Судебная коллегия по уголовным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего - судьи Мингазина И.И, судей Автономова С.А. и Янковской О.Н, при секретаре Трофимовой Д.А, с участием прокурора Асадуллиной В.А, осужденных Бочкаревой К.А, Марьенко А.А, адвоката Магдеевой А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационным жалобам осужденных Бочкаревой К.А. и Марьенко А.А. на приговор Правобережного районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 19 ноября 2020 года и апелляционное определение Челябинского областного суда от 09 февраля 2021 года, в соответствии с которыми
БОЧКАРЕВА Кристина Александровна, родившаяся "данные изъяты", несудимая, осуждена по п. "а" ч. 3 ст. 158 УК РФ (три преступления) к 2 годам лишения свободы за каждое.
На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний к 3 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
МАРЬЕНКО Алена Андреевна, родившаяся "данные изъяты", несудимая, осуждена по п. "а" ч. 3 ст. 158 УК РФ (два преступления) к 2 годам лишения свободы за каждое.
На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний окончательно к 2 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Срок наказания обеим осужденным исчислен со дня вступления приговора в законную силу. На основании п. "б" ч. 3.1 ст. 72 УК РФ зачтено в срок отбытия наказания время их содержания под стражей с 19 июня 2020 года до дня вступления приговора в законную силу из расчета один день содержания под стражей за полтора дня отбывания наказания в исправительной колонии общего режима.
Отменен арест, наложенный на имущество осужденных Марьенко А.А. и Бочкаревой К.А.
Разрешен вопрос о распоряжении вещественными доказательствами.
В апелляционном порядке приговор изменен:
- признана обстоятельством, смягчающим наказание Бочкаревой К.А. по преступлению, совершенному 12 июня 2020 года в отношении потерпевшей "данные изъяты" явка с повинной;
- сокращен срок наказания в виде лишения свободы, назначенного Бочкаревой К.А. по преступлению, предусмотренному п. "а" ч. 3 ст. 158 УК РФ, в отношении потерпевшей "данные изъяты" до 1 года 10 месяцев;
- на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности трех преступлений, предусмотренных п. "а" ч. 3 ст. 158 УК РФ, путем частичного сложения наказаний окончательно назначено Бочкаревой К.А. 2 года 10 месяцев лишения свободы.
В остальном приговор в отношении Бочкаревой К.А. и Марьенко А.А. оставлен без изменения.
Заслушав доклад судьи Автономова С.А, выступления осужденных Бочкаревой К.А, Марьенко А.А. и адвоката Магдеевой А.Н, поддержавших доводы кассационный жалоб, прокурора Асадуллиной В.А, полагавшей судебные решения оставить без изменений, судебная коллегия
установила:
Бочкарева К.А. и Марьенко А.А. признаны виновными и осуждены за:
- тайное хищение имущества, принадлежащего "данные изъяты" на общую сумму 27100 рублей, совершенное 12 июня 2020 года группой лиц по предварительному сговору, с незаконным проникновением в жилище, с причинением значительного ущерба;
- тайное хищение имущества, принадлежащего "данные изъяты" на сумму 159500 рублей, совершенное 18 июня 2020 года группой лиц по предварительному сговору, с незаконным проникновением в жилище, с причинением значительного ущерба.
Кроме того, Бочкарева К.А. признана виновной и осуждена за тайное хищение имущества, принадлежащего "данные изъяты" на общую сумму 100994 рубля, совершенное 12 июня 2020 года с незаконным проникновением в жилище, с причинением значительного ущерба.
Преступления совершены в г. Магнитогорске Челябинской области при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В кассационных жалобах осужденные Бочкарева К.А. и Марьенко А.А, не соглашаясь с судебными решениями, просят их отменить и отсрочить реальное отбывание наказания до достижения их детьми 14-летнего возраста. В обоснование доводов указывают, что при вынесении обвинительного приговора суд в качестве смягчающих наказание обстоятельств учел наличие у них двух малолетних детей, но в нарушение п. 8 ст. 299 УПК РФ не оценил невозможность применения к ним ч. 1 ст. 82 УК РФ, нарушив их право на защиту.
В возражениях на кассационные жалобы заместитель прокурора Челябинской области Ситников Д.А. считает, что виновность Бочкаревой К.А. и Марьенко А.А. в совершении преступлений подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами, доводы их жалоб о необходимости применения к ним при назначении наказания ч. 1 ст. 82 УК РФ не обоснованы, назначено справедливое наказание.
В соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Таких нарушений судебными инстанциями не допущено.
Судебная коллегия находит, что выводы суда о виновности осужденных в совершении преступлений соответствуют установленным по результатам судебного разбирательства фактическим обстоятельствам дела. Эти выводы основываются на исследованных в судебном заседании доказательствах, отвечающих в полной мере требованиям относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
В частности, из показаний потерпевших "данные изъяты" следует, что к ним в квартиру приходили девушки, которые представились сотрудниками Пенсионного фонда РФ, объяснив свой визит проводимой денежной реформой. После ухода девушек была обнаружена пропажа денежных средств.
Собранные по делу и исследованные в судебном заседании доказательства, в том числе показания: потерпевших, осужденных Бочкаревой К.А. и Марьенко А.А, не отрицавших факта хищения денежных средств у потерпевших, свидетелей "данные изъяты" а также протоколы следственных действий проверены судом путем их сопоставления, оценены и обоснованно положены в основу приговора.
Данных о необъективной оценке представленных доказательств, повлиявших на правильность выводов суда, не усматривается.
Правовая оценка содеянного осужденными соответствует установленным судом фактическим обстоятельствам уголовного дела, их действия правильно квалифицированы: в отношении Бочкаревой К.А. по п. "а" ч. 3 ст. 158 УК РФ (3 преступления); в отношении Марьенко А.А. по п. "а" ч. 3 ст. 158 УК РФ (2 преступления).
При установлении и оценке обстоятельств содеянного Бочкаревой К.А. и Марьенко А.А. суд подробно проанализировал все доказательства и мотивированно признал достоверными факты совершения ими тайного хищения чужого имущества с незаконным проникновением в жилище.
При назначении наказания суд в соответствии с требованиями ст.ст. 6, 60 УК РФ в целом учел характер и степень общественной опасности совершенных преступлений, обстоятельства содеянного, данные о личности осужденных, смягчающие обстоятельства, к которым суд отнес: в отношении Бочкаревой К.А. - признание вины, раскаяние в содеянном, активное способствование раскрытию и расследованию преступлений, розыску имущества, добытого преступным путем, добровольное возмещение имущественного ущерба, причиненного преступлениями, наличие малолетних детей; в отношении Марьенко А.А. - признание вины, раскаяние в содеянном, добровольное возмещение имущественного ущерба, причиненного преступлениями, наличие малолетних детей.
Каких-либо иных обстоятельств, прямо предусмотренных законом в качестве смягчающих наказание и подлежащих обязательному учету в отношении осужденных, не усматривается.
Отягчающих наказание обстоятельств в отношении осужденных судом не установлено.
Назначенное наказание с учетом изменений и положения ч. 1 ст. 62 УК РФ является справедливым, соразмерным содеянному, полностью отвечает задачам исправления осужденных и предупреждения совершения новых преступлений.
Выводы суда об отсутствии оснований для применения ст.ст. 64, 73, ч. 6 ст. 15 УК РФ в приговоре надлежащим образом аргументированы.
При апелляционном рассмотрении дела суд второй инстанции, проверив законность, обоснованность и справедливость приговора, вынес определение, в котором мотивированно отвергнуты доводы жалоб адвокатов о предоставлении осужденным отсрочки отбывания наказания до достижения ребенком 14-летнего возраста. Не согласиться с выводами суда оснований не имеется.
Содержание апелляционного определения отвечает требованиям ст. 389.28 УПК РФ.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационных жалоб не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 401.14 - 401.16 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
приговор Правобережного районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 19 ноября 2020 года и апелляционное определение Челябинского областного суда от 09 февраля 2021 года в отношении БОЧКАРЕВОЙ Кристины Александровны и МАРЬЕНКО Алены Андреевны оставить без изменений, кассационные жалобы осужденных - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.