Судебная коллегия по уголовным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Башкова А.В, судей Хваткова Г.О. и Пудовкиной Я.С, при секретаре Корнилове И.А, с участием:
осужденного Радченко И.А. и его защитника - адвоката Шаяхметовой Е.В, прокурора Юровских О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи уголовное дело по кассационной жалобе осужденного Радченко И.А. о пересмотре приговора Ленинского районного суда г. Тюмени от 07 февраля 2020 года, которым
Радченко Илья Александрович, родившийся "данные изъяты", судимый, - 02 ноября 2011 года по ч. 1 ст. 158 УК РФ к 9 месяцам лишения свободы условно, с испытательным сроком 1 год 6 месяцев, - 17 мая 2012 года по ч. 2 ст. 228, ч. 1 ст. 228 УК РФ, на основании ч. 3 ст. 69, ч. 5 ст. 74, ст. 70 УК РФ (приговор от 02 ноября 2011 года), к 4 годам лишения свободы, постановлением от 11 сентября 2014 года неотбытое наказание заменено исправительными работами сроком на 1 год 4 месяца 17 дней с удержанием 15 % заработка в доход государства, - 21 декабря 2015 года по ч. 1 ст. 228 УК РФ, на основании ст.ст. 70, 71 УК РФ (приговор от 17 мая 2012 года), к 1 году 6 месяцам лишения свободы, - 15 июня 2016 года по ч. 1 ст. 161 УК РФ, на основании ч. 5 ст. 69 УК РФ (приговор от 21 декабря 2015 года), к 2 годам 7 месяцам лишения свободы, освобожденный 29 июня 2018 года по отбытию наказания, осужденный 27 августа 2019 года по ч. 1 ст. 158, ч. 1 ст. 161 УК РФ, на основании ч. 2 ст. 69 УК РФ, к 1 году 10 месяцам лишения свободы, осужден:
- по ч. 1 ст. 111 УК РФ (потерпевшая "данные изъяты" к 2 годам 10 месяцам лишения свободы, - по ч. 1 ст. 158 УК РФ (2 преступления, потерпевшие "данные изъяты" к 10 месяцам лишения свободы за каждое преступление, - по ч. 1 ст. 161 УК РФ (потерпевшая "данные изъяты" к 1 году лишения свободы, - по ч. 1 ст. 158 УК РФ (потерпевший "данные изъяты" к 9 месяцам лишения свободы, - по п. "г" ч. 3 ст. 158 УК РФ (потерпевший "данные изъяты" к 2 годам 2 месяцам лишения свободы.
На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ, путем частичного сложения назначенных наказаний, Радченко И.А. назначено наказание в виде 4 лет 6 месяцев лишения свободы.
На основании ч. 5 ст. 69 УК РФ, путем частичного сложения назначенного наказания с наказанием по приговору от 27 августа 2019 года, Радченко И.А. назначено наказание в виде 5 лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
В срок наказания зачтено время, отбытое Радченко И.А. по приговору суда от 27 августа 2019 года с 13 сентября 2019 года по 06 февраля 2020 года, а также время содержания Радченко И.А. под стражей по настоящему приговору, с 10 по 26 августа 2019 года, с 07 февраля 2020 года по день вступления приговора в законную силу. Кроме того, время содержания Радченко И.А. под стражей по приговору суда от 27 августа 2019 года, в период с 27 августа 2019 года по 12 сентября 2019 года зачтено из расчета один день за один день отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима.
С Радченко И.А. в счет возмещения материального ущерба взыскано:
- в пользу "данные изъяты" - 8 321 рубль, - в пользу "данные изъяты" - 5 500 рублей, - в пользу "данные изъяты" - 12 000 рублей.
В апелляционном порядке приговор не пересматривался и вступил в законную силу.
Заслушав доклад судьи Хваткова Г.О, выступления осужденного Радченко И.А. и адвоката Шаяхметовой Е.В, поддержавших доводы кассационной жалобы, прокурора Юровских О.В, просившей об отмене приговора, в части осуждения Радченко И.А. по ч. 1 ст. 111 УК РФ, судебная коллегия
установила:
по приговору суда Радченко И.А. признан виновным и осужден за:
- умышленное причинение тяжкого вреда здоровью "данные изъяты" опасного для жизни человека, - тайное хищение имущества "данные изъяты" на сумму 12 000 рублей, - тайное хищение имущества "данные изъяты" на сумму 5 500 рублей, - открытое хищение имущества "данные изъяты" на сумму 1 500 рублей, - тайное хищение имущества "данные изъяты" на сумму 8 000 рублей, - тайное хищение имущества "данные изъяты" на сумму 321 рубль, совершенное с банковского счета (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного ст.159.3 УК РФ).
Преступления, как указано в приговоре, совершены в период с 08 марта 2019 года по 03 августа 2019 года в г. Тюмени.
В кассационной жалобе осужденный Радченко И.А. выражает несогласие с приговором. В обоснование жалобы указывает на чрезмерную суровость назначенного наказания. Полагает, что судом не в полной мере учтены смягчающие обстоятельства. Отмечает, что судом не принято во внимание его состояние здоровья, обусловленное наличием хронических заболеваний, а также состояние здоровья его гражданской жены. Просит приговор изменить, применить положения ч. 3 ст. 68, ст. 64 УК РФ и снизить наказание.
В возражениях на кассационную жалобу государственный обвинитель Кабанькова О.С. просит оставить приговор без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений государственного обвинителя, заслушав выступления сторон, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Вина Радченко И.А. в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 158, ч. 1 ст. 161, п. "г" ч. 3 ст. 158 УК РФ, при установленных судом обстоятельствах, подтверждена совокупностью достоверных и допустимых доказательств, которым в приговоре дана надлежащая оценка.
Такими доказательствами, в частности, судом обоснованно признаны показания Радченко И.А, полностью признавшего свою вину, о том, как он 25 мая 2019 года тайно похитил сотовый телефон потерпевшего "данные изъяты" 22 июня 2019 года тайно похитил телефон потерпевшей "данные изъяты" 20 июля 2019 года открыто похитил внешний аккумулятор для сотового телефона потерпевшей "данные изъяты" 03 августа 2019 года тайно похитил телефон потерпевшего "данные изъяты" а также совершил кражу денежных средств с банковского счета свидетеля "данные изъяты"
Показания осужденного об обстоятельствах совершения указанных преступлений согласуются с показаниями потерпевших "данные изъяты" свидетелей "данные изъяты" "данные изъяты" а также с другими доказательствами, подробно изложенными в приговоре.
Действия Радченко И.А. правильно квалифицированы по трем преступлениям, предусмотренным ч. 1 ст. 158 УК РФ (потерпевшие "данные изъяты" п. "а" ч. 3 ст. 158 УК РФ (потерпевший "данные изъяты" ч. 1 ст. 161 УК РФ (потерпевшая "данные изъяты" исходя из установленных судом фактических обстоятельств дела.
Согласно ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Такие нарушения по делу допущены.
В соответствии с положениями ст. 297 УПК РФ, приговор признается законным, обоснованным и справедливым, если он постановлен в соответствии с требованиями УПК РФ и основан на правильном применении уголовного закона.
Исходя из положений ст. 307 УПК РФ, описательно-мотивировочная часть обвинительного приговора должна содержать описание преступного деяния, признанного судом доказанным, с указанием места, времени, способа его совершения, формы вины, мотивов, целей и последствий преступления, доказательства, на которых основаны выводы суда в отношении подсудимого, и мотивы, по которым суд отверг другие доказательства.
Как следует из описания преступного деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 111 УК РФ в отношении потерпевшей Шиховой К.Р, признанного доказанным судом, Радченко А.И, действуя умышленно, нанес "данные изъяты" телесные повреждения, причинившие тяжкий вред здоровью, по признаку опасности для жизни. Вместе с тем, как указано в приговоре, Радченко А.И. не предвидел возможности наступления общественно-опасных последствий своих действий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.
Таким образом, суд, признавая Радченко А.И. виновным в совершении умышленного причинения "данные изъяты" тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, в описательной части приговора пришел к противоречивым выводам о содержании вины осужденного в его причинении, не приведя мотивов принятому решению.
Принятым немотивированным решением суд допустил фундаментальные нарушения уголовного и уголовно-процессуального закона, искажающие саму суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия, что влечет отмену приговора в части осуждения Радченко А.И. по ч. 1 ст. 111 УК РФ, а уголовное дело в отмененной части подлежит передаче на новое судебное рассмотрение в тот же суд первой инстанции в ином составе.
По мнению судебной коллегии, назначая Радченко А.И. наказание за преступления в отношении потерпевших "данные изъяты" в соответствии с положениями ст.ст. 6, 43 и 60 УК РФ, судом учтены характер и степень общественной опасности совершенных преступлений, данные о личности виновного, влияние назначенного наказания на его исправление и на условия жизни семьи, а также наличие смягчающих и отягчающего наказание обстоятельств.
Вопреки доводам осужденного Радченко И.А, в качестве смягчающих обстоятельств судом обоснованно признаны и учтены: признание вины, раскаяние в содеянном, явка с повинной по преступлениям совершенным 20 июля 2019 года и 03 августа 2019 года (потерпевшие "данные изъяты" действия направленные на розыск имущества, добытого преступным путем, а также состояние здоровья осужденного и его близких родственников.
Поскольку преступления совершены Радченко И.А. в период неснятых и непогашенных судимостей по приговорам от 17 мая 2012 года и 15 июня 2016 года, которыми он был осужден за совершение умышленных тяжкого преступления и преступления средней тяжести, суд обоснованно признал в качестве отягчающего обстоятельства наличие в его действиях рецидива преступлений.
Мотивы неприменения ст. 64 УК РФ судом указаны, и они являются верными. Никаких исключительных обстоятельств, связанных с целями и мотивами преступлений, ролью виновного, его поведением во время или после совершения преступлений, и других обстоятельств, существенно уменьшающих степень общественной опасности преступлений, по делу не имеется. Обстоятельства преступлений, личность виновного не позволили суду изменить категории преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 161, п. "г" ч. 3 ст. 158 УК РФ, на менее тяжкие и применить положения ч. 3 ст. 68, ст. 73 УК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 401.14, 401.15 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
приговор Ленинского районного суда г. Тюмени от 07 февраля 2020 года в отношении Радченко Ильи Александровича в части его осуждения по ч. 1 ст. 111 УК РФ отменить, уголовное дело в отмененной части передать на новое судебное рассмотрение в тот же суд первой инстанции в ином составе.
Считать Радченко Илью Александровича осужденным:
- по ч. 1 ст. 158 УК РФ (потерпевший "данные изъяты" к 10 месяцам лишения свободы, - по ч. 1 ст. 158 УК РФ (потерпевшая "данные изъяты" к 10 месяцам лишения свободы, - по ч. 1 ст. 161 УК РФ (потерпевшая "данные изъяты" к 1 году лишения свободы, - по ч. 1 ст. 158 УК РФ (потерпевший "данные изъяты" к 9 месяцам лишения свободы, - по п. "г" ч. 3 ст. 158 УК РФ (потерпевший "данные изъяты" к 2 годам 2 месяцам лишения свободы.
На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ, путем частичного сложения наказаний, назначить Радченко И.А. наказание в виде 3 лет 6 месяцев лишения свободы.
На основании ч. 5 ст. 69 УК РФ, путем частичного сложения назначенного наказания с наказанием по приговору от 27 августа 2019 года, назначить Радченко И.А. наказание в виде 4 лет 6 месяцев лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
В остальной части приговор оставить без изменения.
Кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главой 47.1 УПК РФ, в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.