Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Тетюев С.В., рассмотрев жалобу законного представителя акционерного общества "Челябинский электрометаллургический комбинат" Ходоровского П.Я. на постановление мирового судьи судебного участка N 11 Калининского района г. Челябинска от 23 апреля 2021 года, решение судьи Калининского районного суда г. Челябинска от 13 июля 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества "Челябинский электрометаллургический комбинат",
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 11 Калининского района г. Челябинска от 23 апреля 2021 года (N 3-391/2021), оставленным без изменения решением судьи Калининского районного суда г. Челябинска от 13 июля 2021 года (N 12-347/2021), акционерное общество "Челябинский электрометаллургический комбинат" (далее - АО "ЧЭМК", общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, генеральный директор общества выражает несогласие с указанными выше судебными актами, просит об их отмене, прекращении производства по делу.
Дело об административном правонарушении, истребованное по вышеуказанной жалобе, поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 13 декабря 2021 года.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с п. 5 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Годовая форма федерального статистического наблюдения N 2-ТП (рекультивация) "Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы" утверждена Приказом Росстата от 29 декабря 2012 года N 676.
Согласно п. 5.1.3 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 года N 400, данная служба уполномочена осуществлять федеральный государственный земельный контроль (надзор).
На основании п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Частью 25 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства, которое влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
В ходе рассмотрения дела установлено, что в период с 18 по 27 марта 2020 года в отношении общества Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора проведена внеплановая документарная проверка выполнения предписания от 28 августа 2019 года N 166, согласно п. 1.1 которого обществу предписано в срок до 03 февраля 2020 года своевременно предоставлять в Управление Росприроднадзора по Челябинской области отчет по форме N 2-ТП (рекультивация) "Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы".
Из акта проверки от 27 марта 2020 года N 70-Ч следует, что в отчете за 2019 год обществом умышленно искажены сведения о состоянии и использовании земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", на котором размещен шлакоотвал.
27 марта 2020 года обществу выдано предписание N 70-Ч об устранении в срок до 02 февраля 2021 года выявленного в ходе проверки нарушения, заключающегося в заведомом искажении сведений о состоянии нарушенных и отработанных земель при предоставлении отчетности по форме N 2-ТП (рекультивация).
На основании приказа от 01 февраля 2021 года в отношении общества Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора была проведена внеплановая документарная проверка с целью проверки исполнения предписания от 27 марта 2020 года N 70-Ч.
Согласно акту проверки от 16 марта 2021 года N 169 предписание от 27 марта 2020 года N 70-Ч не выполнено.
В связи с указанными обстоятельствами в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 25 статьи 19.5 КоАП РФ.
Факт невыполнения АО "ЧЭМК" в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства подтвержден совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, оценив которые в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 25 статьи 19.5 КоАП РФ.
Оснований считать, что предписание от 27 марта 2020 года N 70-Ч является не законным и не исполнимым, вопреки доводам жалобы не имеется. Обстоятельства невыполнения обществом законного и исполнимого предписания установлены, сомнений не вызывают.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Челябинской области от 24 декабря 2018 года по делу N А76-29747/2018 установлено, что общество является собственником земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", на котором размещены отходы (шлакоотвал).
Из представления Челябинского природоохранного прокурора от 31 марта 2021 года N 9-2021 следует, что в ходе выездной проверки 03 марта 2021 года был установлен факт расположения шлакоотвала не только на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", но и на ином земельном участке (л.д. 99).
При этом за 2020 год обществом представлены сведения о том, что нарушенных земель всего 47, 7606 га, в том числе при иных работах - 47, 7606 га (л.д. 44-49), однако, как усматривается из материалов дела, земли были нарушены в результате размещения промышленных и твердых бытовых отходов, вследствие чего в столбце 10 строки 1 неправильно указано "0".
Предоставление обществом недостоверной статистической отчетности по форме N 2-ТП (рекультивация) в 2021 году свидетельствует о невыполнении предписания от 27 марта 2020 года N 70-Ч.
Доводы жалобы о том, что в настоящее время на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" накоплены некондиционные минеральное сырье и продукция производства АО "ЧЭМК", подлежат отклонению, так как доказательства, достоверно свидетельствующие о ликвидации шлакоотвала после выдачи предписания от 27 марта 2020 года и о размещении на земельном участке готовой продукции собственного производства и некондиционного минерального сырья, в деле отсутствуют. Показания свидетелей (работников общества) "данные изъяты" оборотно-сальдовую ведомость АО "ЧЭМК" за период с 01 по 28 февраля 2021 года к числу вышеуказанных доказательств отнести нельзя.
Кроме того, в жалобе указано, что в отчете N 2-ТП (рекультивация), поданном в 2021 году, общество отразило фактическое существование вещей к марту 2021 года, в то время как отчет подан за 2020 год, и возможное использование земельного участка по иному назначению с 2021 года не свидетельствует об отсутствии оснований для надлежащего выполнения обществом предписания от 27 марта 2020 года в установленный им срок.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Допустимых и достоверных доказательств, которые бы вызывали сомнение в виновности общества, в том числе доказательств принятия всех зависящих от юридического лица мер к исполнению предписания, не представлено.
В действиях АО "ЧЭМК" судебными инстанциями правомерно установлен факт невыполнения в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства, что указывает на наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 25 статьи 19.5 КоАП РФ.
Жалоба не содержит доводов, не проверенных при рассмотрении дела и ставящих под сомнение законность и обоснованность состоявшихся судебных актов. Несогласие заявителя с приведенными выводами и оценкой установленных обстоятельств основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ уполномоченным должностным лицом в присутствии представителя юридического лица "данные изъяты" права разъяснены, копия протокола вручена.
В ходе рассмотрения дела судьями требования статей 24.1, 26.1 КоАП РФ выполнены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.
В постановлении мирового судьи по делу об административном правонарушении содержатся сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены имеющие значение обстоятельства, установленные при рассмотрении дела на основании имеющихся в материалах дела доказательств.
Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 25 статьи 19.5 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
Административное наказание в виде штрафа назначено обществу в размере минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 25 статьи 19.5 КоАП РФ, с учетом требований статей 3.1, 3.5, 4.1-4.3 КоАП РФ, является обоснованным и справедливым.
При пересмотре дела по жалобе на постановление судья районного суда проверил дело в соответствии с требованиями статьи 30.6 КоАП РФ, вынес законное и обоснованное решение.
Нарушений предусмотренных статьей 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 11 Калининского района г. Челябинска от 23 апреля 2021 года, решение судьи Калининского районного суда г. Челябинска от 13 июля 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества "Челябинский электрометаллургический комбинат", оставить без изменения, жалобу его законного представителя - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Тетюев С.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.