Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Конкина И.В., рассмотрев жалобу на вступившие в законную силу определение Центрального районного суда г. Красноярска от 28 мая 2021 г. и решение Красноярского краевого суда от 12 августа 2021 г., вынесенные в отношении Скакунова Владимира Васильевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника отдела государственного контроля и надзора в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 10 июля 2020 г. N 466-07, оставленным без изменения решением начальника отдела государственного контроля и надзора в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания от 20 ноября 2020 г, Скакунов В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 700 рублей.
Определением Центрального районного суда г. Красноярска от 28 мая 2021 г, оставленным без изменения решением Красноярского краевого суда от 12 августа 2021 г, Скакунову В.В. отказано в восстановлении срока на подачу жалобы на постановление от 10 июля 2020 г. и решение вышестоящего должностного лица от 20 ноября 2020 г.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Скакунов В.В. просит судебные определение и решение отменить, приводя доводы о их незаконности.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
Частями 1, 3 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд. Подача последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.3 - 30.8 названного Кодекса.
В силу части 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Из материалов дела следует, что по жалобе Скакунова В.В. вышестоящим должностным лицом вынесено решение от 20.11.2020г.
Исходя из определения Центрального районного суда г.Красноярска от 24.11.2020 о направлении жалобы по подсудности, жалоба подана Скакуновым В.В. вовремя.
Вместе с тем при вынесении указанного определения судьей Центрального районного суда не учтено следующее.
Согласно статье 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Порядок подачи жалоб, принесения протестов на постановления (решения) по делам об административных правонарушениях и пересмотра таких постановлений (решений) установлен главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Подача жалоб, принесение протестов на не вступившие в законную силу постановления (решения) по делам об административных правонарушениях осуществляются в соответствии с положениями статей 30.1 - 30.3, 30.9, 30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано лицами, указанными в ст. 25.1 - 25.5.1 названного Кодекса в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
Частью 1 статьи 30.9 указанного Кодекса установлено, что постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.
Из материалов дела усматривается, что Скакуновым В.В. подана жалоба на постановление заместителя начальника отдела государственного контроля и надзора в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 10 июля 2020 г. N 466-07 вышестоящему должностному лицу.
Решением начальника отдела государственного контроля и надзора в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания от 20 ноября 2020 г. жалоба Скакунова В.В. оставлена без удовлетворения.
Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края расположено по адресу: "адрес". Обозначенный адрес относится к юрисдикции Центрального районного суда г.Красноярска.
Таким образом, определением Центрального районного суда г.Красноярска от 24.11.2020г. жалоба Скакунова В.В. неправомерно направлена для рассмотрения по подведомственности в Тюхтетский районный суд Красноярского края.
При этом материалы дела свидетельствуют о том, что что Сканунов В.В. добросовестно пользовался своими правами, которыми наделен Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях как лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и имел намерение реализовать право на обжалование постановления и решения вышестоящего должностного лица, состоявшегося по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, в установленный законом срок, к чему принимал необходимые меры.
Вместе с тем данное обстоятельство в совокупности с изложенным выше судьей Центрального районного суда, а затем и судьей Красноярского краевого суда должным образом не проверено и не получило правовой оценки, что не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях о всесторонности, полноте и объективности выяснения обстоятельств каждого дела и разрешения его в соответствии с законом.
Мотивы, по которым суды исчисляли срок подачи жалобы с момента получения определения Тюхтетского районного суда Красноярского края, в обжалуемых судебных актах не приведены. Данный вывод является неверным.
В рассматриваемом случае судьи двух инстанций признали причины пропуска срока обжалования неуважительными, не исследовав в полном объеме все обстоятельства, имеющие значение для разрешения ходатайства о восстановлении срока обжалования.
Согласно пункту 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" жалоба или протест подлежат возвращению, когда обжалуются, опротестовываются вступившие в законную силу акты несудебных органов и должностных лиц, которые не являлись предметом судебного рассмотрения.
С учетом приведенной правовой позиции в рассматриваемом случае отказ в восстановлении срока обжалования постановления должностного лица является препятствием для осуществления Скакуновым В.В. права на судебную защиту, поскольку при изложенных выше обстоятельствах указанное лицо необоснованно лишено возможности его реализации (включая право на обращение с жалобой на постановление о назначении административного наказания в порядке статей 30.12 - 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При изложенных обстоятельствах определение Центрального районного суда г. Красноярска от 28 мая 2021 г. и решение Красноярского краевого суда от 12 августа 2021 г. являются незаконными и подлежат отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение в Центральный районный суд г.Красноярска на стадию принятия жалобы Скакунова В.В.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
жалобу Скакунова В.В. удовлетворить.
Определение Центрального районного суда г. Красноярска от 28 мая 2021 г. и решение Красноярского краевого суда от 12 августа 2021 г, вынесенные в отношении Скакунова Владимира Васильевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело возвратить на новое рассмотрение в Центральный районный суд г.Красноярска на стадию принятия жалобы Скакунова В.В.
Судья И.В.Конкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.