Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Овсянкиной Н.В, судей Селиверстовой И.В, Щербаковой Н.В, при ведении протокола помощником судьи Трусовой Е.С, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1932/2021 по административному исковому заявлению акционерного общества "Гвидон" (далее - АО "Гвидон") о признании не действующими отдельных положений приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы на решение Московского городского суда от 30 августа 2021 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Овсянкиной Н.В, возражения представителя административного истца Лайтер Е.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В, полагавшего решение законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Правительством Москвы 28 ноября 2014 года принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", опубликованное на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 28 ноября 2014, "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 67, 02.12.2014.
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП и признании утратившими силу правовых актов города Москвы" в пункте 1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП исключены слова "на 2015 и последующие налоговые периоды". Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2016 года.
Постановление N 786-ПП опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 27 ноября 2015 года, в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, 1 декабря 2015 года.
Под пунктом N Приложения 1 в соответствующий Перечень включено нежилое здание общей площадью 16 210, 6 кв.м с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес".
Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП" определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2017 год.
Указанное постановление опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 29.11.2016, в изданиях "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 72, том 2, 30.12.2016 (постановление, приложение 1 (начало)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 72, том 3, 30.12.2016 (приложение 1 (продолжение)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 72, том 4, 30.12.2016 (приложение 1 (окончание), приложение 2).
В указанный перечень включены нежилые здания:
-под пунктом N общей площадью 16 210, 6 кв.м с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес";
-под пунктом N общей площадью 28, 2 кв.м с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес";
-под пунктом N общей площадью 5, 6 кв.м с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес"
-под пунктом N общей площадью 297, 3 кв.м с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес"
-под пунктом N общей площадью 305, 6 кв.м с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес"
Постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2017 г. N 911-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", внесены изменения, Приложение 1 к постановлению изложено в редакции, вступившей в силу с 1 января 2018 года.
Постановление опубликовано на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 29.11.2017, в изданиях: "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 69, том 1, 14.12.2017, (постановление, приложение 1 (начало)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 69, том 2, 14.12.2017, (приложение 1 (продолжение)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 69, том 3, 14.12.2017, (приложение 1 (продолжение)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 69, том 4, 14.12.2017, (приложение 1 (продолжение)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 69, том 5, 14.12.2017, (приложение 1 (окончание), приложение 2).
В Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости на 2018 год, под пунктами N включены вышеперечисленные здания соответственно.
Постановлением Правительства Москвы от 27 ноября 2018 г. N 1425-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП" определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год.
Постановление опубликовано на официальном сайте Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 29.11.2018, официальном печатном издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 69, том 1, 13.12.2018 (постановление, приложение 1 (начало)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 69, том 2, 13.12.2018 (приложение 1 (окончание), приложение 2).
Под пунктами N указанного Приложения включены спорные здания на 2019 год.
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2019 г. N 1574-ПП Постановление Правительства Москвы от 26.11.2019 N 1574-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП" определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год.
Постановление опубликовано на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 27.11.2019, в изданиях: "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 1, 10.12.2019 (постановление, приложение 1 (начало)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 2, 10.12.2019 (приложение 1 (продолжение)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 3, 10.12.2019 (приложение 1 (окончание), приложение 2).
Вышеуказанные здания включены в Перечень на 2020 год под пунктами N соответственно.
Постановлением Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП" определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2021 год.
Постановление опубликовано на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 25.11.2020, в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 1, 08.12.2020 (постановление, приложение 1 (начало)), "Вестнике Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 2, 08.12.2020 (приложение 1 (продолжение), "Вестнике Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 3, 08.12.2020 (приложение 1 (окончание), приложение 2 (начало), "Вестнике Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 4, 08.12.2020 (приложение 2 (окончание))
На 2021 год здания включены под пунктами N.
Административный истец обратился в Московский городской суд с административным иском к Правительству Москвы о признании не действующими указанных выше пунктов Перечней со дня начала соответствующих налоговых периодов, мотивируя тем, что нежилые здания с кадастровыми номерами "адрес" находятся в его собственности, согласно оспариваемым пунктам были включено в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2016-2021 гг, что привело к необходимости уплаты налога в повышенном размере, тогда как названные здания не подлежали включению в названные Перечни, поскольку они не отвечают критериям, которые определены ст. 1.1 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" и положениями ст. 378.2 НК РФ. Кроме того, здания располагаются на арендуемом административным истцом земельном участке, который предоставлен ему для эксплуатации существующих зданий под складскую товарную базу.
Решением Московского городского суда от 30 августа 2021 года административное исковое заявление удовлетворено, с Правительства Москвы в пользу акционерного общества "Гвидон" взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 500 руб.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента экономической политики и развития города Москвы ставит вопрос об отмене судебного акта и вынесении решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, на оспариваемые даты утверждения Приложения N1 Перечня, виды разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером N, в границах которого расположены спорные здания, предусматривали размещение объектов, соответствующих требованиям пунктов 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем их включение в оспариваемые пункты Приложения N1 Перечня на 2016-2021 гг. является правомерным.
Отмечал, что законодателем в целях соблюдения принципа справедливости и экономической обоснованности налогообложения предусмотрена соответствующая налоговая льгота для объектов, фактически не использующихся в соответствии с торгово-офисным видом разрешенного использования земельного участка, на котором они расположены.
Кроме того, административный истец не был лишен возможности в целях устранения противоречий между фактическим использованием зданий и вида разрешенного использования земельного участка обратиться в уполномоченные органы исполнительной власти за изменением вида разрешенного использования или за образованием самостоятельного земельного участка.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Суд первой инстанции, проанализировав предписания подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 9 статьи 11 и статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы", сделал верный вывод о принятии оспариваемого нормативного правового акта в соответствующих редакциях уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка опубликования. По данному основанию нормативный правовой акт не оспаривался административным истцом.
Основные принципы российской налоговой системы, закреплены в Конституции Российской Федерации и в части 1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, исходя из признания всеобщности и равенства налогообложения. При этом, налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер, должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций отдельных объектов недвижимого имущества, в качестве которой выступает их кадастровая стоимость, установлены статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (пункт 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации).
В перечень указанных объектов недвижимого имущества включаются административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
В частности, административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий (пункт 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации):
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
На территории города Москвы в соответствии с пунктами 1, 2, 2.1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", в редакции действующей на налоговый период 2016 года, налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определялась в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 3000 кв. метров и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казённых учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешённого использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешённого использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 2000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
2.1) расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, площадь каждого из которых свыше 3000 кв. метров, принадлежащих одному или нескольким собственникам, фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
С 1 января 2017 года на территории города Москвы в соответствии с пунктами 1, 2, 2.1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", в редакции Закона города Москвы от 18 ноября 2015 года N 60, налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешённого использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешённого использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
По смыслу приведенных предписаний федерального и регионального законодательства, в Перечень подлежит включению такое здание, которое отвечает одному из критериев, установленным названными выше правовыми нормами.
Как следует из объяснений стороны административного ответчика спорные здания включены в оспариваемые пункты Перечней по виду разрешенного использования земельного участка.
С учетом выводов Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированных в Постановлении от 12 ноября 2020 года N 46-П, следует исходить из того, что в обычной деловой обстановке офисно-торговую недвижимость с высокой вероятностью можно использовать как доходный объект, особенно в местах ее концентрации - в административно-деловых и (или) торговых центрах (комплексах). Эта возможность объективно образует предпосылку относительно высокой стоимости такого имущества в сравнении с другими видами недвижимости и учитывается в основаниях законодательных решений, касающихся повышенного налогообложения таких помещений, даже когда их используют по иному назначению, чем торговля и размещение (сдача в аренду) офисов, поскольку они входят в состав соответствующих центров (комплексов), концентрирующих потенциально доходную недвижимость.
Конституционный суд Российской Федерации указывал, что отнесение любых объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с множественностью видов разрешенного использования к тем, для которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется с учетом кадастровой стоимости, принимая во внимание один лишь из видов разрешенного использования участка безотносительно к назначению и (или) фактическому использованию размещенных на нем зданий (строений, сооружений) влечет ограничение прав налогоплательщика в виде роста налоговых изъятий из его имущества без надлежащих на то экономических причин и без внимания к реальным хозяйственным свойствам принадлежащей ему недвижимости, притом что учесть эти свойства позволяет сам налоговый закон в иных его положениях, предметно связанных с оспариваемой нормой.
Следовательно, взимание налога на имущество организаций исходя из налоговой базы, определяемой по кадастровой стоимости зданий (строений, сооружений) исключительно из того, что они расположены на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, хотя объект недвижимости имеет иное назначение и (или) фактическую эксплуатацию, не оправданно в конституционно-правовом отношении, поскольку допускает возложение повышенной налоговой нагрузки на налогоплательщика без экономических на то оснований и не позволяет - вопреки статьям 19 (части 1 и 2) и 57 Конституции Российской Федерации, принципам равенства и справедливости налогообложения - применить для расчета налоговой базы более благоприятное для налогоплательщика общее правило ее определения исходя из среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения во всяком случае в отношении тех организаций, чье недвижимое имущество расположено на земельных участках, которыми они владеют на условиях аренды.
При этом, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 12 ноября 2020 года N 46-П признал положения подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования оно не предполагает возможности определения налоговой базы по налогу на имущество исходя из кадастровой стоимости здания (строения, сооружения) исключительно в связи с тем, что один из видов разрешенного использования арендуемого налогоплательщиком земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему недвижимое имущество, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, независимо от предназначения и фактического использования здания (строения, сооружения).
Таким образом, при рассмотрении данной категории дел в силу прямого указания цитируемого постановления следует выяснять назначение и (или) фактическую эксплуатацию нежилых зданий, включенных в Перечень по основанию их расположения на арендуемом земельном участке, предусматривающем множественность видов разрешенного использования.
Проанализировав представленные сторонами доказательства в их совокупности суд первой инстанции установил, что административный истец является собственником здания с кадастровым номером N, площадью 16 210, 6 кв.м, расположенного по адресу "адрес" включенного в оспариваемые Перречни с 2016 по 2021 годы. Согласно представленного в материалы дела технического паспорта на здание, составленного Савеловским территориальным бюро технической инвентаризации города Москвы по состоянию на 28 января 2015 года, данный объект капитального строительства 1962 года постройки, шестиэтажный и состоит из помещений складского назначения.
Актом обследования фактического использования здания N от 28 мая 2015 года подтвержден факт использования здания с кадастровым номером N в качестве складов (не связанных с торговлей), к акту приложены поэтажные экспликации и подробная фототаблица, свидетельствующая об использовании помещений здания в качестве склада.
Повторное обследование данного нежилого здания было произведено Госинспекцией по недвижимости города Москвы по состоянию на 6 декабря 2016 года. Актом N составленным с доступом инспекторов в зание подтвержден факт использования данного объекта капитального строительства в качестве склада. К акту приложены поэтажные планы и экспликации к ним из технического паспорта на спорное строение и составлена детальная фототаблица с достоверностью отображающая признаки складских помещений в обследуемом здании.
Очередное обследование данного здания проведено Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы по состоянию на 31 января 2018 года, результаты обследования отражены в акте N также содержащем экспликации, поэтажные планы осматриваемого здания и подробную фототаблицу. По результатам данного обследования специалисты инспекции пришли к выводу о том, что спорное здание не используется в для целей налогообложения в соответствии со статьей 278.2 НК РФ, поскольку 100% общей площади здания используется под склады.
Аналогичного содержания акты N и N были составлены сотрудниками Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы по состоянию на 24 мая 2019 года и 7 июня 2020 года соответственно.
Также административному истцу на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером N, площадью 28, 2 кв.м, расположенное по адресу "адрес" Указанное здание включено административным ответчиком в Перечни за период с 2017 по 2021 годы.
По данным технического паспорта, составленного по состоянию на 09.06.2012 года данное здание 1962 года постройки, включает в себя помещение прочего назначения и является проходной. Это здание также являлось предметом обследования по вопросу фактического использования для целей налогообложения. Актом N от 24 мая 2019 года, содержащим поэтажный план, экспликацию к нему и фототаблицу, объективно подтвержден факт использования здания в целях не связанных со статьей 378.2 НК РФ. Аналогичного содержания акт N составлен Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы по состоянию на 7 июля 2020 года.
Также административному истцу на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером N площадью 5, 6 кв.м, расположенное по адресу "адрес" Указанное здание включено административным ответчиком в Перечни за период с 2017 по 2021 годы. По данным технического паспорта на указанный объект недвижимости, составленного по состоянию на 9 июня 2012 года Северо-Восточным территориальным бюро технической инвентаризации города Москвы, спорное здание 1970 года постройки, используется в качестве контрольного пункта, имея в своем составе учрежденческие помещения.
Актами Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы N от 24 мая 2019 года и N от 7 июля 2020 года, составленными с доступом инспектора в здание подтвержден факт неиспользования данного здания для целей, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ.
Помимо указанных выше объектов капитального строительства административный истец является собственником нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 297, 3 кв.м, расположенного по адресу "адрес" Указанное здание включено административным ответчиком в Перечни за период с 2017 по 2021 годы. Данное здание, как следует из содержания технического паспорта на него, составленного специалистом Северо-Восточного территориального бюро технической инвентаризации города Москвы по состоянию на 9 июня 2012 года, 1965 года постройки, имеет в воем составе нежилые помещения складского назначения.
Актами Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы N от 24 мая 2019 года и N от 7 июля 2020 года, составленными с доступом инспектора в здание подтвержден факт неиспользования данного здания для целей, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ. Акты содержат подробные фототаблицы, подтверждающие использование объекта капитального строительства в качестве склада.
Кроме того, административному истцу на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером N, площадью 305, 6 кв.м, расположенное по адресу "адрес" По данным технического паспорта на указанный объект недвижимости, составленного по состоянию на 9 июня 2012 года Северо-Восточным территориальным бюро технической инвентаризации города Москвы, спорное здание 1965 года постройки и используется в качестве склада, имея в своем составе помещения складского назначения.
Актами Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы N от 24 мая 2019 года и N от 7 июля 2020 года, составленными с доступом инспектора в здание и содержащими как поэтажные планы, так и детальные фототаблицы, подтвержден факт неиспользования данного здания для целей, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ.
Кроме того, факт использования спорных зданий в качестве складских, проходной, контрольного пункта подтвержден административным истцом путем представления копий экспертных заключений об определении рыночной стоимости указанных объектов капитального строительства, полученных в рамках рассмотрения административных дел об оспаривании кадастровой стоимости данных зданий (дела N 3а-2481/2017, 3а-1655/2018), договорами аренды помещений складского назначения, заключенных между правообладателем нежилого здания и арендаторами в юридически значимый период, по состоянию на 01.01.2016 года, а так же таблицей "Характеристики фактического использования и расчетного обоснования площадей земельных участков", содержащейся в разделе 1.4 Проекта межевания территории части квартала Бутырского района, ограниченного Огородным проездом, проездом Добролюбова, границей предприятий от 20.01.2015, согласно которой здания используются в качестве складов, проходной и контрольного пункта. Указанный проект межевания был утвержден распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 22 мая 2017 года N
Указанные здания располагаются арендуемом административным истцом на основании договора аренды N от 02 июня 1995 года земельном участке с кадастровым номером N, площадью 15 216 кв.м. Данное обстоятельство сторонами не оспаривалось.
Из содержания указанного договора следует, что на земельном участке располагаются в том числе шестиэтажное производственно-складское здание, одноэтажное административное здание, одноэтажное здание проходная, одноэтажное здание проходная, восемь одноэтажных складских зданий и трансформаторная подстанция. Земельный участок представлен арендатору для эксплуатации существующих зданий под складскую товарную базу.
22 июня 1998 года соглашением сторон договор аренды был дополнен условием представления земельного участка для эксплуатации существующих зданий под складскую товарную базу и размещение торгового павильона.
Дополнительным соглашением к договору от 18 ноября 2002 года цель использования земельного участка изменена на эксплуатацию существующих зданий под складскую товарную базу, размещение торгового павильона и временную автостоянку".
Из содержания кадастрового паспорта земельного участка, составленного по состоянию на 27 июля 2016 года следует, что земельный участок с кадастровым номером N категории земель земли населенных пунктов, с 01.01.2015 имеет следующие виды разрешенного использования:
-объекты размещения организаций розничной торговли непродовольственными группами товаров (1.2.5);
-объекты размещения учреждений и организаций бытового обслуживания (1.2.5);
-объекты размещения коммерческих организаций, не связанных с проживанием населения (1.2.7);
--объекты размещения предприятий по ремонту и техническому обслуживанию общественных и личных транспортных средств (1.2.9);
-объекты размещения складских предприятий(1.2.9);
-объекты размещения стоянок, помещений гаражей боксового типа (1.2.3).
Из объяснений стороны административного ответчика суд установил, что все здания включены в оспариваемые административным истцом редакции Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость исходя из вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположены здания.
По сообщению ФГБУ ФКП Росреестра по Московской области от 02.07.2021 по состоянию на 01.01.2018, 01.01.2019, 01.01.2020, 01.01.2021 в информационных системах Единого государственного реестра недвижимости установлена связь всех зданий, за исключением здания с кадастровым номером N с земельным участком с кадастровым номером N, по состоянию на 01.01.2015, 01.01.2016, 01.01.2017 связи объектов с земельным участком отсутствовали. Зданию с кадастровым номером N связь с земельным участком с кадастровым номером N установлена с 01.01.2021.
Сведения о характеристиках земельного участка вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (далее - кадастр недвижимости) в процедуре государственного кадастрового учета, что следует из положений частей 2 и 7 статьи 1, части 2 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее также - Закон N 218-ФЗ).
В соответствии с частью 2, пунктом 3 части 4 статьи 8 Закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные сведения об объекте недвижимости, включая описание местоположения объекта недвижимости, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате уточнения местоположения границ земельных участков.
Пронализировав собранные доказательства в их совокупности суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что включение в соответствующие Перечни нежилых зданий принадлежащих АО "Гвидон", являющегося арендатором земельного участка с множественностью видов разрешенного использования, назначение и фактическое использование которых не связано с целями, установленными положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации является неправомерным и обоснованно удовлетворил заявленные требования.
По доводам апелляционной жалобы такое решение отменено быть не может, поскольку они направлены на иную, неправильную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами процессуального закона.
Оснований, перечисленных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и влекущих безусловную отмену судебных актов, по делу не установлено.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Московского городского суда от 30 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.