Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Юдиной С.В, Матросовой Г.В, рассмотрев в открытом судебном заседании 20 декабря 2021 года гражданское дело по Куряковой Тамары Викторовны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе Саратовской области (межрайонное) о признании решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью незаконным, возложении обязанности включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, определенные периоды работы
по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области
на решение Калининского районного суда Саратовской области от 23 марта 2021 года по гражданскому делу N 2-55/2021 и на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 22 июля 2021 года по гражданскому делу N 33-5374/2021, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В, пояснения представителя ответчика Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области Рословой В.В, действующей на основании доверенности, поддержавшей доводы кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Курякова Т.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе Саратовской области (межрайонное) (далее по тексту - ГУ - УПФР в Калининском районе Саратовской области (межрайонное) о признании решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью незаконным, возложении обязанности включить в стаж дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы.
Решением Калининского районного суда Саратовской области от 6 марта 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 16 июля 2020 года, исковые требования Куряковой Т.В. удовлетворены частично: признано незаконным решение ГУ - УПФР в Калининском районе Саратовской области (межрайонное) от 20 ноября 2019 года в части исключения из стажа лечебной деятельности периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 21 октября 2002 года по 22 ноября 2002 года, с 25 ноября 2002 года по 9 декабря 2002 года, с 23 октября 2006 года по 24 ноября 2006 года, праздничных дней "Радоница" 24 апреля 2012 года, 14 мая 2013 года, 29 апреля 2014 года, 21 апреля 2015 года, 10 мая 2016 года, 25 апреля 2017 года и 7 мая 2019 года; на ответчика возложена обязанность включить Куряковой Т.В. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 21 октября 2002 года по 22 ноября 2002 года, с 25 ноября 2002 года по 9 декабря 2002 года, с 23 октября 2006 года по 24 ноября 2006 года в льготном исчислении как год работы за 1 год и 3 месяца, праздничные дни "Радоница" 24 апреля 2012 года, 14 мая 2013 года, 29 апреля 2014 года, 21 апреля 2015 года, 10 мая 2016 года, 25 апреля 2017 года и 7 мая 2019 года. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 16 ноября 2020 года решение Калининского районного суда Саратовской области от 6 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 16 июля 2020 года отменены в части отказа во включении в специальный стаж лечебной деятельности Куряковой Т.В. периода работы с 1 января 1991 года по 30 ноября 1992 года. Дело в отмененной части направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В остальной части решение Калининского районного суда Саратовской области от 6 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 16 июля 2020 года оставлены без изменения.
Решением Калининского районного суда Саратовской области от 23 марта 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 22 июля 2021 года исковые требования Куряковой Т.В. удовлетворены: признано незаконным решение ГУ - УПФР в Калининском районе Саратовской области (межрайонное) от 20 ноября 2019 года в части исключения из стажа лечебной деятельности периода работы с 1 января 1991 года по 30 ноября 1992 года в должности медсестры терапевтического отделения Вилейской ЦРБ Минской области Республики Беларусь; на ответчика возложена обязанность включить Куряковой Т.В. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, период работы с 1 января 1991 года по 30 ноября 1992 года в должности медсестры терапевтического отделения Вилейской ЦРБ Минской области Республики Беларусь.
В кассационной жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, ГУ-ОПФР в Саратовской области ставит вопрос об отмене судебных актов, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, указывая, что период работы после 1 января 1991 года не подлежит зачету в стаж, т.к. истцом выбран иной вариант при назначении пенсии, законодательством Республики Беларусь не предусмотрено включение должности истца в льготный стаж.
В связи с реорганизацией ГУ - УПФР в Калининском районе Саратовской области (межрайонное) путем присоединения к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области на основании части 1 статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией удовлетворено ходатайство представителя ответчика о правопреемстве.
Заслушав доклад судьи, выслушав участника процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального прав.
Таких нарушений судами при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела не допущено.
Как установлено судом, Курякова Т.В. 11 ноября 2019 года обратилась в ГУ - УПФР в Калининском районе Саратовской области (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.
Решением ГУ - УПФР в Калининском районе Саратовской области (межрайонное) от 20 ноября 2019 года Куряковой Т.В. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
При этом, ответчик исключил из стажа работы Куряковой Т.В, дающей право на досрочное назначение пенсии, период работы с 1 января 1991 года по 30 ноября 1992 года в должности медсестры терапевтического отделения Вилейской ЦРБ Минской области Республики Беларусь. Ответчиком указано, что периоды работы в Республике Беларусь после 1 января 1991 года рассматриваются, как периоды работы за границей, и могут быть включены в подсчет общего трудового стажа в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации. В соответствии с законодательством Республики Беларусь указанный период работы в должности медицинской сестры терапевтического отделения не засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Факт работы Куряковой Т.В. с 1 января 1991 года по 30 ноября 1992 года Курякова Т.В. (ранее - Шуманская) в должности медсестры терапевтического отделения Вилейской ЦРБ Минской области Республики Беларусь и начисление ей за указанный период заработной платы подтверждается копией трудовой книжки, а также справками о заработке для начисления пенсии.
Согласно ответам Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Минского областного управления Вилейского районного отдела от 29 января 2021 года, от 15 февраля 2021 года и от 11 марта 2021 года с 1 января 1991 года по настоящее время Учреждение здравоохранения "Вилейская центральная районная больница" уплачивает страховые взносы. Индивидуальный персонифицированный учет в системе государственного социального страхования введен в республике Беларусь с 1 января 2003 года Законом Республики Беларусь от 6 января 1999 года N 230-з "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования".
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
До 1 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов. В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, применяются правила международного договора РФ Российской Федерации (часть 3 статья 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ).
13 марта 1992 года государствами-участниками Содружества Независимых Государств, в том числе, Российской Федерации и Республикой Беларусь, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее - Соглашение от 13 марта 1992 года).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств-участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что для установления права на пенсию, в том числе, пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства-участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 года).
Согласно статье 23 Договора между Российской Федерации и Республикой Беларусь от 24 января 2006 года "О сотрудничестве в области социального обеспечения" назначение и выплата трудовой пенсии по возрасту (по старости), по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (в Республике Беларусь) после вступления в силу настоящего Договора осуществляются в следующем порядке:
- за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13 марта1992 года на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает Договаривающаяся Сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией, в соответствии с настоящим Договором;
- за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные после 13 марта 1992 года на территориях Договаривающихся Сторон, каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с настоящим Договором.
По желанию и на основании заявлений граждан Договаривающихся Сторон им может назначаться и выплачиваться пенсия согласно законодательству Договаривающейся Стороны, гражданами которой они являются, без применения положений настоящего Договора. Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статья 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статья 8 названного закона).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статья 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования о включении в льготный стаж работы Куряковой Т.В. периода работы с 1 января 1991 года по 30 ноября 1992 года в должности медсестры терапевтического отделения Вилейской ЦРБ Минской области Республики Беларусь, суды руководствовались Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", положениями Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, а также Федерального закона от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" и пришли к обоснованному выводу о наличие правовых оснований для включения спорного периода в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, поскольку спорный период трудовой деятельности истца проходил на территории Республики Беларусь, отказ истца от применения Договора между Российской Федерации и Республикой Беларусь от 24 января 2006 года не исключает возможность применения к данным правоотношениям Соглашения от 13 марта 1992 года, участником которого является Республика Беларусь.
В судебных актах приведено толкование норм материального права (Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях", Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, Федерального закона от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации"), подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Приведенные в жалобе ответчика доводы об отсутствии оснований для включении спорного периода в льготный стаж Куряковой Т.В, являлись предметом исследования судебных инстанций, по существу сводятся к несогласию с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене решения суда и определения судебной коллегии являться не могут, т.к. в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судами исследованы все представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам статей 55, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Иных доводов, которые не были бы отражены в оспариваемых судебных актах, кассационная жалоба ответчика не содержит.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Калининского районного суда Саратовской области от 23 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 22 июля 2021 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.