Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Черемисина Е.В.
судей Мишиной И.В, Никулиной И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Красноярского края, поданную через суд первой инстанции 15 октября 2021 г, на решение Красноярского краевого суда от 8 апреля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 4 августа 2021 г, по административному делу N 24OS0000-01-2020-000688-46 (N 3а-53/2021) по административному исковому заявлению Евтушенко Алексея Владимировича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
Заслушав доклад судьи Черемисина Е.В, выслушав объяснения представителя Правительства Красноярского края Векшиной Е.Г, поддержавшей кассационную жалобу, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Евтушенко А.В. обратился в Красноярский краевой суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве собственности объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2011 года:
- земельного участка с кадастровым номером N общей площадью 5 000 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в размере рыночной стоимости 728 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N общей площадью 1 605 кв.м, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: "адрес", в размере рыночной стоимости 258 000 рублей.
В обоснование заявленных требований указал, что кадастровая стоимость данных земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, определенную отчетом об оценке, является экономически необоснованной, что нарушает его права как плательщика земельного налога.
Решением Красноярского краевого суда от 8 апреля 2021 г. административные исковые требования удовлетворены, постановлено: установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости в размере 1 030 000 рублей, определённой по состоянию 1 января 2011 г.; установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости в размере 345 075 рублей, определённой по состоянию 1 января 2011 г.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости указанных земельных участков считать 11 августа 2020 г.
Взыскать с Правительства Красноярского края в пользу общества с ограниченной ответственностью "Траст-аудит" в счет возмещения судебных расходов 50 000 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 4 августа 2021 г, решение Красноярского краевого суда от 8 апреля 2021 г. оставлено без изменения, дополнено указанием на период применения установленной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N и земельного участка с кадастровым номером N с 1 января 2012 г. по 31 декабря 2020 г.
В кассационной жалобе представитель Правительства Красноярского края ставит вопрос об отмене судебных актов, просит вынести по делу новое решение, которым установить кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами N и N в размере их рыночной стоимости 2 080 000, 00 рублей и 630 000 рублей соответственно, определенной по результатам проведения судебной оценочной экспертизы судебным экспертом ФИО6 (Заключение эксперта N N).
В обоснование жалобы указывает на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, ссылаясь на правильность заключения судебного эксперта ФИО6 от 30 октября 2021 г. N N, оспаривая при этом заключение повторной судебной экспертизы N N от 25 февраля 2021 г, подготовленное экспертом ФИО7
В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся лиц, извещенных своевременно и в надлежащей форме о времени и месте рассмотрения жалобы.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что такого рода нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.
В соответствии с частью 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее также - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
Согласно ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г.N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Частью 1 статьи 245 КАС РФ установлено, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Евтушенко А.В. на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", с кадастровым номером N, расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: "адрес".
Постановлением Правительства Красноярского края от 22 ноября 2011г. N 708-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края" кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами N и N определена в размере 2 516 850 рублей и 808 069, 35 рублей соответственно.
Административный истец в подтверждение заявленных требований представил подготовленный оценщиком ООО "ИНВЕНТ" ФИО8 отчет об оценке от 14 мая 2020 года N, согласно которому рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами N и N определена в размере 728 000 рублей и 258 000 рублей соответственно.
В связи с возражениями представителя административного ответчика Правительства Красноярского края относительно выводов, изложенных в отчете, судом была назначена судебная оценочная экспертиза.
Из заключения судебной экспертизы от 21 сентября 2020 г. N, выполненного экспертом ФИО6, следует, что отчет об оценке от 14 мая 2020 г. N не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 1 января 2011 г. с кадастровым номером N составила 2080000 рублей, с кадастровым номером N - 630000 рублей.
Определением Красноярского краевого суда от 24 ноября 2020 г. по делу назначена повторная экспертиза для установления соответствия отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности, проведение которой поручено эксперту ООО "Траст-аудит" ФИО7
Согласно заключению повторной судебной экспертизы, выполненному экспертом ООО "Траст-аудит" ФИО7, от 25 февраля 2021 г. N, представленный отчет об оценке не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами N и N по состоянию на 1 января 2011 г. составляет 1 030 000 и 345 075 рублей соответственно.
Разрешая заявленные административные исковые требования, суд первой инстанции, пришел к выводу о том, что заключение судебного эксперта ФИО7 от 25 февраля 2021 г. N, является допустимым доказательством, выводы которого не вызывали сомнений.
Суд апелляционной инстанции с решением суда первой инстанции согласился, признав его выводы соответствующими обстоятельствам дела и основанными на нормах права.
Судебная коллегия считает выводы судов правильными, основанными на оценке доказательств в соответствии с правилами главы 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Заключение судебного эксперта ФИО7 от 25 февраля 2021 г. N признано судами допустимым и достоверным доказательством, на основании которого определена кадастровая стоимость земельных участков.
Заключение судебной экспертизы подготовлено экспертом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, эксперт предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Определение рыночной стоимости является мотивированным и корректным. Экспертное заключение содержит описание проведенного исследования, указание на использованные методы оценки, подходы и проведенные расчеты, иные сведения, имеющие существенное значение для определения рыночной стоимости объекта оценки. Экспертом проведено исследование объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме. Заключение мотивировано, не вводит в заблуждение, не вызывает сомнения, не допускает противоречий, неоднозначного толкования, неясности, неполноты полученных результатов и отвечает требованиям относимости, допустимости, достоверности. Выводы заключения содержат информацию, необходимую для выяснения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела. Экспертом в заключении даны ответы на поставленные судом вопросы, заключение обосновано и объективно, отражает ход и результаты проведенных экспертом исследований.
При таких данных суды пришли к выводам о том, что экспертное заключение соответствует требованиям действующего законодательства.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
В судебных актах содержится подробная оценка заключения судебного эксперта ФИО7 от 25 февраля 2021 г. N на предмет соответствия требованиям федерального законодательства, федеральным стандартам оценки, в связи с чем нет оснований полагать, что нормы процессуального права о доказательствах и доказывании были судами нарушены.
С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, поскольку выводы судов соответствуют обстоятельствам дела, при его рассмотрении не допущено нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену судебных актов.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Красноярского краевого суда от 8 апреля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 4 августа 2021 г, оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное определение изготовлено 24 декабря 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.