Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу и дополнение к жалобе защитника товарищества собственников жилья "Южный-2" - Эдельвейс Е.В. на постановление мирового судьи судебного участка N6 Верх-Исетского судебного района г. Екатеринбурга от 16 июля 2021 года, решение судьи Верха-Исетского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 16 августа 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении товарищества собственников жилья "Южный-2",
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N6 Верх-Исетского судебного района г. Екатеринбурга от 16 июля 2021 года, оставленным без изменения решение судьи Верха-Исетского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 16 августа 2021 года, товарищество собственников жилья "Южный-2" (далее- ТСЖ "Южный-2", юридическое лицо) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе и дополнении к жалобе (далее по тексту вместе именуемые - жалоба), поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник ТСЖ "Южный-2" Эдельвейс Е.В. просит об отмене судебных актов, прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Установлено и материалами дела подтверждается, что в муниципальной собственности муниципального образования "город Екатеринбург" находятся жилые помещения "данные изъяты" по адресу: "данные изъяты"; жилые помещения N "данные изъяты" по адресу: "данные изъяты". Содержание общего имущества в указанных МКД осуществляется ТСЖ "Южный-2".
На основании распоряжения органа муниципального контроля (Управления жилищного и коммунального хозяйства города Екатеринбурга) N19.10-09/19/8 от 18.10.2019 года в отношении ТСЖ "Южный-2" в рамках муниципального жилищного контроля проведена плановая документарная и выездная проверка с целью выявления и предупреждения нарушения обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда законами и правовыми актами в области жилищных отношений, на основании плана проведения плановых проверок на 2019 год.
В ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований, а также требований муниципальных правовых актов. В целях устранения выявленных нарушений, обеспечения безопасных условий проживания граждан ТСЖ "Южный-2" выдано предписание N19.10-09/19/8-ПР от 29.11.2019 года, которым предписано выполнить ряд мероприятий (21 пункт нарушений). По пунктам 4, 8, 9, 15, 16, 18, 19 установлен срок выполнения не позднее 29.12.2019 года, по пунктам 2, 3, 10, 12, 13, 21 - не позднее 01.03.2020 года, по пунктам 5, 6, 7, 11, 14, 17, 20 - не позднее 01.06.2020 года, по пункту 1 - не позднее 29.11.2020 года.
На основании поступившего обращения юридического лица сроки исполнения пунктов 1, 3, 5, 6, 7, 11, 14, 17, 20 предписания N19.10-09/19/8-ПР от 29.11.2019 продлены до 01.06.2021 года.
10.06.2021 года по результатам внеплановой выездной проверки, проведенной в период с 03.06.2021 года по 09.06.2021 года на основании распоряжения N 19.10-10/21/55 от 02.06.2021 года в отношении ТСЖ "Южный-2", в связи с истечением срока исполнения ранее выданного предписания N 19.10-09/19/8-ПР от 29.11.2019 года, выявлен факт невыполнения законного предписания должностного лица, осуществляющего муниципальный жилищный контроль, N 19.10-09/ 19/8-ПР от 29.11.2019 года, в установленный срок до 01.06.2021 года, а именно:
не выполнен пункт 1 предписания (указанные в предписании нарушения пункта 1 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 1 части 1 статьи 137, пункта 2 статьи 138, части 3 статьи 47 Жилищного кодекса Российской Федерации не устранены) - устав ТСЖ "Южный-2" не приведен в соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации;
не выполнен пункт 3 предписания (не устранены указанные в предписании нарушения подпункта "б" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее Правила N491), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, пункта 20 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Минимальный перечень услуг и работ), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290) - не предоставлен технический отчет электроизмерений;
не выполнен пункт 5 предписания (не устранены указанные в предписании нарушения подпунктов "б", "е" пункта 10, подпункта "з" пункта 11 Правил N491, пункта 9 Минимального перечня услуг и работ, пункта 4.2.3.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила и нормы технической эксплуатации), утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, пунктов 102, 103 Правил благоустройства территории муниципального образования "город Екатеринбург") - не приняты меры по восстановлению целостности герметизирующих заделок стыков стеновых панелей (в местах разрушения), отделочного слоя стен фасада (в местах разрушения до кирпича) по периметру МКД 6/1;
не выполнен пункт 6 предписания (не устранены указанные в предписании нарушения подпунктов "б", "е" пункта 10, подпункта "з" пункта 11 Правил N491, пункта 9 Минимального перечня услуг и работ, пункта 4.2.3.1 Правил и норм технической эксплуатации, пунктов 102, 103 Правил благоустройства территории муниципального образования "город Екатеринбург") - не приняты меры по восстановлению отделочного слоя стен цоколя (в местах разрушения до кирпича) по периметру МКД 6/1 и МКД 6/2;
не выполнен пункт 7 предписания (не устранены указанные в предписании нарушения подпункта "з" пункта 11 Правил N491, пунктов 1, 2 Минимального перечня услуг и работ, пунктов 4.1.6, 4.1.7 Правил и норм технической эксплуатации, пунктов 102, 103 Правил благоустройства территории муниципального образования "город Екатеринбург") - не восстановлена целостность отмостки в местах разрушения по периметру МКД 6/1 и МКД 6/2;
не выполнен пункт 11 предписания (не устранены указанные в предписании нарушения подпункта "б" пункта 10, "з" пункта 11 Правил N491, пункта 7 Минимального перечня услуг и работ, пунктов 2.6.2, 4.6.1.1, 4.6.1.2, 4.6.1.15, 4.6.1.26 Правил и норм технической эксплуатации) - не приняты меры по восстановлению целостности карнизных плит (в местах разрушения до арматуры) по периметру дома и карнизных свесов (в местах пробоин) на крыше МКД 6/1;
не выполнен пункт 14 предписания (не устранены указанные в предписании нарушения подпункта "з" пункта 11 Правил N491, пункта 9 Минимального перечня услуг и работ, пунктов 2.6.3, 3.4.3, 4.1.4, 4.2.1.1, 4.2.1.3 Правил и норм технической эксплуатации, пунктов 102, 103 Правил благоустройства территории муниципального образования "город Екатеринбург") - не устранены щели в местах примыкания заполнения продухов к стенам цоколя, не восстановлена целостность откосов продухов по периметру МКД 6/1 и МКД 6/2;
не выполнен пункт 20 предписания (не устранены указанные в предписании нарушения подпункта "б" пункта 10, подпункта "з" пункта 11 Правил N491, пункта 9 Минимального перечня услуг и работ, пункта 2.6.2, 4.8.1, 4.8.10 Правил и норм технической эксплуатации, пунктов 102, 103 Правил благоустройства территории муниципального образования "город Екатеринбург") - не приняты меры по восстановлению отделочного слоя стен фасада (в местах разрушения до кирпича) со стороны подъездов МКД 6/2.
В связи с указанными обстоятельствами неисполнения предписания в установленный срок в отношении юридического лица составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельства невыполнения ТСЖ "Южный-2" в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства подтверждены совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, оценив которые в соответствии с требованиями статей 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объективных данных, опровергающих установленные по делу обстоятельства, в том числе о наличии события и состава административного правонарушения, подателем жалобы не представлено.
Факт наличия нарушений в отношении указанных МКД обязательных требований жилищного законодательства, требований, установленных муниципальными правовыми актами, как на момент проведения плановой проверки в 2019 году, так и на момент проверки, по результатам которой выявлен факт невыполнения предписания, установлен в ходе проверок, каких-либо сомнений не вызывает.
Доводы о незаконности предписания по причине того, что проверки проводились, и предписание выдавалось неуполномоченным должностным лицом, вызваны ошибочным толкованием норм материального права.
В настоящем случае проверка проведена в рамках муниципального жилищного контроля. Оснований полагать об отсутствии основания для проведения мероприятий муниципального жилищного контроля не имеется. Вопреки мнению заявителя положения жилищного законодательства (статьи 14, 19, 20 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции закона, действующего в момент возникновения спорных правоотношений) не ограничивают уполномоченный орган муниципального жилищного контроля на проведение муниципального жилищного контроля и в отношении общего имущества многоквартирных домов, в которых располагаются жилые помещения, относящиеся к муниципальному жилищному фонду.
Доводы об отсутствии требований к проверке уставов в перечне проверяемых требований, приведенных в статье 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (в действующей в настоящее время редакции), не свидетельствуют об отсутствии оснований для указания должностным лицом данного требования в предписании. На момент проведения проверки в 2019 году, на момент выдачи предписания, а также на момент проведения проверки, в результате которой выявлен факт неисполнения предписания в 2021 году, право должностных лиц органов муниципального жилищного контроля на выдачу предписания об устранении выявленных нарушений в части несоответствия устава товарищества собственников жилья обязательным требованиям было прямо закреплено в статье 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Приводимые в жалобе доводы о незаконности проверки, поскольку при ее проведении нарушены требования Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", Постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2020 N 1969 "Об особенностях формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, проведения проверок в 2021 году и внесении изменений в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", несостоятельны. Устанавливаемые данными нормативными актами ограничения не свидетельствуют о незаконности проведения 03.06.2021 года внеплановой выездной проверки исполнения пунктов 1, 3, 5, 6, 7, 11, 14, 17, 20 предписания N19.10-09/19/8-ПР от 29.11.2019 года.
Доводы о незаконности и неисполнимости каждого из неисполненных пунктов предписания являлись предметом проверки нижестоящих судебных инстанций, мотивированные выводы о несостоятельности таких доводов отражены судебных актах.
В предписании указаны нормы жилищного законодательства, положениям которых устав юридического лица не соответствует. При рассмотрении дела мировым судьей прямо приведены положения разделов Устава, очевидно несоответствующие указанным в предписании нормам действующего жилищного законодательства. При таких обстоятельствах мировой судья пришел к обоснованному выводу, что требования предписания N 19.10-09/19/8-ПР от 29.11.2019 года о приведении Устава ТСЖ "Южный-2" в соответствие с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации являлись законными и подлежали исполнению в срок не позднее 01.06.2021 года. С учетом конкретного и четкого указания в предписании норм жилищного законодательства, которым не соответствует устав, каких-либо неясностей, неопределенностей и затруднений исполнение данного пункта предписания у юридического лица вызвать не могло.
Доводы заявителя о незаконности пункта 3 предписания, по причине того, что вмененными нарушениями обязательных требований прямо не закреплено наличие технического отчета электроизмерений, несостоятельны. Отклоняя довод о незаконности пункта 3 предписания, мировой судья обоснованно указал, что отсутствие у ТСЖ "Южный-2" технического отчета о проведении электроизмерений является нарушением (ненадлежащим исполнением) требований подпункта "б" пункта 11 Правил N491, пункта 20 Минимального перечня услуг и работ (указанных в предписании), которое подлежало устранению уполномоченным лицом, ответственным за содержание общего имущества, в связи с чем пункт 3 предписания, обязывающий ТСЖ "Южный-2" предоставить технический отчет электроизмерений, являлся законным и подлежал исполнению в установленный срок.
Кроме того, нижестоящими судебными инстанциями сделаны обоснованные выводы и о законности пунктов 5, 6, 7, 11, 14, 20 предписания.
Доводы ТСЖ "Южный-2" о необходимости капитального ремонта (об обязанности регионального фонда капитального ремонта на проведение соответствующих работ) не исключает обязанности юридического лица по осуществлению контроля за состоянием общего имущества, исполнением им нормативных требований Правил N491, Минимального перечня услуг и работ, Правил и норм технической эксплуатации в части обозначенных нарушений и до проведения такого ремонта. С учетом характера выявленных нарушений, которые указывают на несоблюдение конкретных требований Правил N491, Минимального перечня услуг и работ, Правил и норм технической эксплуатации, относящихся к содержанию общего имущества многоквартирного дома, полномочий именно ТСЖ "Южный-2" по содержанию общего имущества многоквартирных домов, проведение мероприятий по устранению нарушений обоснованно предписано данному юридическому лицу. Каких-либо действий в рамках своих полномочий по содержанию общего имущества многоквартирных домов в части устранения обозначенных в пунктах 5, 6, 7, 11, 14, 20 предписания нарушений ТСЖ "Южный-2" не предпринималось.
Вопреки доводам жалобы, имеющимся в материалах дела доказательствам, как подтверждающим в своей совокупности виновность юридического лица, нижестоящими судебными инстанциями дана надлежащая правовая оценка.
Факт выявленных нарушений подтвержден материалами дела. Предписание по устранению нарушений выдано уполномоченным должностным лицом, предписание в указанный в нем срок не исполнено, незаконным в установленном законом порядке признано не было, обстоятельств его незаконности (в том числе каждого из пунктов предписания) и в рамках настоящего дела также не усматривается.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств принятия ТСЖ "Южный-2" всех зависящих и реальных мер для выполнения в установленный срок требований предписания по устранению выявленных нарушений в материалы дела не представлено. Обстоятельств неисполнимости пунктов 1, 3, 5, 6, 7, 11, 14, 17, 20 предписания N19.10-09/19/8-ПР от 29.11.2019 года не усматривается, приведенные в жалобе доводы об обратном не указывают.
В связи с изложенным, в действиях юридического лица судебными инстанциями правомерно установлен факт невыполнения в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства, что указывает на наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уполномоченным должностным лицом при наличии для этого законных оснований.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями, вопреки доводам жалобы, требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
В постановлении мирового судьи по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены имеющие значение обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности. Назначенное административное наказание в виде штрафа назначено юридическому лицу в виде административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным и справедливым.
При пересмотре дела по жалобе на постановление судья районного суда, проверил дело в соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынес законное и обоснованное решение.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N6 Верх-Исетского судебного района г. Екатеринбурга от 16 июля 2021 года, решение судьи Верха-Исетского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 16 августа 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении товарищества собственников жилья "Южный-2" оставить без изменения, жалобу и дополнение к жалобе защитника товарищества собственников жилья "Южный-2" - Эдельвейс Е.В. - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.