющие эти факты, не могут быть получены заявителем во внесудебном порядке.
Установление в судебном порядке факта, от которого зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан или организаций, предоставляет заявителю возможность реализовать принадлежащие ему права, в том числе на социальную защиту, в случае, если их реализация в ином порядке по формальным основаниям невозможна.
Действующий в настоящее время приказ МВД России от 27 ноября 2020 года N 808 "Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в органах внутренних дел Российской Федерации" устанавливает внесудебную процедуру выдачи удостоверений ветерана боевых действий (далее - удостоверение) лицам, указанным в статье 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", направлявшимся (привлекавшимся) для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий Министерством обороны Российской Федерации (Министерством обороны СССР) либо упраздненным государственным органом, функции которого в установленной сфере деятельности государственных органов в настоящее время осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.
Согласно пункту 6 указанного Порядка для получения удостоверения сотрудники подают рапорт, гражданские служащие, работники и граждане, уволенные со службы в органах внутренних дел, федеральной государственной гражданской службы или в связи с прекращением трудового договора, подают заявление. Рапорт (заявление) подается в кадровое подразделение органа, организации, подразделения МВД России, в котором сотрудники, гражданские служащие, работники, уволенные граждане проходят (проходили) службу, работают (работали) или по месту дислокации которого они проживают.
К рапорту (заявлению) прикладываются: две фотографии размером 3 x 4 см (в цветном либо черно-белом варианте без светлого угла на матовой фотобумаге), заверенные печатью кадрового подразделения, копия паспорта гражданина Российской Федерации, согласие на обработку персональных данных, заверенные выписки из приказов либо справки командиров (начальников) воинских частей, иных подразделений о направлении, прибытии, убытии в служебные командировки, копии командировочных удостоверений, а также документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях (пункт 8 Порядка).
В соответствии с пунктом 8.1 Порядка для лиц, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, - выписки из приказов руководителей (начальников), записи в трудовых книжках или сведения о трудовой деятельности, архивные справки, подтверждающие даты или периоды выполнения указанных задач, командировочные удостоверения, подтверждающие факт прохождения службы, работы в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, устанавливаемый в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 года N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций", а также нахождения сотрудников, работников в командировке в соответствии с приказами начальников главных управлений, управлений МВД России, министров внутренних дел, начальников ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, ОВДРО, ОУМТиВС, образовательных и научных организаций системы МВД России.
Для лиц, принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей на территориях других государств, а также указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", - архивные справки, подтверждающие, в том числе участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей на территориях других государств (приложение к Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", раздел III) (пункт 8.3.1 Порядка).
С учетом подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права, регулирующих порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий, юридически значимым, подлежащим выяснению и доказыванию являлось установление судом обстоятельств участия Рыбенок В.В. в боевых действиях на территории Чеченской Республики и на прилегающих территориях к Чеченской республике, отнесенной к зоне вооруженного конфликта с 24 апреля 1995 года по 22 мая 1995 года; возможно ли отнести участие Рыбенок В.В. в выполнении задач по нормализации обстановки, восстановлении законности и правопорядка на части территории Республика Северная Осетия к участию в выполнении задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, а также предоставляет ли право участия Рыбенок В.В. в выполнении задач по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии доокументов, подтверждающих факт участия Рыбенок В.В. в боевых действиях на территории Чеченской Республики в заявленный период, поскольку представленные документы свидетельствуют лишь о его нахождении в пригородом районе СО ССР.
Наделение суда полномочиями по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти (статья 10 Конституции Российской Федерации) и является одним из проявлений ее независимости, необходимой для справедливого отправления правосудия. С учетом же того, что судебная оценка доказательств должна осуществляться исходя из конституционного предписания о подчинении судей только Конституции Российской Федерации и федеральному закону (статья 120, часть 1, Конституции Российской Федерации), получившему, применительно к законодательному регулированию гражданского процесса, конкретизацию в части первой статьи 11 ГПК Российской Федерации, согласно которой суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов, закрепление оспариваемым законоположением одного из принципиальных условий допустимости доказательств направлено - в совокупности с другими положениями данного Кодекса - на обеспечение вынесения законных и обоснованных судебных актов.
С учетом приведенных положений процессуального закона каждое доказательство, представленное лицами, участвующими в деле, в обоснование своих выводов или возражений на доводы другой стороны спора, должно быть предметом исследования и оценки суда, в том числе в совокупности и во взаимной связи с другими доказательствами и в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным правоотношениям. Оценка доказательств и отражение ее результатов в судебном решении являются проявлением дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом. В противном случае нарушаются задачи и смысл гражданского судопроизводства, установленные статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Между тем, судом не дана оценка архивной справке, согласно которой часть, в которой проходил службу заявитель, в 1994-1995 годах дислоцировалась в городе Владикавказе РСО-Алания, личный состав воинской части, в том числе, принимал участие в боевых действиях по защите конституционных прав граждан Российской Федерации в Чеченской Республике.
Также судом не дана оценка доводам истца о том, что в пункте 18 военного билета, выданного 2 марта 1994 года Клинцовским объединенным городским военным комиссариатом Брянской области имелась зачеркнутая запись о том, что Рыбенок В.В. в период с 24 апреля 1995 года по 22 мая 1995 года принимал участие в боевых действиях в Республике Чечня, и не зачеркнутой записи в особых отметках военного билета о выполнении с 17 марта 1994 года по 14 июля 1995 года задач по защите конституционных прав граждан в условиях ЧП в Пригородном районе СО ССР. В 2009 году взамен указанного военного билета выдан новый, в котором записи об участии в боевых действиях на территории Чеченской республики отсутствуют. Таким образом, судом не поставлен на обсуждение вопрос о причинах, послуживших основанием для внесения записи и последующей его замене, что влияет на защиту прав заявителя, связанных с установлением факта участия в боевых действиях.
В связи с тем, что неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, привело к неправильному разрешению спора, судебная коллегия полагает, что апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 21 июня 2021 года подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть все приведенное выше и разрешить заявление Рыбенок В.В. в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 21 июня 2021 года отменить.
Гражданское дело направить на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Калужского областного суда.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.