Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиновьевой К.В.
судей Никулиной И.А, Пушкаревой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Главного управления Лесного хозяйства Омской области, поданную через суд первой инстанции 22 июля 2021 г, на решение Омского районного суда Омского области от 15 января 2021 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 28 апреля 2021 г, по административному делу N 2а-32/2021 по административному исковому заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Омской области к администрации Омского муниципального района Омской области, Главному управлению Лесного хозяйства Омской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области о возложении обязанности по устранению загрязнения земельного участка.
Заслушав доклад судьи Зиновьевой К.В, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Министерство природных ресурсов и экологии Омской области обратилось в суд с административным иском к администрации Омского муниципального района Омской области, Главному управлению Лесного хозяйства Омской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, в котором просило возложить обязанность на административных ответчиков по устранению в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда загрязнения на земельных участках:
в пределах кадастрового квартала с номером N в "адрес" от дома по адресу: "адрес" в месте размещения твердых коммунальных отходов. Общая площадь, занятая брошенными отходами, составляет более 15 кв. м, объем сброшенных отходов составляет примерно 4 куб.м.;
с кадастровым номером N в 50 метрах восточнее от дома, расположенного по адресу: ФИО1 "адрес", ФИО1 "адрес", д. "адрес", "адрес", в местах установления несанкционированного сброса твердых коммунальных отходов, полиэтиленовых мешков, бутылок стеклянных и полиэтиленовых, обломков деревянных поддонов, обрезков веток деревьев, резинотехнических изделий и прочих видов отходов. "адрес", занятая сброшенными отходами, составляет около 300 кв.м, объем сброшенных отходов составляет примерно 30 куб.м.;
с кадастровым номером N в 200 метрах юго-западнее от дома, расположенного по адресу: ФИО1 "адрес", ФИО1 "адрес", "адрес", "адрес", в местах установления несанкционированного сброса твердых коммунальных отходов, полиэтиленовых мешков, бутылок стеклянных и полиэтиленовых, обломков деревянных поддонов, обрезков веток деревьев, резинотехнических изделий и прочих видов отходов. Общая площадь, занятая сброшенными отходами, составляет около 150 кв.м, объем сброшенных отходов составляет примерно 50 куб.м.
Решением Омского районного суда Омской области от 15 января 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 28 апреля 2021 г, административные исковые требования удовлетворены к административному ответчику Главному управлению Лесного хозяйства Омской области, на которое возложена соответствующая обязанность. В удовлетворении административных требований к администрации Омского муниципального района Омской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области отказано.
В кассационной жалобе Главное управление лесного хозяйства Омской области ставит вопрос об отмене судебных актов, просит принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований отказать.
В обоснование жалобы указывает, что судами неправильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. Судами не учтены положения статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, статьи 3 Закона Омской области "О регулировании лесных отношений в Омской области" и подпунктов 6 и 12 пункта 8 Положения о Главном управлении лесного хозяйства Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 26 декабря 2007 г..N 143 "О создании Главного управления лесного хозяйства Омской области", которые регулируют отношения в сфере использования и защиты лесов, расположенных на территории Омской области, определяют полномочия Главного управления, к функциям которого относится осуществление на землях лесного фонда охраны и защиты лесов, а также осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах. Вышеперечисленные нормы законодательства не устанавливают обязанности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области лесных отношений, по уборке твердых коммунальных отходов, размещенных в лесах либо на земельных участках категории земель земли лесного фонда. Указывает на отсутствие в материалах административного дела доказательств предоставления Главным управлением земельных участков с кадастровыми номерами N для размещения отходов производства и потребления, материалами дела не подтверждается взаимосвязь между деятельностью Главного управления и загрязнением данных земельных участков, Главное управление не является лицом, виновным в загрязнении данных земельных участков.
Ссылаясь на положения пункта 14 части 1 статьи 15, статей 8, 14, 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 3, 5-7 Федерального закона "Об охране окружающей среды", указывает, что места загрязнения твердыми коммунальными отходами земельных участков с кадастровыми номерами N расположены не в лесах, а на территории "адрес" сельского поселения Омского муниципального района Омской области непосредственно рядом с жилыми домами вне границ леса. Полагает, что поскольку администрацией Омского муниципального района Омской области организованы в "адрес" 4 места для сбора населением коммунальных отходов - данными действиями администрация Омского муниципального района Омской области фактически подтверждает полномочие по сбору коммунальных отходов. Отношения в сфере обращения с отходами производства и потребления в Омской области регулируются Законом Омской области "Об отходах производства и потребления в Омской области". К полномочиям исполнительного органа государственной власти Омской области, уполномоченного в сфере обращения с отходами, относятся утверждение порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора), организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов. В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 24 января 2011 г..N 8 "О создании Министерства природных ресурсов и экологии Омской области и мерах по совершенствованию деятельности отдельных органов исполнительной власти Омской области", Министерство природных ресурсов и экологии Омской области является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сферах охраны окружающей среды и обращения с отходами производства и потребления.
Полагает, что именно Министерство природных ресурсов и экологии Омской области является уполномоченным органом государственной власти, ответственным за принятие мер, направленных на создание условий, исключающих загрязнения бытовыми и промышленными отходами в Омской области, обязано организовать деятельность по сбору и транспортировке твердых коммунальных отходов. В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие наличие противоправного деяния Главного управления. Возложение на Главное управление каких-либо обязанностей возможно при условии признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) Главного управления, которые находятся в причинно-следственной связи с загрязнением вышеуказанных земельных участков отходами производства и потребления, однако административным истцом не обжаловались какие-либо ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) Главного управления, связанные с рассматриваемыми исковыми требованиями. До настоящего времени административный истец не обращался в Главное управление по вопросу загрязнения вышеуказанных земельных участков отходами производства и потребления. Ссылаясь не неисполнимость судебного акта, указывает, что законодательством не предусмотрено выделение органам государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, средств субвенций из федерального бюджета на мероприятия по очистке земель лесного фонда от отходов производства и потребления (несанкционированных свалок), что подтверждается копией протокола Федерального агентства лесного хозяйства от 27 ноября 2020 г..и разъяснениями Федерального агентства лесного хозяйства.
Судами не учтено, что Главное управление не располагает необходимыми средствами для исполнения возложенной обязанности по устранению загрязнения земельных участков, следовательно, исполнение обжалуемого решения повлечет нецелевое расходование Главным управлением средств субвенций из федерального бюджета в нарушение норм статьи 306.4 Бюджетного кодекс Российской Федерации. Считает, что в нарушение пункта 5.20(3) Постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г..N 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства" обжалуемые судебные акты вынесены без привлечения к участию в административном деле Федерального агентства лесного хозяйства.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Разрешая заявленные требования и возлагая на Главное управление лесного хозяйства Омской области обязанность по устранению загрязнений на спорных земельных участках, суд первой инстанции, установив, что несанкционированные свалки бытовых отходов расположены на землях лесного фонда, на основании ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации находящихся в федеральной собственности, не переданных по договору аренды, пришел к выводу о том, что выявленный факт размещения несанкционированного размещения твердых коммунальных (бытовых) отходов свидетельствует о ненадлежащем выполнении возложенных законом на Главное управление лесного хозяйства Омской области обязанностей, что в свою очередь приводит к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки на территории муниципального образования, негативно влияет на состояние природной среды, создает реальную угрозу эпидемиологической обстановке.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился, при этом указав, что поскольку несанкционированная свалка бытовых отходов расположена на земельном участке лесного фонда, находящегося в федеральной собственности, не переданного по договору аренды, организация мероприятий по ликвидации установленных мест несанкционированного размещения отходов в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса, а также мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, проведение которых на территории Омской области отнесено к полномочиям Главного управления лесного хозяйства Омской области, обоснованно возложена судом на указанный орган государственной власти Омской области.
При этом суды исходили из следующего.
Одним из принципов хозяйственной и иной деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду, является обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц (статья 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7- ФЗ "Об охране окружающей среды").
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Согласно положениям ст. ст. 209, 210 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, он вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Порядок использования и охраны лесного фонда регулируется Земельным кодексом Российской Федерации и лесным законодательством.
Положениями ст. 42 ЗК РФ установлены обязанности собственников земельных участков по их использованию, в том числе: не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
На собственников земельных участков п. 4 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель возложена обязанность проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 51 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
На основании п. 6 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.
В соответствии с п.п. 1, 3 Положением о Главном управлении лесного хозяйства Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 26 декабря 2007 г. N 143, Главное управление лесного хозяйства Омской области (далее - Главное управление) является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим переданные отдельные государственные полномочия Российской Федерации и полномочия органа исполнительной власти Омской области в области лесных отношений, в том числе в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов на землях лесного фонда, расположенных на территории Омской области, Главное управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами исполнительной власти Омской области, органами местного самоуправления Омской области, организациями и гражданами. Деятельность Главного управления координирует Министерство природных ресурсов и экологии Омской области.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2020 г. N 2047 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах, действующие с 1 января 2021 г, устанавливающие единые требования к мерам санитарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению санитарной безопасности в лесах, в том числе при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах.
В период проведения обследования территории д. Подгородка и обнаружения спорных мест несанкционированного размещения ТКО, действовали Правилах санитарной безопасности в лесах, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 20 мая 2017 г. N 607, в соответствии с которыми при использовании лесов не допускается, в том числе загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса (п. 14).
Кроме того, положениями данных Правил закреплен перечень мер санитарной безопасности в лесах.
Проанализировав указанные правовые предписания, учитывая установленные обстоятельства дела, суды пришли к обоснованному выводу о том, что обязанность по устранению загрязнений на спорных земельных участках должна быть возложена на Главное управление лесного хозяйства Омской области, поскольку относится к его функциям, которые Главное управление лесного хозяйства Омской области не исполняет надлежащим образом.
Непривлечение к участию в деле Федерального агентства лесного хозяйства не может являться основанием для отмены состоявшихся судебных актов в кассационном порядке, поскольку права и законные интересы указанного органа судебными актами не нарушены.
Иные доводы кассационной жалобы повторяют позицию заявителя при рассмотрении административного дела, были предметом исследования судов двух инстанций им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для иных выводов у кассационного суда не имеется.
Существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, судами не допущено.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены судебных актов в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба Главного управления Лесного хозяйства Омской области удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Омского районного суда Омского области от 15 января 2021 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 28 апреля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок со дня принятия апелляционного определения, из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции и время рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 30 сентября 2021 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.