Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Карповой О.Н, Грудновой А.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1156/2021 по иску Кремлевой Нины Михайловны к Министерству социальных отношений Челябинской области о признании незаконным отказа в приеме заявления о единовременной денежной выплате за утраченное жилое помещение, возложении обязанности по включению в реестр получателей единовременной денежной выплаты за утраченное жилое помещение, взыскании компенсации за утраченное жилое помещение, по кассационной жалобе Министерства социальных отношений Челябинской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 30 августа 2021 г.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Карповой О.Н, представителя Министерства социальных отношений Челябинской области Гриб О.А, поддержавшую доводы жалобы, представителя Кремлевой Н.М. Ушакова О.А, просившего жалобу оставить без удовлетворения, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Кремлева Н.М. обратилась в суд с иском к Министерству социальных отношений Челябинской области (далее - МСО Челябинской области), в котором, уточнив заявленные требования, просила признать незаконным отказ в приеме заявления о единовременной денежной выплате за утраченное жилое помещение, возложить обязанность включить ее в реестр получателей единовременной денежной выплаты за утраченное жилое помещение, взыскать компенсацию за утраченное жилое помещение в размере 834 367 руб. 50 коп.
В обоснование заявленных требований Кремлева Н.М. ссылалась на то, что 31 декабря 2018 г. произошло частичное обрушение жилого дома, расположенного по адресу: "данные изъяты". В указанном жилом доме, в квартире N "данные изъяты" погибла семья истца, с которой она постоянно проживала. 27 июля 2019 г. она обратилась к ответчику с заявлением о включении в реестр получателей единовременной денежной выплаты. 3 сентября 2019 г. МСО Челябинской области вынесено решение об отказе во включении в реестр получателей единовременной денежной выплаты в связи с тем, что заявитель не относится к категории граждан, имеющих право на единовременную денежную выплату. Решением Правобережного районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 22 мая 2020 г. установлен факт проживания истца в жилом помещении, расположенным по адресу: "данные изъяты", до 31 декабря 2018 г. После вступления в законную силу решения суда истец вновь обратилась к ответчику с заявлением о включении в реестр получателей единовременной денежной выплаты. 27 августа 2020 г. получила отказ в приеме заявления, поскольку заявление подано после 1 сентября 2019 г. Полагает, что срок подачи заявления ею не пропущен, поскольку первоначально с заявлением она обратилась 24 июля 2019 г. После устранения препятствий, послуживших основанием для принятия решения об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты (вступления в законную силу решения суда об установлении факта проживания), вновь обратилась к ответчику с соответствующим заявлением. В связи с тем, что ответчик произвел частичную выплату компенсации за утраченное жилое помещение в размере 834 376 руб. 50 коп, она уменьшила исковые требования.
Решением Центрального районного суда г. Челябинска от 7 апреля 2021 г. в удовлетворении исковых требований Кремлевой Н.М. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 30 августа 2021 г. указанное решение отменено, принято новое решение. Признан незаконным отказ МСО Челябинской области от 27 августа 2020 г. N 1109-ол в приеме к рассмотрению заявления Кремлевой Н.М. На МСО Челябинской области возложена обязанность включить Кремлеву Н.М. в реестр получателей единовременной денежной выплаты за утраченное жилое помещение по адресу: "данные изъяты", площадью 52, 6 кв.м. Взыскана с МСО Челябинской области в пользу Кремлевой Н.М. за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий компенсация за утраченное жилое помещение в размере 834 367 руб. 50 коп.
В кассационной жалобе ответчик МСО Челябинской области ставит вопрос об отмене апелляционного определения, оставлении в силе решения суда первой инстанции по мотивам незаконности и необоснованности.
От Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации поступил отзыв на кассационную жалобу, в котором третье лицо поддерживает доводы кассационной жалобы ответчика.
От Кремлевой Н.М. поступили возражения на кассационную жалобу, в которых истец просит жалобу оставить без удовлетворения как необоснованную.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на жалобу, возражений на жалобу, объяснений относительно кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого судебного постановления не имеется.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 31 декабря 2018 г. в г. Магнитогорске в 06 часов 02 минуты в результате взрыва газа в десятиэтажном панельном двенадцатиподъездном жилом доме "данные изъяты" Челябинской области произошло обрушение перекрытий подъездов 7, 8 с 1 по 10 этажи.
Постановлением Губернатора Челябинской области от 31 декабря 2018 г. N 316 был введен режим чрезвычайной ситуации на территории Челябинской области.
В момент обрушения в указанном доме находилась семья Кремлевой Н.М, которая погибла в результате обрушения бетонных плит здания.
24 июля 2019 г. истец Кремлева Н.М. обратилась в МСО Челябинской области с заявлением о включении ее в реестр получателей единовременной денежной выплаты, однако ей было отказано ввиду того, что истец не относится к категории граждан, имеющих право на единовременную денежную выплату.
Реализуя свое конституционное право, Кремлева Н.М. оспорила отказ МСО Челябинской области от 3 сентября 2019 г. в судебном порядке.
Спор был рассмотрен по существу 6 февраля 2020 г, решение суда вступило в законную силу 26 мая 2020 г.
Как следует из апелляционного определения Челябинского областного суда от 26 мая 2020 г. в удовлетворении административного искового заявления Кремлевой Н.М. к МСО Челябинской области о признании отказа МСО Челябинской области от 3 сентября 2019 г. N 1930-ОЛ незаконным, возложении обязанности включить ее в реестр получателей единовременной денежной выплаты за утраченное жилое помещение и взыскании в ее пользу за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий выплату за утраченное жилое помещение в размере ? доли в квартире, как наследника погибшего сына, было отказано, поскольку право на единовременную денежную выплату неразрывно связано с личностью конкретного гражданина - лица, утратившего жилое помещение в результате обрушения 31 декабря 2018 г. части многоквартирного дома, и наследованию оно не подлежит. Кремлеву Н.М. нельзя было отнести и к гражданам, претендующим на получение единовременной социальной выплаты в соответствии с Порядком для получения единовременной денежной выплаты.
30 января 2020 г. истец обратилась в суд для установления факта проживания в утраченном жилом помещении.
Вступившим в законную силу 30 июня 2020 г. решением Правобережного районного суда г. Магнитогорска от 22 мая 2020 г. был установлен факт проживания истца Кремлевой Н.М. по адресу: "данные изъяты" до 31 декабря 2018 г.
При повторном обращении 7 августа 2020 г. по вопросу включения в реестр получателей единовременной денежной выплаты, истец получила отказ МСО Челябинской области от 27 августа 2020 г, поскольку действие Правил завершилось в 2019 г, заявление было подано после 1 сентября 2019 г.
Разрешая возникший спор и установив вышеуказанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу, что Кремлевой Н.М. пропущен срок подачи заявления о предоставлении единовременной денежной выплаты, в связи с чем отказал в удовлетворении исковых требований.
Кроме того, судом учтен тот факт, что в соответствии с представленными документами Кремлевой Н.М. были произведены выплаты из федерального и областного бюджетов в виде единовременного пособия семье погибших на погребение, единовременных пособий членам семьи погибших в результате обрушения, компенсации за погибших из благотворительного фонда, а также материальная помощь в связи с чрезвычайной ситуацией.
Проверяя законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда, признав их основанными на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об удовлетворении исковых требований Кремлевой Н.М, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. N 110, постановлением Правительства Российской Федерации от 9 января 2019 г. N 2, распоряжениями Правительства Российской Федерации от 9 января 2019 г. N 2-р, N 3-р, постановлением Правительства Челябинской области от 10 января 2019 г. N 1-П, исходил из того, что Кремлева Н.М. имела право на предоставление единовременной денежной выплаты с включением в реестр получателей единовременной денежной выплаты, как член семьи погибших собственников, и не имеющий в собственности в Челябинской области иного жилого помещения или доли в жилом помещении, пригодных для проживания.
Учитывая дату первоначального обращения Кремлевой Н.М. с заявлением о единовременной денежной выплате за утраченное жилое помещение, возраст истца (более 80 лет), апелляционная инстанция пришла к выводу, что ее повторное обращение с заявлением о предоставлении указанной выплаты было подано только 7 августа 2020 г. по объективным причинам, пропуск срока подачи заявления не может являться единственным основанием для отказа приеме его к рассмотрению, в связи с чем признала незаконным отказ ответчика от 27 августа 2020 г. во включении истца в реестр получателей единовременной денежной выплаты.
Как следует из распоряжения Правительства Челябинской области от 5 ноября 2020 г. N 898-рп "О выделении денежных средств" Министерству финансов Челябинской области поручено выделить МСО Челябинской области из резервного фонда Правительства Челябинской области денежные средства в сумме 834 367 руб. 50 коп. на предоставление материальной помощи Кремлевой Н.М. на приобретение жилого помещения взамен утраченного в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся в результате частичного обрушения 31 декабря 2018 г. жилого дома, расположенного по адресу: "данные изъяты"
Во исполнение указанного распоряжения Кремлевой Н.М. платежным поручением N 1648795 от 12 ноября 2020 г. из резервного фонда Правительства Челябинской области были перечислены денежные средства (материальная помощь в связи с чрезвычайной ситуацией) в размере 834 367 руб. 50 коп. на ее расчетный счет.
Установив вышеуказанные обстоятельства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что ответчик фактически признал право Кремлевой Н.М. на предоставление ей материальной помощи на приобретение жилого помещения взамен утраченного в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся в результате частичного обрушения 31 декабря 2018 г. жилого дома, расположенного по адресу: "данные изъяты" и после окончания срока действия Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 9 января 2019 г. N 2.
По мнению суда апелляционной инстанции, из представленного распоряжения не усматривается, каким образом был произведен расчет указанной выплаты Кремлевой Н.М.
Определяя размер подлежащей взысканию с МСО Челябинской области в пользу Кремлевой Н.М. компенсации за утраченное жилое помещение в сумме 834 367 руб. 50 коп. за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий с учетом частично выплаченной суммы 834 367 руб. 50 коп, суд апелляционной инстанции исходил из того, что собственники квартиры "данные изъяты" погибли, иных лиц, имеющих право пользования данной квартирой, не имеется и соответственно, на выплату не имеется, с учетом общей площади квартиры N "данные изъяты" 52, 6 кв.м сумма выплаты должна была составлять 1 688 735 руб.
При этом суд апелляционной инстанции с учетом установленных по делу обстоятельств пришел к выводу, что на Кремлеву Н.М. не распространяются положения пункта 7.1 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 9 января 2019 г. N 2, которым предусмотрено, что в случаях если нормативным правовым актом Челябинской области площадь жилого помещения и (или) размер стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения, установленные высшим исполнительным органом государственной власти Челябинской области в целях оказания мер социальной поддержки, предусмотренных настоящими Правилами, выше площади жилого помещения и (или) размера стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения, предусмотренных соответственно пунктами 6 и 7 настоящих Правил, а также если категория граждан, в отношении которых реализуются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящими Правилами, определена шире предусмотренной пунктами 4 и 6 настоящих Правил, финансирование мероприятий в части указанного превышения за счет иного межбюджетного трансферта не допускается.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с постановленным судом апелляционной инстанции судебным актом, поскольку он основан на надлежащей оценке доказательств по делу, принят в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания, установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела.
В соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ) предусмотрено право граждан Российской Федерации на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (пункт 1 статьи 18).
Согласно статье 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ Правительство Российской Федерации обеспечивает защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций федерального характера, определяет порядок оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации при возникновении чрезвычайных ситуаций регионального характера; принимает решения о выплате единовременной материальной помощи гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев оказания единовременной материальной помощи, а также круга лиц, которым указанная помощь будет оказана.
Органы государственной власти субъектов РФ принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены (статья 11 указанного Закона).
Порядок создания и использования указанных в части первой настоящей статьи резервов (резервных фондов) и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. N 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 января 2019 г. N 2 утверждены Правила предоставления в 2019 г. иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Челябинской области на финансовое обеспечение мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены в результате обрушения 31 декабря 2018 г. части многоквартирного жилого дома в г. Магнитогорске (Челябинская область) (далее - Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 9 января 2019 г. N 2).
Указанные Правила устанавливали порядок и условия предоставления в 2019 г. иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Челябинской области на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены в результате обрушения 31 декабря 2018 г. части строительных конструкций подъездов N 7 и 8 многоквартирного жилого дома, расположенного в г. Магнитогорске (Челябинская область), "данные изъяты", включая компенсацию понесенных бюджетом Челябинской области затрат, направленных на указанные цели.
Распоряжениями Правительства Российской Федерации от 9 января 2019 г. N 2-р, N 3-р в 2019 г. Минстрою России из резервного фонда Правительства Российской Федерации были выделены бюджетные ассигнования на оказание финансовой помощи для предоставления иных межбюджетных трансфертов бюджету Челябинской области на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены в результате обрушения 31 декабря 2018 г. части многоквартирного жилого дома в г. Магнитогорске (Челябинская область), имея в виду обеспечение жилыми помещениями 44 семей и 50 семей из подъезда N N "данные изъяты".
Постановлением Правительства Челябинской области от 10 января 2019 г. N 1-П утвержден Порядок предоставления единовременных денежных выплат гражданам в целях приобретения жилых помещений взамен утраченных в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся в результате частичного обрушения 31 декабря 2018 г. жилого дома, расположенного по адресу: "данные изъяты" (далее - Порядок, утвержденный постановлением Правительства Челябинской области от 10 января 2019 г. N 1-П).
В силу пункта 3 указанного Порядка право на получение единовременной денежной выплаты имеют:
1) граждане, являющиеся на 31 декабря 2018 г. собственниками утраченных жилых помещений;
2) граждане, имеющие документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения;
3) граждане, не являющиеся на 31 декабря 2018 г. собственниками утраченных жилых помещений, но имеющие постоянную регистрацию по месту жительства в таких помещениях либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими в утраченном жилом помещении, относящиеся к членам семьи граждан, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта (в случае гибели граждан, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта), и не имеющие в собственности в Челябинской области иного жилого помещения или доли в жилом помещении, пригодных для проживания.
В соответствии с пунктом 6 Порядка для получения единовременной денежной выплаты граждане в срок не позднее 1 сентября 2019 г. представляют в Уполномоченный орган письменное заявление о предоставлении единовременной денежной выплаты по форме, установленной Уполномоченным органом, с приложением следующих документов:
1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность заявителя (с приложением его копии);
2) выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах заявителя на утраченное жилое помещение, выданную не ранее 31 декабря 2018 г.;
3) документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на жилые помещения, с приложением их копий;
4) документы, подтверждающие отнесение заявителей к предусмотренным абзацем третьим пункта 4 настоящего Порядка членам семьи граждан, утративших жилые помещения, а также документы, подтверждающие постоянную регистрацию по месту жительства в утраченном жилом помещении, выданные не ранее 31 декабря 2018 г. (с приложением их копий), и (или) копии решений судов о признании заявителей постоянно проживающими в утраченном жилом помещении;
5) документы, подтверждающие отсутствие в собственности в Челябинской области иного жилого помещения или доли в жилом помещении, пригодных для проживания;
6) обязательство гражданина снять с государственного кадастрового учета и прекратить право собственности на жилое помещение, утраченное в результате чрезвычайной ситуации, по форме, установленной Уполномоченным органом;
7) документы, удостоверяющие личность и полномочия представителя гражданина, указанного в пункте 3 настоящего Порядка, с приложением их копий (в случае подачи заявления от имени гражданина его представителем).
Уполномоченный орган в течение пятнадцати рабочих дней со дня поступления заявления и документов, указанных в пункте 6 настоящего Порядка (далее именуются - документы), осуществляет проверку соответствия гражданина требованиям настоящего Порядка и принимает решение о предоставлении единовременной денежной выплаты с включением такого гражданина в реестр получателей единовременной денежной выплаты либо об отказе в предоставлении гражданину единовременной денежной выплаты (пункт 8 Порядка).
В соответствии с пунктом 9 Порядка Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении гражданину единовременной денежной выплаты в следующих случаях:
1) непредставления (неполного представления) документов, указанных в пункте 6 настоящего Порядка, и (или) нарушения срока их представления;
2) представления документов, содержащих сведения, не соответствующие действительности, либо наличия в представленных документах несоответствий (разночтений) персональных данных, подтверждающих юридически значимые факты и события (в том числе в фамилии, имени, отчестве, дате и месте рождения);
3) несоответствия гражданина, претендующего на получение единовременной денежной выплаты, требованиям, установленным пунктом 3 настоящего Порядка.
Об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты Уполномоченный орган сообщает гражданину в письменной форме в течение пятнадцати рабочих дней со дня принятия заявления и документов, указанных в пункте 6 настоящего Порядка, с указанием причин отказа.
Отказ в предоставлении единовременной денежной выплаты не препятствует повторному обращению гражданина с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты после устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты (пункт 10 Порядка).
В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также организациями. Порядок создания и использования указанных в части первой настоящей статьи резервов (резервных фондов) и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями.
Действовавшим до 1 января 2020 г. постановлением Правительства Российской Федерации N 110 от 15 февраля 2014 г. были утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - Правила).
Согласно пункту 1 Правил настоящие Правила устанавливают порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - резервный фонд) на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера (далее - чрезвычайные ситуации), а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
Аналогичные положения содержат Правила, утвержденные действующим с 1 января 2020 г. постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 г. N 1928 "Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями".
Пунктом 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 9 января 2019 г. N 2, определены условия предоставления бюджету Челябинской области межбюджетных трансфертов.
Вопреки доводам кассационной жалобы ответчика, судом апелляционной инстанции при рассмотрении иска Кремлевой Н.М. нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно.
Установив, что при подаче заявления о предоставлении выплаты в МСО Челябинской области 7 августа 2020 г. Кремлевой Н.М. был предоставлен полный пакет документов, указаны иные основания для производства спорной выплаты, обращение с указанным заявлением объективно было невозможно до вступления в законную силу решения Правобережного районного суда г. Магнитогорска от 22 мая 2020 г. по делу по иску Кремлевой Н.М. к администрации г. Магнитогорска об установлении факта проживания, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о включении Кремлевой Н.М. в реестр получателей денежной компенсации за утраченное жилое помещение и наличии оснований для удовлетворения иска.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не усматривает оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы о том, что Кремлевой Н.М. были произведены выплаты из федерального и областного бюджетов в виде единовременного пособия семье погибших на погребение, единовременных пособий членам семьи в результате обрушения, компенсации за погибших из благотворительного фонда, а также материальная помощь в размере 834 367 руб. 50 коп. в связи с чрезвычайной ситуацией, выводов суда апелляционной инстанции не опровергают и отмену обжалуемого судебного постановления не влекут.
Как правильно указал суд апелляционной инстанции, получение Кремлевой Н.М. иных выплат из федерального и областного бюджетов в виде единовременного пособия семье погибших на погребение, единовременных пособий членам семьи погибших в результате обрушения, компенсации за погибших из благотворительного фонда, а также материальная помощь в связи с чрезвычайной ситуацией, их сумма, не лишает истца права и на получение выплаты за утраченное жилое помещение в полном размере.
Доводы заявителя в кассационной жалобе о несогласии с выводами суда апелляционной инстанции судебной коллегией отклоняются, поскольку они повторяют правовую позицию заявителя, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, были предметом проверки и оценки суда апелляционной инстанций, которым правомерно отвергнуты, как несостоятельные.
Вновь приводя данные доводы, заявитель выражает несогласие с выводами суда в части оценки установленных обстоятельств дела, что в соответствии со статьей 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступившего в законную силу судебного постановления.
Согласно положениям статей 379.6, 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции наделен ограниченными полномочиями по проверке судебных актов нижестоящих инстанций - имеет право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права, однако не полномочен при этом непосредственно переходить к исследованию доказательств и переоценке установленных на их основании фактических обстоятельств.
Принятое по делу определение апелляционной инстанции вынесено на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для его отмены по доводам жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 30 августа 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства социальных отношений Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.