Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Нефтяная компания "Конданефть" - Препелицы Д.В. на вступившие в законную силу решение судьи Кондинского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 июня 2021 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 августа 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.25, частью 1 статьи 8.31, частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества "Нефтяная компания "Конданефть",
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области охраны окружающей среды, начальника Кондинского отдела службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре N 06085/2021 от 10 марта 2021 года акционерное общество "Нефтяная компания "Конданефть" (далее по тексту - АО "НК "Конданефть", общество, юридическое лицо) признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьей 8.25, частью 1 статьи 8.31, частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с применением положений части 2 статьи 4.4 указанного Кодекса общество подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением судьи Кондинского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 июня 2021 года, оставленным без изменения судьей суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 августа 2021 года, постановление должностного лица административного органа N 06085/2021 от 10 марта 2021 года оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в интересах АО "НК "Конданефть", защитник общества просит отменить решение судьи районного суда от 11 июня 2021 года и решение судьи суда округа от 18 августа 2021 года, ссылаясь на их незаконность, и прекратить производство по делу.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Должностное лицо, вынесшее постановление, уведомлено о подаче жалобы.
Дело, истребованное по вышеуказанной жалобе, поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 17 ноября 2021 года.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил заготовки древесины влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с частью 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
В силу части 9 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации правила заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно подпункту "к" пункта 12 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом Минприроды России от 13 сентября 2016 г. N 474 (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности) не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки.
Аналогичные нормы закреплены в подпункте "к" пункта 12 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом Минприроды России от 01 декабря 2020 г. N 993.
В соответствии с частью 1 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил санитарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Согласно абзацу 2 пункта 14 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 г. N 607 (норма приведена в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности), при использовании лесов не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных физическим или юридическим лицам в пользование в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации.
Аналогичное положение закреплено в подпункте "в" пункта 20 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09 декабря 2020 г. N 2047.
В соответствии с частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно части 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. N 417 (норма приведена в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности), при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Аналогичные нормы закреплены в пункте 26 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2020 г. N 1614.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения заместителя руководителя Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N 06-409/2020 от 14 декабря 2020 года с 21 по 25 декабря 2020 года с целью предупреждения, выявления и пресечения нарушений лесного законодательства проведено мероприятие по контролю (патрулированию) в лесах. 23 декабря 2020 года в 11 часов 54 минуты в ходе проведения мероприятия по контролю (патрулированию) в лесах на участке лесного фонда, расположенном в квартале N 136 выделе N 26 Болчаровского урочища Болчаровского участкового лесничества Кондинского территориального отдела - лесничества обнаружен факт использования участка лесного фонда под площадной объект. Площадка (лесосека) свободна от лесных насаждений, вырублена. Порубочные остатки оставлены на территории площадки, покрыты слоем снега, что свидетельствует об их длительном нахождении на лесосеки. В ходе патрулирования вышеуказанного лесного участка зафиксировано отсутствие проведения очистки площадки (лесосеки) от порубочных остатков.
Участок лесного фонда, расположенный в квартале N 136 выделе N 26 Болчаровского урочища Болчаровского участкового лесничества Кондинского территориального отдела - лесничества используется АО "НК "Конданефть" на основании договоров аренды лесного участка от "данные изъяты" года N "данные изъяты".
Таким образом, АО "НК "Конданефть" используя лесной участок в квартале N 136 выделе N 26 Болчаровского урочища Болчаровского участкового лесничества Кондинского территориального отдела - лесничества на основании договора аренды с целью строительства и эксплуатации линейных объектов, при проведении рубок лесных насаждений на указанном участке лесного фонда нарушило требования лесного законодательства Российской Федерации, а именно не произвело очистку мест рубок (лесосеки) от порубочных остатков, чем нарушило правила заготовки древесины, а также правила санитарной и противопожарной безопасности в лесах.
В связи с выявленными нарушениями составлены протоколы об административном правонарушении N 06-083/2021 от 25 февраля 2021 года по части 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; N N 06-084/2021 от 25 февраля 2021 года по части 1 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; N 06-085/2021 от 25 февраля 2021 года по части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выявленные нарушения требований законодательства явились основанием для вынесения должностным лицом административного органа постановления о привлечении АО "НК "Конданефть" к административной ответственности по части 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, части 1 статьи 8.31, части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судебные инстанции согласились с выводами должностного лица административного органа.
Факт совершения обществом административных правонарушений подтверждается собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, получившими надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо при рассмотрении дела и судьи при пересмотре дела по жалобе, пришли к обоснованному выводу о виновности АО "НК "Конданефть". Оснований для иной оценки выводов о виновности и представленных в материалы дела доказательств не имеется.
Доводы жалобы защитника об отсутствии состава административных правонарушений, поскольку предельный срок очистки мест рубок от порубочных остатков с учетом срока действия лесной декларации, по мнению защитника, истекал 01 января 2021 года, тогда как правонарушения выявлены 23 декабря 2020 года, были предметом проверки судьей при пересмотре дела по жалобе.
Как следует из акта проверки должностными лицами административного органа в ходе мероприятия по контролю установлено, что площадка (лесосека) свободна от лесных насаждений, вырублена, лиц, производивших рубку древесины, не обнаружено, порубочные остатки оставлены на территории площадки, покрыты слоем снега, что свидетельствует об их длительном нахождении на площадке.
Судами обосновано отмечено, что по смыслу вышеприведенных норм действующего законодательства очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков необходимо проводить одновременно с проведением рубок лесных насаждений и заготовкой древесины.
При этом ссылки в жалобе на возможность проведения весенней доочистки мест рубок, не свидетельствуют о наличии оснований для освобождения юридического лица от административной ответственности.
Действительно, в соответствии с подпунктом "а" пункта 17 Правил пожарной безопасности (действующих до 31 декабря 2020 года) в лесах при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляется весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время. Аналогичные положения закреплены и в пункте 27 Правил пожарной безопасности, действующих с 01 января 2021 года.
Между тем, в соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае АО "НК "Конданефть" не представило доказательств принятия достаточных и своевременных мер по соблюдению действующего законодательства, а также доказательств невозможности своевременного выполнения вышеуказанных правил в лесах по окончании работ по заготовке древесины.
Изложенные в жалобе доводы о том, что общество не является субъектом вмененных правонарушений, являлись предметом рассмотрения судебных инстанций и обосновано отклонены. Наличие договора подряда не освобождает общество от ответственности за нарушение вышеприведенных Правил при использовании арендованного лесного участка, поскольку не влияет на объем его обязательств арендатора по договорам аренды лесного участка. Учитывая изложенное, должностное лицо административного органа и судебные инстанции пришли к обоснованным выводам о том, что АО "НК "Конданефть" является надлежащим субъектом данных административных правонарушений.
Совокупность установленных должностным лицом административного органа и судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволило последним прийти к обоснованным выводам о том, что события административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 8.31, частью 1 статьи 8.25, частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования представленных в материалы дел вышеперечисленных доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, регулирующего указанные правоотношения, не свидетельствует об ошибочности выводов должностного лица и судебных инстанций, основанием для отмены обжалуемых актов не является.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо административного органа и судебные инстанции пришли к выводам о том, что общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, и указанные выводы в полной мере подтверждены представленными в дело доказательствами.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, принимая во внимание требования части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оснований для освобождения юридического лица от административной ответственности, не имеется.
Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Протоколы об административном правонарушении в отношении АО "НК "Конданефть" составлены уполномоченным должностным лицом в соответствии с положениями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о назначении административного наказания в отношении АО "НК "Конданефть" вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является законным и обоснованным.
Административное наказание АО "НК "Конданефть" назначено с учетом положений части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении судьями районного суда и суда автономного округа жалоб АО "НК "Конданефть" на постановление должностного лица дело проверено в полном объеме, решения судей соответствуют требованиям закона. Доводам жалобы общества была дана надлежащая правовая оценка, выводы судебных инстанций достаточным образом мотивированны.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области охраны окружающей среды, начальника Кондинского отдела службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре N 06085/2021 от 10 марта 2021 года, решение судьи Кондинского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 июня 2021 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 августа 2021 года, вынесенные по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 8.31, частью 1 статьи 8.25, частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Нефтяная компания "Конданефть" оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Нефтяная компания "Конданефть" - Препелицы Д.В. - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.