Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу Первышина Игоря Владимировича на постановление государственного инспектора по городу Ишиму, Абатскому, Викуловскому, Ишимскому, Казанскому, Сладковскому, Сорокинскому муниципальным районам по пожарному надзору от 29 апреля 2021 года N131, решение судьи Ишимского районного суда Тюменской области от 07 июля 2021 года, решение судьи Тюменского областного суда от 18 августа 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы Дымковского сельского поселения Первышина Игоря Владимировича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора по городу Ишиму, Абатскому, Викуловскому, Ишимскому, Казанскому, Сладковскому, Сорокинскому муниципальным районам по пожарному надзору от 29 апреля 2021 года N131, оставленным без изменения решением судьи Ишимского районного суда Тюменской области от 07 июля 2021 года и решением судьи Тюменского областного суда от 18 августа 2021 года, глава Дымковского сельского поселения Первышин И.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Первышин И.В. выражает несогласие с указанными выше постановлением должностного лица и судебными актами, просит об их отмене и прекращении производства по делу.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совершение тех же действий в условиях особого противопожарного режима влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В силу статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон "О пожарной безопасности") ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, собственники имущества, руководители органов местного самоуправления, должностные лица в пределах их компетенции. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Согласно пункту 9 части 1, части 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В силу статьи 1 Федерального закона "О пожарной безопасности" под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Согласно статье 19 Федерального закона "О пожарной безопасности", к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
В силу части 4 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности включают в себя, помимо прочего, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно статье 30 Федерального закона "О пожарной безопасности" в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим.
На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для профилактики и локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, а также иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).
Правилами противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила противопожарного режима), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N1479, установлены требования пожарной безопасности, определяющие, в том числе порядок содержания территорий в целях обеспечения пожарной безопасности.
В силу пункта 67 Правил противопожарного режима правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территории садоводства или огородничества) обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы.
Частью 1 статьи 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" закреплено, что на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения.
Согласно пункту 75 Правил противопожарного режима органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности".
При наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения.
Также требования пожарной безопасности к наружному противопожарному водоснабжению населенных пунктов (в частности к водопроводным сетям и сооружениям на них, к пожарным резервуарам и водоемам) установлены в своде правил СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности"
Из материалов дела следует, что Первышин И.В. является главой Дымковского сельского поселения. В связи с повышением пожарной опасности в результате наступления неблагоприятных климатических условий (сухая, жаркая, ветреная погода), необходимостью стабилизации обстановки с пожарами, а также в целях защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Постановлением Правительства Тюменской области от 19.04.2021 N 210-п в Тюменской области с 19 апреля 2021 года введен особый противопожарный режим.
В соответствии с Постановлением Правительства Тюменской области от 19.04.2021 N 210-п главам администраций муниципальных образований рекомендовано, в том числе проверить противопожарные разрывы и минерализованные полосы вокруг населенных пунктов на соответствие установленным требованиям, в случае их отсутствия принять меры по их устройству, организовать проведение работ по сбору горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности на территории муниципального образования, обеспечив при этом инструктаж участников работ о мерах безопасности при сборе отходов, принять участие в установленном порядке в организации, обеспечить содержание в исправном состоянии естественных и искусственных водоисточников и подъездных путей для беспрепятственного забора воды пожарными автомобилями.
24 июля 2021 года в соответствии с поручением Ишимской межрайонной прокуратуры от 16 апреля 2021 года о проверке соблюдения законодательства о защите населения от чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера проведен осмотр территории населенных пунктов: с. Ершово, д. Мезенка, д. Малоудалово, д. Нерпино, д. Разъезд 37 Ишимского района Тюменской области. Указанные населенные пункты входят в состав территории Дымковского сельского поселения.
В ходе осмотра выявлены нарушения требований пожарной безопасности:
в нарушение пункта 67 Правил противопожарного режима на территориях населенных пунктов (д. Мезенка, с. Ершово, д. Малоудалово, д. Нерпино, п. Разъезд N 37) не в полном объеме производится своевременная уборка мусора, сухой растительности и покос травы;
в нарушение части 1 статьи 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 75 Правил противопожарного режима, пунктов 8.9, 10.3, 10.4 СП 8.13130 территории населенных пунктов (д. Мезенка, с. Ершово, д. Малоудалово, д. Нерпино, п. Разъезд N 37) не обеспечены достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения зданий, расположенных на удалении более 200 метров от имеющихся источников наружного противопожарного водоснабжения.
В связи с указанными нарушениями требований пожарной безопасности, допущенными должностным лицом (главой Дымковского сельского поселения Первышиным И.В.), в отношении указанного лица возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. По результатам рассмотрения дела вынесено постановление о привлечении главы Дымковского сельского поселения Первышина И.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения.
Факт совершения главой Дымковского сельского поселения Первышиным И.В. административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, которым должностным лицом и нижестоящими судебными инстанциями дана надлежащая правовая оценка в соответствии с положениями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует об ошибочности выводов должностного лица и судей о виновности Первышина И.В. Вопреки доводам жалобы представленные в материалы дела доказательства подтверждают обстоятельства имевшихся нарушений требований пожарной безопасности, вину Первышина И.В, допустившего наличие данных нарушений.
Так в материалы дела представлен акт осмотра территории от 24 апреля 2021 года с приложенной фототаблицей, в котором приведены конкретные нарушения требований пункта 67 Правил противопожарного режима (с указанием населенных пунктов, координат земельных участков, межевание которых не проведено, их расположения), части 1 статьи 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 75 Правил противопожарного режима, пунктов 8.9, 10.3, 10.4 СП 8.13130 (с указанием имеющихся источников наружного противопожарного водоснабжения, фактических расстояний до объектов защиты, превышающих нормативно установленные). В акте указаны, какие технические средства использовались во время осмотра. Указанному акту нижестоящими судебными инстанциями дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой не имеется.
Вопреки доводам жалобы то обстоятельство, что акт представлен вместе с возражениями должностного лица, не ставит под сомнение его допустимость. Данный акт составлен до возбуждения дела об административном правонарушении, в нем зафиксированы сведения о результатах проведенного осмотра территории населенных пунктов Дымковкого сельского поселения, в том числе в части конкретных нарушений требований пожарной безопасности. Именно результаты осмотра территории 24 апреля 2021 года указывают о событии административного правонарушения. С учетом того, что акт составлен по результатам мероприятий, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного надзора с администрацией поселения, проведенных по поручению прокурора вне рамок возбужденного дела об административном правонарушении, требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к оформлению такого акта не применимы.
Действительно вместе с актом представлялись и документы, относящиеся к 2014 году, об имеющихся на территории поселения источниках наружного противопожарного водоснабжения, которые согласуются со сведениями, указанными в акте от 24 апреля 2021 года, что не ставит под сомнение ни достоверность, ни относимость, ни допустимость такой информации, при этом доказательств, ставящих под сомнение представленные сведения относительно источников наружного противопожарного водоснабжения (само их наличие, местонахождение, расстояния до объектов защиты) на момент выявления административного правонарушения, Первышиным И.В. не представлено. Более того, в деле содержатся и согласующиеся с данными материалами сведения, представленные самим Первышиным И.В. в 2021 году (л.д.72-74).
Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В данном случае глава Дымковского сельского поселения Первышин И.В. является субъектом вмененного административного правонарушения, с учетом его полномочий на территории сельского поселения, где выявлены нарушения, связанные с необеспечением мер пожарной безопасности.
В настоящем случае установлено, что требования пожарной безопасности, закрепленные в нормативных актах, не соблюдены, ответственным должностным лицом является глава Дымковского сельского поселения Первышин И.В, при этом каких-либо доказательств, указывающих, что должностным лицом предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению до момента выявления нарушений, в материалах дела не имеется.
Выводы должностного лица административного органа и судей о наличии в действиях главы Дымковского сельского поселения Первышина И.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждаются материалами дела.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении вынесено постановление по делу об административном правонарушении, в котором содержатся все сведения, предусмотренные статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Выводы, изложенные в постановлении, мотивированы.
Постановление о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел. Наказание назначено в пределах санкции части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судьями районного и областного судов дело проверено в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, всем доводам жалоб дана полная и объективная оценка.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление государственного инспектора по городу Ишиму, Абатскому, Викуловскому, Ишимскому, Казанскому, Сладковскому, Сорокинскому муниципальным районам по пожарному надзору от 29 апреля 2021 года N131, решение судьи Ишимского районного суда Тюменской области от 07 июля 2021 года, решение судьи Тюменского областного суда от 18 августа 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы Дымковского сельского поселения Первышина Игоря Владимировича оставить без изменения, жалобу Первышина Игоря Владимировича - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.