Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Михеева С.Н., рассмотрев жалобу заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю Кораблева М.Н. на вступившие в законную силу решение судьи Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 17 мая 2021г, решение судьи Алтайского краевого суда от 13 августа 2021г, вынесенные в отношении Демина Василия Владимировича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя УФК по Алтайскому краю от 11 февраля 2021г N 17-82-12/2020-24, "данные изъяты" Демин В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Решением судьи Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 17 мая 2021г, оставленным без изменения решением судьи Алтайского краевого суда от 13 августа 2021г, постановление должностного лица от 11 февраля 2021г отменено, дело возвращено на новое рассмотрение в Управление Федерального Казначейства по Алтайскому краю.
В настоящей жалобе заместитель руководителя УФК по Алтайскому краю Кораблев М.Н. просит судебные акты отменить.
Демин В.В. в установленный срок не представил возражений на жалобу.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
В соответствии со статьей 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно пунктам 2, 5 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы. Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено данным Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
В силу пункта 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Статьей 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что операции по исполнению бюджета завершающегося 31 декабря, лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря.
Из протокола по делу об административном правонарушении от 25 января 2021г следует, что 10.12.2019г "данные изъяты" Демин В.В. допустил нарушение принятия бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования. По данным бюджетного учета "данные изъяты"" в 2019г принято и исполнено бюджетных и денежных обязательств по проведению товароведческих экспертиз за счет лимитов бюджетных обязательств, выделенных по КБК N в сумме "данные изъяты" рублей (в том числе по государственным контрактам и договорам, заключенным с ФИО6. на сумму "данные изъяты" рублей), по КБК N в сумме "данные изъяты" рублей (в том числе по государственным контрактам и договорам, заключенным с ФИО7. на сумму "данные изъяты" рублей), которые в полном объеме отражены в регистрах бюджетного учета "данные изъяты"
Согласно бюджетной смете на 2019 финансовый год (на плановый период 2020 и 2021г годов), утвержденной ГУ МВД России по Алтайскому краю 28.12.2019, ассигнования на выплаты экспертам (экспертным учреждениям) по кодам бюджетной классификации расходов: глава 188 2Министерство внутренних дел Российской Федерации", раздел и подраздел 0302 "Органы внутренних дел", целевая статья 0840390049 "Расходы федерального бюджета на обеспечение функционирования Вооруженных Сил Российской Федерации, органов в сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности, войск и иных воинских формирований" в рамках основного мероприятия "Тыловое обеспечение" подпрограммы "Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности" и целевая статья 0840390062 "Выплаты переводчикам, экспертам (экспертным учреждениям), специалистам, понятым, потерпевшим, свидетелям, их законным представителям, участвующим в судопроизводстве по назначению органов дознания, следствия или суда", вид расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" на 2019 год МО МВД России "Рубцовский" не предусматривались.
В течение 2019 года по КБК N на основании расходных расписаний доведены лимиты бюджетных обязательств в общей сумме "данные изъяты" рублей.
В соответствии с письмами ГУ МВД России по Алтайскому краю "О выделении дополнительных объемов финансирования N 12/2-2490 от 04.06.2019, N 12/2-3090 от 18.07.2019, N 12/2-3374 от 05.08.2019, N 12/2-3555 от 16.08.2019, N 12/2-4028 от 17.09.2019 на основании расходных расписаний доведены дополнительные лимиты бюджетных обязательств на оплату товароведческих экспертиз по КБК N в общей сумме "данные изъяты" рублей.
Указанием ГУ МВД России по Алтайскому краю от 13.02.2019 N 8/3-1601 "Исключение фактов проведения платных экспертиз сторонними организациями" доведен Перечень (видов) судебных экспертиз, производимых в экспертно-криминалистических подразделениях ОВД Российской Федерации, в котором содержится позиция "товароведческие экспертизы". Согласно пункту 1.4 Указания от 13.02.2019 N 8/3-1601 в исключительных случаях при необходимости проведения платных экспертиз (исследований) необходимо предварительное согласование с руководством курирующей службы ГУ, ЭКЦ ГУ и ЦФО ГУ.
В регистрах бюджетного учета "данные изъяты" на счетах N "Расчеты по принятым обязательствам" (в том числе по контрагенту ФИО8.), N "Обязательства" данные факты хозяйственной жизни по принятию и исполнению бюджетного обязательства и денежного обязательства не отражены. В орган Федерального Казначейства Сведения о бюджетном обязательстве, возникшем на основании государственного контракта на оказание экспертных услуг от ДД.ММ.ГГГГ без номера, а также Сведения о денежном обязательстве, возникшем на основании акта приема-передачи услуг от ДД.ММ.ГГГГ, в целях их постановки на учет, указанные бюджетные и денежные обязательства не учтены.
Изложенное явилось основанием для привлечения "данные изъяты" Демина В.В. к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.15.10 КоАП РФ.
При рассмотрении жалобы на постановление должностного лица, суды пришли к выводу о том, что дата совершения Деминым В.В. административного правонарушения не установлена, в связи с чем суд отменил названное постановление и возвратил дело на новое рассмотрение административному органу.
Однако согласиться с выводами судебных инстанций нельзя в связи со следующим.
Определением главного контролера-ревизора Контрольно-ревизионного отдела в сфере деятельности силовых ведомств и судебной системы УФК по Алтайскому краю 25 ноября 2020г возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования по статьей 15.15.10 КоАП РФ в отношении "данные изъяты" Демина В.В, (л.д.6-8 том1).
30.11.2020г и 22.12.2020г уполномоченным должностным лицом вынесено определение об истребовании у "данные изъяты" и у ФИО16 документов, необходимых для рассмотрения в ходе административного расследования, в том числе, государственные контракты (договора) заключенные "данные изъяты" на оказание экспертных услуг товароведческих экспертиз с ФИО10, а также подтверждающие их исполнение документы, (л.д.15-20 том 1).
Во исполнение названных определения "данные изъяты" и ФИО12. представлены копии государственных контрактов, подписанные "данные изъяты" Деминым В.В. и "данные изъяты", заверенные печатями названных учреждений, в том числе копия контракта от ДД.ММ.ГГГГ, а также акт выполненных работ по заключенному ДД.ММ.ГГГГ контракту, от ДД.ММ.ГГГГ, подписанный сторонами, (том 2, 73-75, 110 том 20).
Из объяснений Демина В.В. следует, что он не отрицает факт заключения подписанного им государственного контракта с ФИО13
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 28.12.2020г, вступившим в законную силу, удовлетворены требования ФИО14Г, с "данные изъяты" взыскан долг в размере "данные изъяты" рублей, в том числе за исполнение государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ, (л.д.92-97).
С учетом изложенных обстоятельств, выводы судебных инстанций о том, что дата совершения правонарушения 10.12.2019г не подтверждается материалами дела, основано на неправильном установлении указанных обстоятельств. Судами не были исследованы все представленные материалы административного дела, в том числе, не дана оценка акту о выполненных работах по государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ, датированному ДД.ММ.ГГГГ и подписанному "данные изъяты" Деминым В.В. Из совокупности представленных доказательств следует, что какой-либо иной даты совершенного правонарушения в материалах дела не содержится, в связи с чем, оснований не согласиться с установленной административным органом датой правонарушения, у судов не имелось.
Обстоятельства, установленные судом при допросе ФИО15. о дате заключения контракта, не опровергали имеющихся письменных доказательств, свидетельствующих о конкретной дате заключения названного контракта.
Судам следовал дать правовую оценку полученным в совокупности и имеющимся доказательствам в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, учесть конкретные сведения о заключении государственного контракта ДД.ММ.ГГГГ, в том числе исходя из пояснений Демина В.В. и наличия данных о подписании и заверении в установленном порядке названного контракта. Необходимо было решить вопрос об исследовании подлинника контракта в судебном заседании. Однако суды, в нарушение статей 24.1, 26.1 КоАП РФ не выполнили требования о полном и всестороннем исследовании доказательств, оценку им в соответствии с положениями ст. 26.11 КоАП РФ не дали, что привело к неправильным выводам об отсутствии доказательств, подтверждающих дату совершения вмененного лицу правонарушения. Правовых оснований для отмены постановления административного органа и возвращении ему дела на новое рассмотрение, не имелось
С учетом изложенного решения судов нельзя признать законными, они подлежат отмене.
Вместе с тем, направление дела на новое рассмотрение в настоящее время невозможно, ввиду следующего.
В силу части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства в области бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, составляет два года со дня совершения административного правонарушения.
В рассматриваемом случае обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении Демина В.В. данного дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.15.10 названного Кодекса, имели место 10.12.2019.
Постановление заместителя руководителя УФК по Алтайскому краю от 11.02.2021г о назначении Демину В.В. административного наказания отменено.
На момент рассмотрения жалобы в Восьмом кассационном суде общей юрисдикции срок давности привлечения названного лица к административной ответственности истек.
Истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
На основании указанных обстоятельств производство по настоящему делу подлежит прекращению.
Руководствуясь ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
жалобу заместителя руководителя УФК по Алтайскому краю Кораблева М.Н. удовлетворить частично.
Решение судьи Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 17 мая 2021г, решение судьи Алтайского краевого суда от 13 августа 2021г, вынесенные в отношении начальника МО МВД России "Рубцовский" Демина В.В.- отменить.
Производство по делу прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с истечением срока давности привлечения лица к административной ответственности.
Судья: С.Н. Михеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.