Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу защитника Колышева Игоря Владиславовича - Борискина Е.Н. на постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 1 г. Касли и Каслинского района Челябинской области от 16 июля 2020 года, решение судьи Каслинского городского суда Челябинской области от 04 февраля 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - главы Каслинского муниципального района Челябинской области Колышева Игоря Владиславовича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 1 г. Касли и Каслинского района Челябинской области от 16 июля 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Каслинского городского суда Челябинской области от 04 февраля 2021 года, должностное лицо - глава Каслинского муниципального района Челябинской области Колышев признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Борискин Е.Н. выражает несогласие с указанными судебными актами, просит об их отмене, прекращении производства по делу.
В отзыве на жалобу прокурор г. Касли указывает о законности и обоснованности принятых по делу судебных актов, отсутствии оснований для удовлетворения жалобы.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 N2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе, помимо прочего, требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3 статьи 22 прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона вносит представление об устранении нарушений закона.
В силу пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 17.01.1992 N2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 17.01.1992 N2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предусмотрено, что требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность (пункт 3 статьи 6 Федерального закона от 17.01.1992 N2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации").
В силу пункта 3 статьи 7 Федерального закона от 17.01.1992 N2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями.
Согласно статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из материалов дела следует, что Колышев И.В. избран главой Каслинского муниципального района Челябинской области сроком на 5 лет. Он является высшим должностным лицом муниципального образования Каслинский муниципальный район, представляя муниципальное образование в отношениях с органами государственной власти, обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения, руководит деятельностью администрации района, являясь главой администрации.
Каслинской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения администрацией Каслинского муниципального района законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления.
В ходе проверки установлены обстоятельства нарушений требований Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устава Каслинского муниципального района, выразившиеся в непринятии администрацией района действенных мер к ликвидации несанкционированных свалок отходов производства и потребления на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" на территории между кадастровыми кварталами "данные изъяты". На момент проведения проверки администрацией района с администрациями сельских поселений соглашения о передаче части полномочий в указанной сфере не заключены.
С целью устранения допущенных нарушений в адрес главы Каслинского муниципального района Колышева И.В. внесено представление от 20 марта 2020 года. В представлении отмечено, что в нарушение требований закона администрацией района несанкционированные свалки не ликвидированы, договор на оказание услуг по ликвидации свалок не заключен, расположенные свалки создают экологическую опасность в виде загрязнения атмосферного воздуха, почвы, ставят под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга лиц. В представлении содержатся требования: о рассмотрении представления с участием представителя прокуратуры; об извещении прокуратуры о дате, времени и месте рассмотрения представления; о принятии в течение месяца со дня внесения представления конкретных мер по устранению нарушений закона, причин и условий им способствующих, о сообщении результата рассмотрения и принятых мерах в письменной форме.
По состоянию на 13 мая 2021 года уведомления о дате и времени рассмотрения акта прокурорского реагирования, ответ о результатах рассмотрения в прокуратуру не поступили.
13 мая 2020 года прокурором выдано требование о рассмотрении вышеуказанного представления с участием представителя прокуратуры, 15 мая 2020 года заместителем главы района "данные изъяты" направлен ответ N1902 от 17.04.2020, из которого следует, что акт прокурорского реагирования рассмотрен без участия прокурора и без извещения прокурора о дате и времени рассмотрения. При этом из содержания ответа невозможно установить удовлетворено ли представление, либо в его удовлетворении отказано, также не указаны основания непринятия мер по ликвидации указанных в представлении свалок отходов производства и потребления. Из содержания ответа усматривается, что конкретные меры по устранению допущенных нарушений в течение месяца со дня вынесения акта прокурорского реагирования главой муниципального района предприняты не были, электронный аукцион по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов производства и потребления не объявлен. К ответу приобщен скриншот раздела электронного ящика, согласно которому ответ направлялся электронную почту "данные изъяты", который Каслинской городской прокуратурой для приема (отправки) корреспонденции не используется, информация об актуальном адресе электронной почты размещена на сайте прокуратуры Челябинской области.
Также установлено, что рассмотрение адресованного главе района Колышеву И.В. представления никому не поручалось, заместитель главы "данные изъяты" полномочиями по рассмотрению актов прокурорского реагирования не наделен.
Тем самым, в установленный месячный срок (до 20 апреля 2020 года) должностным лицом, в адрес которого внесено представление - главой муниципального района Колышевым И.В, не организовано своевременное и надлежащее рассмотрение представления, с участием представителя прокуратуры, не обеспечено участие в рассмотрении представления, не проконтролировано извещение прокурора о дате, времени и месте рассмотрения акта прокурорского реагирования, не проконтролирована своевременность направления письменного ответа о результатах рассмотрения представления, не осуществлено принятие конкретных мер по устранению выявленного нарушения.
В связи с умышленным невыполнением законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, в отношении главы муниципального района Колышева И.В. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. По результатам рассмотрения дела Колышев И.В. привлечен к административной ответственности.
Обстоятельства совершения должностным лицом Колышевым И.В. вмененного ему административного правонарушения подтверждаются совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, которым мировым судьей городского суда при рассмотрении дела дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы факт умышленного неисполнения требования прокурора по представлению об устранении нарушений закона установлен в ходе рассмотрения дела и подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
Принимая во внимание, что в рамках проведения проверки установлены нарушения требований законодательства, прокурор в пределах полномочий, предоставленных ему Федеральным законом от 17.01.1992 N2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", был вправе внести представление об устранении нарушений закона должностному лицу, которое полномочно устранить допущенные нарушения. Изложенные в представлении требования о рассмотрении представления в месячный срок со дня внесения представления с участием представителя прокуратуры, заблаговременном извещении о времени и месте такого рассмотрения, принятии конкретных мер по устранению нарушений закона, направлении письменного ответа по результатам рассмотрения также соответствуют положениям закона.
Каких-либо оснований полагать о незаконности, неисполнимости требований прокурора не усматривается. Обстоятельства последующего обращения администрации района в суд с требованиями о признании незаконным представления прокурора не свидетельствует о незаконности представления, сведений, что представление по результатам судебного рассмотрения признано незаконным, не имеется.
С учетом внесения представления уполномоченному должностному лицу (главе муниципального района Колышеву И.В.), на последнем лежали соответствующие обязанности по рассмотрению представления и выполнению, изложенных в нем законных требований прокурора. В данном случае с учетом внесения представления главе Каслинского муниципального района Колышеву И.В, обладающему в соответствии с предоставленными ему Уставом полномочиями по обеспечению осуществления органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения, по руководству деятельностью администрации района, на данном лице лежали обязанности по выполнению законных требований прокурора. Сведений о принятии надлежащих мер для исполнения требований прокурора в установленный срок не имеется, должностным лицом допущено невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, именно должностное лицо Колышев И.В. является надлежащим субъектом административного правонарушения.
Установленные обстоятельства, указывающие на невыполнение законных требований прокурора, свидетельствуют об умышленном характере вмененного нарушения. Доказательств, указывающих на невозможность исполнения должностным лицом Колышевым И.В. указанных в представлении требований прокурора, в том числе по сроку исполнения, либо в связи с организационными и финансовыми причинами, не представлены.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено в соответствии со статьей 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем отражены сведения, необходимые для разрешения дела и предусмотренные частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановление вынесено при надлежащем уведомлении и в присутствии защитника. Существенных недостатков постановление о возбуждении дела об административном правонарушении не содержит.
Нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлено. В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства данного дела, имеющие значение для его правильного разрешения. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не допущено.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в соответствии с требованиями статьи 29.7, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем содержатся сведения, предусмотренные статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния. Наказание назначено в пределах санкции статьи, с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1-4.3 является обоснованным и справедливым.
Судья городского суда, рассмотрев жалобу на постановление мирового судьи, проверил дело в соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынес законное и обоснованное решение.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлено.
Оснований, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 1 г. Касли и Каслинского района Челябинской области от 16 июля 2020 года, решение судьи Каслинского городского суда Челябинской области от 04 февраля 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - главы Каслинского муниципального района Челябинской области Колышева Игоря Владиславовича оставить без изменения, жалобу защитника Колышева Игоря Владиславовича - Борискина Е.Н. - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции Ю.С. Зарипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.