Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Чаус И.А, судей Малоедовой Н.В, Зориной С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-4868/2020 по иску Котовой Ирины Владимировны к акционерному обществу "Ипотечное агентство Югры", Департаменту строительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о признании незаконным решения о снятии с учета и об исключении из Единого списка участников на приобретение или строительство жилых помещений, восстановлении нарушенных прав, по кассационной жалобе Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 14 сентября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Малоедовой Н.В, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Котова И.В. обратилась в суд с иском к АО "Ипотечное агентство ХМАО-Югры" о признании недействительным решения от 30 января 2020 года об исключении из Единого списка участников на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, подавшим до 31 декабря 2013 года заявление на получение мер государственной поддержки государственной программы ХМАО - Югры "Развитие жилищной сферы", возложении обязанности восстановить в Едином списке участников.
В обоснование заявленных требований указала, что на основании решения ОАО "Ипотечное агентство Югры" от 24 июля 2012 года признана участником подпрограммы "Ипотечное жилищное кредитование" подпрограммы "Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан" целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года". Участие в данной программе возможно по категории "Работники осуществляющие иную деятельность в органах государственной власти автономного округа, работники иных органов, денежное содержание которые полностью осуществляется за счет средств бюджета автономного округа, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, сотрудники и работники органов внутренних дел автономного округа, Государственной противопожарной службы по автономному округу, вставшие на учет н улучшению жилищных условий до 1 марта 2005 года, по месту службы и уволенные до 31 декабря 2011 года, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющими стаж службы в учреждениях автономного округа не менее 10 лет". 28 сентября 2012 года между истцом и ОАО "Ханты-Мансийский банк" заключен кредитный договор N "данные изъяты", а также заключено трехстороннее соглашение о компенсации части процентной ставки по кредитному договору.
Решением АО "Ипотечное агентство ХМАО-Югры" от 30 января 2020 года Котова И.В. исключена из Единого списка участников мероприятия "Предоставление субсидии на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, подавшим до 31 декабря 2013 года заявления на получение мер государственной поддержки" государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие жилищной сферы", утвержденной Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 октября 2018 года N 346-п, на основании пп.2 п. 6 Порядка предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, подавшим до 31 декабря 2013 года заявления на получение мер государственной поддержки, утвержденного Приложением 17 к постановлению Правительства Ханты- Мансийского автономного округа - Югры от 05 октября 2018 года N 346-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие жилищной сферы" - утрата оснований, дающих право на получение субсидии. Утрата оснований произошла в связи с отсутствием нуждаемости в улучшении жилищных условий с 06 июня 2013 года, после снятия с регистрационного учета из жилого помещения в "данные изъяты", в результате чего обеспеченность заявителя стала составлять 17, 27 кв.м. Считает, что снятие с регистрационного учета и регистрация в приобретенном жилом помещении за счет кредитных средств не может расцениваться как отсутствие нуждаемости в улучшении жилищных условий участника мероприятия.
Решением Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 12 октября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 26 января 2021 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции 01 июля 2021 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 26 января 2021 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции
Суд апелляционной инстанции определением от 31 августа 2021 года перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции в связи с привлечением к участию в деле в качестве соответчика Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Департамент).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 14 сентября 2021 года решение суда отменено, принято по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворены частично. Признано незаконным решение акционерного общества "Ипотечное агентство Югры" от 30 января 2020 года N105 о снятии с учета и исключении Котовой И.В. из Единого списка участников на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, подавшим до 31 декабря 2013 года заявления на получение мер государственной поддержки государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие жилищной сферы", утвержденной Правительством ХМАО-Югры от 05 октября 2018 года N 346-п. На Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры возложена обязанность восстановить Котову И.В. в Едином списке участников мероприятия "Предоставление субсидии на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, подавшим до 31 декабря 2013 года заявления на получение мер государственной поддержки" государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие жилищной сферы", утвержденной Правительством ХМАО-Югры от 05 октября 2018 года N 346-п. С акционерного общества "Ипотечное агентство Югры" в пользу Котовой И.В. взысканы расходы на оплату услуг представителя в размере 10 000 рублей, расходы на оплату государственной пошлины в размере 150 рублей. С Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пользу Котовой И.В. взысканы расходы на оплату услуг представителя в размере 10 000 рублей, расходы на оплату государственной пошлины в размере 150 рублей.
В кассационной жалобе заявитель просит об отмене судебного акта, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
В своих возражениях Котова И.В. относительно доводов кассационной жалобы, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, в связи с чем, на основании ст.ст. 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии со ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что отсутствуют установленные ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения судебного акта.
Судом установлено, что 02 июля 2012 года Котова И.В. обратилась в ОАО "Ипотечное агентство Югры" с заявлениями о признании участником подпрограммы "Ипотечное жилищное кредитование" и подпрограммы "Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан" целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года", порядок реализации которых утвержден Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 05 апреля 2011 года N 108-п (л.д.25, 27).
Решениями ОАО "Ипотечное агентство Югры" от 24 июля 2012 года Котова И.В. была признана участником подпрограммы "Ипотечное жилищное кредитование" и участником подпрограммы "Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан" целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2011-2013 годы и на период до 2015 года" (л.д.48, 49).
28 сентября 2012 года между Котовой И.В. и ОАО "Ханты-Мансийский банк" заключен кредитный договор N "данные изъяты", по условиям которого ей был предоставлен кредит в размере 1 666 636, 50 руб. для приобретения жилья (л.д.53).
Между ОАО "Ипотечное агентство Югры", ОАО "Ханты-Мансийский банк" и участником подпрограммы "Ипотечное жилищное кредитование" Котовой И.В. заключено трехстороннее соглашение N 20-04-30/1-38 о компенсации части процентной ставки по ипотечному кредитному договору N "данные изъяты" от 28 сентября 2012 года (л.д.50).
По условиям соглашения, ОАО "Ипотечное агентство Югры" приняло на себя обязательства по предоставлению государственной поддержки участнику подпрограммы Котовой И.В. в форме компенсации, уплачиваемой участником за пользование суммой кредита по кредитному договору N "данные изъяты" от 28 сентября 2012 года, предоставленному за счет средств банка на строительство (приобретение) жилого помещения в течение 240 месяцев, при условии целевого использования и исполнения обязательств участником в соответствии с условиями, установленными кредитным договором и настоящим соглашением.
Компенсация предоставлена за счет средств бюджета ХМАО-Югры, предоставленных Агентству для реализации мероприятий подпрограммы "Ипотечное жилищное кредитование" на сумму кредита не более 2 000 000 руб. в размере 7, 5 % годовых, но не более разности между процентной ставкой, установленной кредитным договором и ставкой в размере 5% годовых.
28 сентября 2012 года между Котовой И.В. и ОАО "ДСК "АВТОБАН" заключен договор долевого участия в строительстве N 2-20-М, предметом которого является строительство жилого помещения - однокомнатной квартиры (строительный номер 20), общей площадью 33, 38 кв.м, жилой - 12, 33 кв.м, расположенного по адресу: "данные изъяты" (л.д.78).
17 мая 2013 года за Котовой И.В. зарегистрировано право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: "данные изъяты" на основании договора участия в долевом строительстве N 2-20-М от 28 сентября 2012 года (л.д.108).
06 июня 2013 года Котова И.В. снята с регистрационного учета по адресу: "данные изъяты" и зарегистрирована в приобретенном по условиям программы жилом помещении.
26 сентября 2017 года Котова И.В. обратилась в агентство с заявлением о предоставлении субсидии в планируемом финансовом году (л.д.120).
Решением АО "Ипотечное агентство ХМАО-Югры" от 30 января 2020 года Котова И.В. исключена из Единого списка участников мероприятия "Предоставление субсидии на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, подавшим до 31 декабря 2013 года заявления на получение мер государственной поддержки" государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие жилищной сферы", утвержденной Правительством Ханты- Мансийского автономного округа - Югры от 5 октября 2018 года N 346-п, на основании пп. 2 п. 6 Порядка предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, подавшим до 31 декабря 2013 года заявления на получение мер государственной поддержки, утвержденного Приложением 17 к постановлению Правительства Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 05 октября 2018 года N 346-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие жилищной сферы" - утрата оснований, дающих право на получение субсидии.
Утрата оснований произошла в связи с отсутствием нуждаемости в улучшении жилищных условий с 06 июня 2013 года, после снятия с регистрационного учета из жилого помещения в "данные изъяты", в результате чего обеспеченность заявителя стала составлять 17, 27 кв.м (л.д.142).
Также судом установлено, что на дату обращения с заявлением в агентство Котова И.В. проживала и значилась зарегистрированной по месту жительства в квартире по адресу: "данные изъяты" общей площадью 51, 8 кв.м. В указанном жилом помещении Котовой И.В. на праве собственности принадлежит 1/3 доля в праве общей долевой собственности (л.д.11, 35-43).
Совместно с Котовой И.В. в указанном жилом помещении проживали и значились зарегистрированными ее мать - Котова Н.Д. (собственник 1/3 доли), брат - Котов Д.В. (собственник 1/3 доли), отец - Котов В.И. и ее бабушка Демиденко Р.П. (л.д. 44).
На дату обращения суммарная обеспеченность истца по месту проживания составляла 9, 22 кв.м, что менее установленной учетной нормы.
Разрешая возникший спор по правилам производства в суде первой инстанции, суд апелляционной инстанции, исходил из того, что на момент обращения с заявлением о признании участниками программы, истец соответствовала критерию нуждаемости в улучшении жилищных условий, поскольку являлась обеспеченной общей площадью жилого помещения менее 12 кв. метров, при этом приобретение жилого помещения после постановки на учет в целях получения субсидии для улучшения жилищных условий не влияет на расчет обеспеченности и в силу пп. 2 п. 6 Приложения 17 не является основанием для снятия с учета на получение субсидии и исключения из списка в связи с утратой оснований, дающих право на получение субсидии, то и регистрация участника по месту жительства в приобретенном жилом помещении не может рассматриваться как изменение нуждаемости и повлечь за собой утрату права на получение мер государственной поддержки, и пришел к выводу об обоснованности заявленных требований, признав незаконным решение акционерного общества "Ипотечное агентство Югры" от 30 января 2020 года N 105 и возложив на Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры обязанность восстановить Котову И.В. в Едином списке участников мероприятия "Предоставление субсидии на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, подавшим до 31 декабря 2013 года заявления на получение мер государственной поддержки" государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие жилищной сферы", утвержденной Правительством ХМАО-Югры от 05.10.2018 года N346-п.
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на исследовании представленных доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными в ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют нормам права, регулирующим возникшие отношения.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Согласно части 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I) в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона (часть 2 статьи 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I).
Частью 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I установлено, что граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 2 февраля 1998 г. N 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Действующим на момент принятия решения об исключении истца из единого списка постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05 октября 2018 г. N 346-п утвержден Порядок предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, подавшим до 31 декабря 2013 года заявления на получения мер государственной поддержки (Приложение 17).
В соответствии с пунктом 3 Приложения 17, в целях порядка нуждающимися в улучшении жилищных условий являются члены молодой семьи, если они являются собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 12 кв.м.
Членами семьи собственника жилого помещения признаются проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членом своей семьи и признаны таковыми в судебном порядке.
Согласно пп. 2 п. 6 Приложения 17 граждане снимаются с учета на получение субсидии и исключаются из списка в случаях утраты оснований, дающих право на получение субсидии, в соответствии с Порядком (за исключением случая приобретения жилого помещения после постановки на учет в целях получения субсидии для улучшения жилищных условий).
Судом установлено и данное обстоятельство не оспаривалось сторонами, что на момент обращения с заявлением о признании участниками программы, истец соответствовала критерию нуждаемости в улучшении жилищных условий, поскольку являлась обеспеченной общей площадью жилого помещения менее 12 кв. метров.
Как правомерно и обоснованно указал суд апелляционной инстанции, приобретение жилого помещения после постановки на учет в целях получения субсидии для улучшения жилищных условий не влияет на расчет обеспеченности и в силу пп. 2 п. 6 Приложения 17 не является основанием для снятия с учета на получение субсидии и исключения из списка в связи с утратой оснований, дающих право на получение субсидии, то и регистрация участника по месту жительства в приобретенном жилом помещении не может рассматриваться как изменение нуждаемости и повлечь за собой утрату права на получение мер государственной поддержки.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с привлечением Департамента к участию в деле в качестве соответчика, поскольку Департамент не несет ответственность за решения, принятые АО "Ипотечное агентство Югры", истечение срока государственного контракта само по себе не свидетельствует о переходе ответственности к Департаменту, в данном случае правопреемство между АО "Ипотечное агентство Югры" и Департаментом отсутствует, поскольку Ипотечное агентство как юридическое лицо не прекратило существование, Департамент является ненадлежащим ответчиком по настоящему спору, основанием для отмены судебных актов не являются.
Так, пунктом 2 Постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05 октября 2018 года N346-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие жилищной сферы", Департамент строительства Ханты- Мансийского автономного округа - Югры определен ответственным исполнителем государственной программы.
В соответствии с п. 11.1 Государственного контракта от 20 декабря 2019 года срок его действия определен - с момента подписания и до 31 декабря 2020 года. С 31 декабря 2020 года обязательства сторон по контракту прекращаются, за исключением обязательств по оплате услуг, гарантийных обязательств, обязательств по возмещению убытков и выплате неустойке.
В соответствии с п. 6.1.23 Технического задания к Государственному контракту по окончанию исполнения Государственного контракта Агентство передает заказчику списки участников мероприятий программы; реестры по учету граждан, получивших государственную поддержку; учетные дела участников программы.
Иных условий, переходных положений, регламентирующих деятельность АО "Ипотечное агентство Югры" после окончания срока действия государственного контракта не имеется. Обязательства и полномочия по восстановлению граждан в списках на участие в программе, распоряжению денежными средствами в рамках государственной программы "Развитие жилищной сферы" у Агентства также отсутствуют.
Финансирование из бюджета Ханты-мансийского автономного округа на вышеуказанные цели в Агентство не поступает.
При указанных обстоятельствах, Департамент строительства Ханты- Мансийского автономного округа - Югры правомерно привлечен судом апелляционной инстанции в качестве соответчика при разрешении настоящего спора и на него возложена обязанность восстановить истца в Едином списке участников вышеуказанного мероприятия.
Вопреки доводам жалобы, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст.ст. 88, 94, 98, 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из доказанности факта оказания Котовой И.В. юридических услуг в рамках заключенного договора, конкретных обстоятельств дела, и с учетом требований разумности, справедливости и соразмерности, пришел к выводу о взыскании с ответчиков расходов по оплате услуг представителя в размере 20 000 руб. в равных долях.
По существу доводы кассационной жалобы направлены на установление иных обстоятельств и переоценку доказательств, которым судом апелляционной инстанций дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не могут служить основанием в пределах действия статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены или изменения судебного постановления в кассационном порядке.
Иных доводов жалобы, способных повлечь отмену принятого судебного акта, не имеется.
Таким образом, принятый судебный акт сомнений в его законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывает, а предусмотренные ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для его отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 14 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.