Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу защитника Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации - Глузман Дарьи Владимировны на вступившие в законную силу постановление начальника Федерального государственного казенного учреждения "1026 Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора" Министерства обороны Российской Федерации N13 от 04 июня 2021 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 21 июля 2021 года, решение судьи Свердловского областного суда от 23 сентября 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника Федерального государственного казенного учреждения "1026 Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора" Министерства обороны Российской Федерации (далее ФГКУ"1026 Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора" Министерства обороны РФ) N 13 от 04 июня 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 21 июля 2021 года и решением судьи Свердловского областного суда от 23 сентября 2021 года, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее также ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны РФ, учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник просит отменить решение судьи районного суда и судьи областного суда отменить.
Возражения на жалобу не поступили.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 11 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
В силу пунктов 3, 8, 9 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее - СанПиН 2.1.3684-21) на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления твердых коммунальных отходов с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
Владелец контейнерной и (или) специальной площадки обеспечивает проведение уборки, дезинсекции и дератизации контейнерной и (или) специальной площадки в зависимости от температуры наружного воздуха, количества контейнеров на площадке, расстояния до нормируемых объектов в соответствии с приложением N 1 к Санитарным правилам.
При накоплении твердых коммунальных отходов, в том числе при раздельном сборе отходов, владельцем контейнерной и (или) специальной площадки должна быть исключена возможность попадания отходов из мусоросборников на контейнерную площадку.
В соответствии со статьей 13.4 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, должностным лицом ФГКУ "1026 Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора" Министерства обороны РФ в период с 06 апреля 2021 года по 04 мая 2021 года проведена внеплановая выездная проверка в отношении филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (по ЦВО), результаты которой отражены в акте проверки от 04 мая 2021 года N 1065/4. В ходе проверки установлено, что в нарушение положений пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктов 8, 9 СанПиН 2.1.3684-21 на контейнерных площадках военных городков N 1 (площадка у казармы), N3 (у проезжей части), N 4 (у проезжей части), N 5, 6, 9 "Очистные сооружения" (1 контейнер из 3-х) контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов переполнены, отходы из мусоросборников попадают на контейнерные площадки; контейнерные площадки от отходов не очищаются, захламлены твердыми коммунальными отходами (полиэтиленовыми пакетами, пластиковыми бутылками, картонными коробками). Также в нарушение пункта 3 СанПиН 2.1.3684-21 не обустроены контейнерные площадки N 1 ("ОХВТ"), N 2 ("Северный ВНС"), N 7, 8 (центральный теплопункт 18), N 9 (территория очистных сооружений, "Южный ВНС", караульный пост), N 11, у которых отсутствует твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод. Контейнерные площадки военных городков N 1 ("ОХВТ"), N 2 ("Северный ВНС"), N 3 (полигон), N 4 (теплопункт), N 7, 8 (центральный теплопункт N 18 и центральный КНС), N 9 (территория очистных сооружений, "РАВ", "Южный ВНС", КПП ВАИ) не имеют ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерных площадок.
Постановлением временно исполняющего обязанности начальника ФГКУ "1026 Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора" Министерства обороны РФ - главного государственного санитарного врача центра от 27 июля 2020 года N 2617/П/14, измененным в части решением судьи Камышловского районного суда Свердловской области от 11 ноября 2020 года N 12-2-34/2020, вступившим в законную силу 08 декабря 2020 года, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Выявленное нарушение послужило основанием для составления в отношении ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и вынесения постановления о привлечении ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ к административной ответственности.
Фактические обстоятельства совершения ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, которые получили надлежащую правовую оценку должностным лицом при рассмотрении дела и судьями при пересмотре дела по жалобе в соответствии с положениями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы защитника об отсутствии состава административного правонарушения со ссылками на то, что субъектом вменяемого правонарушения являются командиры войсковых частей, Министерство обороны Российской Федерации, на которых по мнению защитника возложена обязанность по оборудованию контейнерных площадок, несостоятельны, были предметом исследования и оценки судьи областного суда.
Проверяя данный довод с учетом представленных в материалы дела доказательств, судья областного суда пришел к обоснованному выводу, что соблюдение санитарного законодательства, в том числе осуществление контроля по регулярному вывозу отходов с периодичностью, установленной согласованным графиком, по сбору отходов, по организации мест сбора таковых является обязанностью ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России.
По существу доводы жалобы направлены на переоценку исследованных доказательств, установленных обстоятельств и выводы о виновности ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ в совершении указанного административного правонарушения не опровергают. Аналогичные доводы, являлись предметом проверки нижестоящих судебных инстанций, были обоснованно отклонены по мотивам, приведенным в соответствующих решениях.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что должностным лицом и судьями допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу решений, являющихся существенными и препятствующими рассмотрению данного дела полно, всесторонне и объективно, при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении и судебных решений не допущено.
Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии защитника учреждения, соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем указаны все сведения, необходимые для рассмотрения дела, в том числе описано событие административного правонарушения.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении должностным лицом и судьями требованиями статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были соблюдены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченным должностным лицом. В постановлении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; постановление по делу является законным и обоснованным, оно вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел. Административное наказание в виде штрафа назначено в соответствии с санкцией части 2 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1-4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным и справедливым.
При пересмотре дела судьями районного суда и областного суда дело проверено в соответствии с положениями статей 30.6 и 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в полном объеме, исследованы все представленные в материалы дела доказательства, совокупность которых достаточна для установления вины учреждения в совершении вмененного ему административного правонарушения. В оспариваемых актах дана полная и объективная оценка обстоятельствам дела и доводам жалоб.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление начальника ФГКУ "1026 Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора" Министерства обороны РФ N13 от 04 июня 2021 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 21 июля 2021 года, решение судьи Свердловского областного суда от 23 сентября 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации оставить без изменения, жалобу защитника Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации - Глузман Дарьи Владимировны - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.