Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ковалёвой Ю.В, судей Корпачевой Е.С, Кудряшова В.К, при ведении протокола помощником судьи Кубаевой И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-204/2021 по административному исковому заявлению Тамбовского областного отделения Политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" об отмене постановления Избирательной комиссии Тамбовской области N 25/197-7 от 21 сентября 2021 года "Об определении результатов выборов депутатов Тамбовской областной Думы седьмого созыва по единому избирательному округу" в части распределения депутатских мандатов по апелляционной жалобе Тамбовского областного отделения Политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" на решение Тамбовского областного суда от 18 октября 2021 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Ковалёвой Ю.В, объяснения представителя Избирательной комиссии Тамбовской области Малютина А.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободина С.А, судебная коллегия по административным делам
установила:
Тамбовское областное отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" (далее также - административный истец) обратилось в суд с административным исковым заявлением, уточнённым в процессе судебного разбирательства, об отмене постановления Избирательной комиссии Тамбовской области N 25/197-7 от 21 сентября 2021 года "Об определении результатов выборов депутатов Тамбовской областной Думы седьмого созыва по единому избирательному округу" (далее - Постановление N 25/197-7 от 21 сентября 2021 года) в части распределения депутатских мандатов.
В обоснование заявленных требований указано, что Избирательной комиссией Тамбовской области (далее - Избирательная комиссия) при распределении мандатов депутатов Тамбовской областной Думы седьмого созыва по единому избирательному округу допущены нарушения требований избирательного законодательства, выразившиеся в том, что предварительно распределенный депутатский мандат в пользу административного истца был отдан Тамбовскому региональному отделению Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России.
По мнению административного истца, административным ответчиком нарушены положения статьи 78 Закона Тамбовской области от 5 сентября 2005 года N 355-З "О выборах депутатов Тамбовской областной Думы" (далее - Закон N 355-З), устанавливающие методику пропорционального распределения депутатских мандатов, и пункта 4.1 статьи 70 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), предусматривающие распределение не менее одного депутатского мандата избирательному объединению, допущенному к распределению депутатских мандатов. Административный истец полагает, что названными положениями закона не предусмотрена передача депутатского мандата, предварительно распределённого одному избирательному объединению, в пользу другого избирательного объединения при окончательном распределении депутатских мандатов. Полагает, что Избирательная комиссия должна была перед началом распределения депутатских мандатов передать по одному депутатскому мандату каждому списку кандидатов, допущенному к распределению депутатских мандатов, и только после этого применять методику, предусмотренную статьёй 78 Закона Тамбовской области N 355-З. По мнению административного истца, именно такой подход соответствует требованиям действующего избирательного законодательства, разъяснениям Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и сложившейся судебной практике.
В иной части постановление Избирательной комиссии N 25/197-7 от 21 сентября 2021 года "Об определении результатов выборов депутатов Тамбовской областной Думы седьмого созыва по единому избирательному округу" административным истцом не оспаривается.
Решением Тамбовского областного суда от 18 октября 2021 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Тамбовское областное отделение Политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" (с учётом дополнений) просит решение суда первой инстанции отменить и удовлетворить заявленные требования, указывая на нарушение норм материального права, полагает, что оспариваемым решением нарушается принцип равенства избирательных прав, а методика, применяемая Избирательной комиссией при распределении депутатских мандатов, не обеспечивает соблюдение правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, что подтверждается проверкой соотношения количества мандатов, получаемых избирательными объединениями, с количеством голосов, полученными ими же в ходе голосования.
Избирательной комиссией, прокуратурой Тамбовской области на апелляционную жалобу представлены письменные возражения.
В судебном заседании представитель Избирательной комиссии просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме. Тамбовское областное отделение Политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" просило о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Учитывая положения статей 150, 213, части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на сайте Первого апелляционного суда общей юрисдикции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело при состоявшейся явке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на неё, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, полагавшего, что решение суда отмене не подлежит, судебная коллегия по административным делам пришла к следующему выводу.
В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 12 июня 2002 годаN 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, данный федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
Указанным федеральным законом определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные данным федеральным законом (пункты 1 и 3 статьи 1 данного федерального закона).
Подпунктом "к" пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) закреплено, что законом субъекта Российской Федерации устанавливается порядок проведения выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 3 и абзацем первым пункта 4 статьи 4 Федерального закона N 184-ФЗ предусмотрено, что число депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и определяется в зависимости от численности избирателей, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации. Не менее 25 процентов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (в двухпалатном законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации - не менее 25 процентов депутатов одной из палат указанного органа) должны избираться по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями в соответствии с законодательством о выборах.
Согласно пункту 16 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ не менее 25 процентов депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации либо в одной из его палат распределяются между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов. Законом субъекта Российской Федерации может предусматриваться необходимый для допуска к такому распределению депутатских мандатов минимальный процент голосов избирателей, полученных списком кандидатов, который не может быть более 5 процентов от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При этом минимальный процент голосов избирателей должен устанавливаться с таким расчётом, чтобы к распределению депутатских мандатов было допущено не менее двух списков кандидатов, получивших в совокупности более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Как усматривается из материалов административного дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 18 июня 2021 года N 11/87-8 "О проведении голосования на выборах, референдумах, назначенных на 19 сентября 2021 года, в течение нескольких дней подряд" 17, 18 и 19 сентября 2021 года проходило голосование на выборах депутатов Тамбовской областной Думы седьмого созыва.
Постановлением от 21 сентября 2021 года N 25/197-7 постановлено: признать выборы депутатов Тамбовской областной Думы седьмого созыва по единому избирательному округу состоявшимися и действительными; установить, что в Тамбовскую областную Думу седьмого созыва по единому избирательному округу избрано 25 депутатов. Список избранных депутатов содержится в приложении к оспариваемому постановлению.
Согласно названному списку, голоса избирателей распределились следующим образом:
Тамбовское региональное отделение Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" получила 276 045 (57, 91%) голосов избирателей и 17 депутатских мандатов, Тамбовское областное отделение Политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" - 74 496 (15, 63%) голосов избирателей и 3 депутатских мандата, Региональное отделение Социалистической политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ" - 31 411 (6, 59%) голосов избирателей и 1 депутатский мандат, Региональное отделение ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ "РОДИНА" в Тамбовской области - 60 446 (12, 68%) голосов избирателей и 3 депутатских мандата, Тамбовское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России - 25 140 (5, 27%) голосов избирателей и 1 депутатский мандат.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришёл к выводу, что Постановление N 25/197-7 от 21 сентября 2021 года принято с соблюдением требований закона о порядке его принятия и опубликования при состоявшемся кворуме и его законности в оспариваемой части и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на верном толковании и применении норм действующего избирательного законодательства Российской Федерации.
Каждому списку кандидатов, допущенному в соответствии с законом к распределению депутатских мандатов, должно быть распределено не менее одного депутатского мандата (пункт 4.1 статьи 70 Федерального закона N 67-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона Тамбовской области N 355-З 25 депутатов областной Думы избираются по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за областные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые политическими партиями, региональными отделениями политических партий, имеющими право в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" принимать участие в выборах.
Согласно части 3 статьи 76 Закона Тамбовской области N 355-З к распределению депутатских мандатов допускаются зарегистрированные областные списки кандидатов, каждый из которых получил 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу, при условии, что таких списков было не менее двух и за все эти списки подано в совокупности более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу. В этом случае иные областные списки кандидатов к распределению депутатских мандатов по единому избирательному округу не допускаются.
В соответствии с частью 6 статьи 76 Закона Тамбовской области N 355-З областные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов, получают указанные мандаты в соответствии с методикой, предусмотренной статьёй 78 данного закона. При этом до применения указанной методики из каждого областного списка кандидатов исключаются депутаты, избранные в Тамбовскую областную Думу по одномандатным избирательным округам. Каждому списку кандидатов, допущенному в соответствии с данным законом к распределению депутатских мандатов, должно быть распределено не менее одного депутатского мандата.
Избирательная комиссия области подсчитывает сумму голосов избирателей, поданных по единому избирательному округу за каждый областной список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов. Число полученных каждым областным списком кандидатов голосов избирателей делится последовательно на числа из возрастающего ряда натуральных чисел (делителей) от 2 до 25 (числа распределяемых депутатских мандатов). Частные, определённые с точностью до шестого знака после запятой, полученные после указанного деления по всем областным спискам кандидатов, допущенным к распределению депутатских мандатов, распределяются в порядке убывания во вспомогательном ряду. Далее определяется то частное, порядковый номер которого во вспомогательном ряду, равен 25 (числу распределяемых депутатских мандатов). Если два или более частных во вспомогательном ряду имеют порядковый номер равный 25 (числу распределяемых депутатских мандатов), то из этих частных вспомогательный ряд дополняется частным списка кандидатов, получившего большее число голосов, а в случае равенства голосов - частным областного списка кандидатов, зарегистрированного ранее. Количество частных соответствующего областного списка кандидатов, расположенного во вспомогательном ряду и порядковые номера которых меньше или равны 25 (числу распределяемых депутатских мандатов), есть число депутатских мандатов, которое получает соответствующий областной список кандидатов (статья 78 Закона Тамбовской области N 355-З).
Исходя из системного толкования федерального избирательного законодательства и избирательного законодательства Тамбовской области, Избирательная комиссия, применив методику, установленную статьёй 78 ЗаконаN 355-З, получила последовательность частных, расположенных во вспомогательном ряду и порядковые номера которых меньше или равны 25. Математические результаты расчётов административным истцом не оспариваются.
Из первых 25 частных во вспомогательном ряду 17 частных относились к областному списку кандидатов Тамбовского регионального отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", 4 - к областному списку кандидатов Тамбовского областного отделения Политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", 1 - Региональному отделению Социалистической политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ", 3 - Региональному отделению ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ "РОДИНА" в Тамбовской области, причём частное с порядковым номером 25 во вспомогательном ряду, то есть наименьшее среди частных, включенных во вспомогательный ряд, относилось к областному списку кандидатов административного истца.
Непосредственно по результатам подсчётов частное Тамбовского регионального отделения Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России во вспомогательный ряд не попало.
Вместе с тем, областной список кандидатов, выдвинутый Тамбовским региональным отделением Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России, по результатам голосования на выборах депутатов Тамбовской областной Думы седьмого созыва по единому избирательному округу получил более 5 процентов голосов избирателей (5, 27), следовательно, в силу пункта 4.1 статьи 70 Федерального закона N 67-ФЗ и части 6 статьи 76 Закона Тамбовской области N 355-З данному списку кандидатов должен быть распределён один депутатский мандат.
В такой ситуации, отказывая в удовлетворении административного иска, суд обоснованно исходил из того, что поскольку список избирательного объединения Тамбовского регионального отделения политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России набрал более 5 процентов голосов избирателей и приобрёл допуск к распределению депутатских мандатов, оно не относится к тем спискам кандидатов, которым неучастие в распределении мандатов компенсировалось предоставлением 1 гарантированного мандата.
Позиция административного истца о необходимости первичной передачи по 1 депутатскому мандату каждому из списков кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов, в том числе набравших более 5 процентов голосов избирателей, является ошибочной и не согласуется с нормами материального закона, регулирующего спорное правоотношение.
Вопреки доводам апелляционной жалобы правовые положения части 6 статьи 76 и статьи 78 Закона Тамбовской области N 355-З в своей взаимосвязи не предусматривают первичную передачу по одному депутатскому мандату каждому из списков кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов, до применения методики распределения депутатских мандатов. Доводы апеллянта в данной части не основаны на нормах избирательного законодательства.
В целом доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке материалов дела и установленных обстоятельств, были предметом судебного разбирательства, нашли отражение в решении суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, с которой нельзя не согласиться, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, суд установилправильно, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, не допустил, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тамбовского областного суда от 18 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Тамбовского областного отделения Политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.