Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Чирковой Т.Н.
судей Зариповой Ю.С, Ладейщиковой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Златоустовского городского округа на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 30 августа 2021 года по административному делу N 2а-1912/2021 по административному исковому заявлению ООО "Жилсервис-1" к Администрации Златоустовского городского округа о признании незаконным реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Заслушав доклад судьи Чирковой Т.Н, объяснения представителей Администрации Бобылева В.В, Красновой А.Д, доводы кассационной жалобы поддержавших, возражения на ее доводы представителя ООО "Жилсервис-1" Тарасовой Н.Н, заключение прокурора Трошкиной А.В, полагавшей апелляционное определение необоснованным и подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ООО "Жилсервис-1" в интересах собственников многоквартирных домов обратилось в суд с административным иском к Администрации Златоустовского городского округа (далее - Администрация) с требованием о признании незаконным реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на территории городского округа.
Требования мотивировало тем, что в вышеуказанный реестр необоснованно внесены сведения о собственниках помещений в многоквартирных домах как о собственниках мест (площадок) накопления ТКО, расположенных в городе Златоусте по адресам: пр. им. Ю.А. Гагарина 3-я линия дом 11, пр. им. Ю.А. Гагарина 2-я линия дом 6, пр. им. Ю.А. Гагарина 4-я линия дом 5.
Оснований для внесения таких данных, по мнению административного истца, не имелось, поскольку собственники указанных в реестре домов с заявлением об организации места накопления ТКО не обращались, собственниками земельного участка под местом накопления ТКО не являются, место накопления ТКО им не передавалось и не включено в состав общедомового имущества МКД.
Решением Златоустовского городского суда Челябинской области от 15 июня 2021 года требования административного истца оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 30 августа 2021 года указанное решение отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В поданной 14 октября 2021 года кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права, просит отменить апелляционное определение и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такие основания по настоящему административному делу имеются.
Предметом спора является включение сведений о собственниках трех контейнерных площадок в реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории Златоустовского городского округа, утвержденный 15 апреля 2021 года заместителем Главы Златоустовского городского округа по инфраструктуре.
Разрешая настоящее административное дело по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд первой инстанции оснований для удовлетворения требований административного истца не установил, исходя из того, что управляющая компания в силу закона обязана организовывать и содержать места накопления ТКО для домов, находящихся в ее управлении, а реестр в оспариваемой части ее права не нарушает.
Отменяя решение суда и направляя дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции по правилам главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции исходил из того, что реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории Златоустовского городского округа является нормативным правовым актом.
Изложенная позиция основана на неправильном применении правовых норм, регулирующих возникшие отношения.
Как указал Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 2 постановления от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений; признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.
Конституционный Суд Российской Федерации определилнормативный правовой акт как акт общего действия, адресованный неопределенному кругу лиц, рассчитанный на многократное применение, который содержит конкретизирующие нормативные предписания, общие правила и является официальным государственным предписанием, обязательным для исполнения (постановление от 31 марта 2015 года N 6-П).
В силу пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: помимо иного, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (часть 4 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года N 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее - Правила).
В соответствии с названными Правилами места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 3); в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.
Таким образом, к полномочиям органа местного самоуправления отнесено создание мест (площадок) накопления ТКО и согласование их создания для иных лиц, на которых законом возложена такая обязанность.
При этом реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - реестр) представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов; реестр ведется на бумажном носителе и в электронном виде уполномоченным органом. Сведения в реестр вносятся уполномоченным органом в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о внесении в него сведений о создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (пункты 11 и 12 Правил).
Таким образом, реестр представляет собой форму систематизации и учета сведений, информационный ресурс, включающий документы на бумажном и электроном носителе, о созданных в установленном порядке местах (площадках) накопления ТКО на территории конкретного муниципального образования. Нормативных предписаний он не содержит, не устанавливает новых правил поведения, поэтому не может быть признан нормативным правовым актом.
При этом коллегия отмечает, что в отношении реестра как информационного ресурса ни федеральным законодателем, ни муниципальными правовыми актами не установлено требований к процедуре его принятия и введение в действие.
При таких данных вывод суда апелляционной инстанции о том, что реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории Златоустовского городского округа подлежит судебной проверке по правилам главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является ошибочным.
Поэтому апелляционное определение не может быть признано законным и обоснованным, в связи с допущенными судом апелляционной инстанции нарушениями норм материального и процессуального права оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При этом доводы кассационной жалобы Администрации о законности решения суда первой инстанции не могут быть предметом проверки суда кассационной инстанции до проверки доводов апелляционной жалобы ООО "Жилсервис-1" судебной коллегией областного суда.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 329, статьей 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 30 августа 2021 года отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное определение изготовлено 17 ноября 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.