Кассационный военный суд в составе председательствующего Бабошкина П.И., судей Гусейнова Т.Г. и Лядова В.Л., при секретаре судебного заседания Орловой Е.В., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-53/2021 по кассационной жалобе представителя административного ответчика - начальника филиала "Южный" федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГАУ "Росжилкомплекс") - Удовиченко Нины Борисовны на решение Грозненского гарнизонного военного суда от 13 апреля 2021 г. и апелляционное определение Южного окружного военного суда от 14 июля 2021 г. по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части N. "звание" Дашаева Руслана Шамхановича об оспаривании решения начальника отделения (территориальное, г. "данные изъяты") федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Югрегионжилье"), связанного с отказом в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Гусейнова Т.Г, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, выступление представителя административного истца Морозовой Т.И, возражавшей против доводов жалобы, Кассационный военный суд
установил:
решением Грозненского гарнизонного военного суда от 13 апреля 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением Южного окружного военного суда от 14 июля 2021 г, удовлетворено административное исковое заявление Дашаева Р.Ш, в котором он просил признать незаконным решение начальника отделения (территориальное, г. "данные изъяты") ФГКУ "Югрегионжилье" от 4 декабря 2020 г. об отказе в принятии его и членов семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
В связи с реорганизацией ФГКУ "Югрегионжилье", суд обязал правопреемника - начальника территориального отдела "Владикавказский" филиала "Южный" ФГАУ "Росжилкомплекс" отменить оспоренное решение жилищного органа от 4 декабря 2020 г. и повторно рассмотреть вопрос о принятии административного истца и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, для обеспечения жильем в порядке улучшения жилищных условий.
В поданной 1 ноября 2021 г. кассационной жалобе представитель административного ответчика Удовиченко Н.Б, выражая несогласие с судебными актами, полагая, что они приняты с нарушением норм материального и процессуального права, просит их отменить.
В обоснование жалобы она, ссылаясь на нормы законодательства, регулирующие порядок обеспечения жильем военнослужащих и на обстоятельства дела, приводит доводы, суть которых сводится к тому, что в 2010 г. Дашаеву Р.Ш. на семью из... человек был выдан ГЖС, за счет которого им приобретено жилое помещение общей площадью 123, 7 кв.м. Данное обстоятельство свидетельствует о выполнении государством обязательства по обеспечению Дашаева Р.Ш. жильем и исключает его повторное обеспечение.
Кроме того, автор жалобы утверждает, что Дашаев Р.Ш. с членами семьи "данные изъяты") проживают в жилом доме, общая площадь которого на каждого проживающего в нем превышает учетную норму, что также исключает возможность принятия его на жилищный учет. При определении уровня обеспеченности жилым помещением дети Дашаева Р.Ш. ("данные изъяты".) от гр. ФИО 1. учету не подлежат, поскольку с ней брак Дашаевым Р.Ш. не заключался, а жилищные условия ФИО 1, которая в силу положений Семейного кодекса Российской Федерации обязана содержать своих детей, судом не исследовались. При этом обращает внимание, что право новых членов семьи Дашаева Р.Ш. на жилье производно от такого права самого административного истца, который от военного ведомства по установленной норме жильем был обеспечен.
В возражениях на кассационную жалобу представитель административного истца Морозова Т.И. обосновывает несостоятельность доводов её автора и просит суд в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационный военный суд не находит оснований для отмены обжалованных судебных актов.
Согласно частям 2-3 ст. 329 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС) Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что Дашаеву Р.Ш, относящемуся к категории военнослужащих, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, в 2010 г. ввиду увольнения с военной службы на семью из... человек "данные изъяты") был предоставлен ГЖС, за счет которого им приобретено в собственность жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", общей площадью 123, 7 кв.м (в равных долях).
В ДД.ММ.ГГГГ. у Дашаевва Р.Ш. с гражданкой ФИО 1. родились... детей, их место проживание согласно нотариальному соглашению определено совместно с Дашаевым Р.Ш.
В ДД.ММ.ГГГГ годах у административного истца в период нового брака с ФИО 2. родилось еще... детей.
При этом Дашаев Р.Ш,... его детей, супруга ФИО 2, а также бывшая супруга ФИО 3. зарегистрированы по вышеуказанному адресу.
29 октября 2020 г. Дашаев Р.Ш, общая продолжительность военной службы которого составляет более 20 лет, обратился в жилищный орган по вопросу улучшения жилищных условий путем обеспечения жилищной субсидией для приобретения или строительства жилого помещения по избранному месту жительства - в г. "данные изъяты".
Оспариваемым решением начальника отделения (территориальное, г. "данные изъяты") ФГКУ "Югрегионжилье" от 4 декабря 2020 г. Дашаеву в этом отказано по причине того, что он ранее от Министерства обороны Российской Федерации был обеспечен жилым помещением путем выдачи ГЖС от 31 марта 2010 г, с использованием которого им приобретен вышеуказанный дом в г. "данные изъяты".
В силу ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - ФЗ "О статусе военнослужащих") государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных данным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Абзац 13 пункта 1 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" предусматривает, что военнослужащие признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Согласно п. 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В то же время согласно абз. 16 п. 1 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Следовательно, такое право может возникнуть у военнослужащего в случае изменения семейного положения, в результате чего обеспеченность общей площадью ранее предоставленного ему жилого помещения на каждого совместно проживающего с ним члена семьи станет меньше учетной нормы.
Разрешая при установленных обстоятельствах спорные правоотношения, суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав приведенные нормы права пришли к обоснованному выводу, что, несмотря на обеспеченность административного истца ранее жилым помещением, он с учетом количества членов его семьи и исходя из размера учетной нормы общей площади жилого помещения (установленной решением Совета депутатов г. "данные изъяты" от 2 июля 2012 г. в размере 15 кв.м), вправе поставить перед жилищным органом вопрос об улучшении жилищных условий посредством получения жилищной субсидии.
Вопреки доводам автора кассационной жалобы, выводы судов основаны на установленных обстоятельствах дела и правильном применении норм материального и процессуального права, их обоснованность у суда кассационной инстанции не вызывает сомнений.
Частью 2 ст. 328 КАС Российской Федерации определено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанции не допущено и, вопреки доводам автора кассационной жалобы, оснований не согласиться с выводами, изложенными в обжалованных судебных актах, не имеется.
Иные доводы автора кассационной жалобы, в том числе связанные с жилищными условиями гражданки ФИО 1., были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанции и им дана надлежащая и обоснованная оценка, приведенная в обжалованных судебных актах. Кроме того, эти доводы основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права и, по своей сути, сводятся к несогласию с существом постановленных судебных актов, что, в силу части 3 ст. 329 КАС Российской Федерации, основанием для их отмены в кассационном порядке не является.
Оснований к безусловной отмене судебных актов согласно нормативным положениям части 3 ст. 328 КАС Российской Федерации не выявлено.
Руководствуясь статьями 327, 329 и 330 КАС Российской Федерации, Кассационный военный суд
определил:
решение Грозненского гарнизонного военного суда от 13 апреля 2021 г. и апелляционное определение Южного окружного военного суда от 14 июля 2021 г. по административному исковому заявлению Дашаева Руслана Шамхановича оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя административного ответчика Удовиченко Нины Борисовны - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке главы 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации путём подачи кассационной жалобы в установленный частью 2 статьи 318 названного Кодекса срок непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 15 декабря 2021 г.
Председательствующий П.И. Бабошкин
Судьи Т.Г. Гусейнов
В.Л. Лядов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.