Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Никулиной И.А, судей Конаревой И.А. и Евтифеевой О.Э.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Забайкальскому краю, поданной через суд первой инстанции 13 октября 2021 года, на решение Хилокского районного суда Забайкальского края от 29 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 21 апреля 2021 года по административному делу N 2а-69/2021 по административному исковому заявлению заместителя прокурора Хилокского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хилокскому району, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Забайкальскому краю о понуждении приведения в соответствие с действующим законодательством изолятора временного содержания (ИВС) ОМВД России по Хилокскому району.
Заслушав доклад судьи Никулиной И.А, прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Волкову А.Г, возражавшую против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
заместитель прокурора Хилокского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Хилокский районный суд Забайкальского края с административным исковым заявлением к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хилокскому району, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Забайкальскому краю о понуждении приведения в соответствие с действующим законодательством изолятора временного содержания (ИВС) ОМВД России по Хилокскому району.
В обоснование требований указал, что прокуратурой Хилокского района по обращению ФИО4 проведена проверка соблюдения федерального законодательства при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в изоляторе временного содержания (далее - ИВС) ОМВД России по Хилокскому району, расположенного по адресу: г. Хилок, ул. Комсомольская, д. 12.
С учетом уточнения исковых требований просил о возложении на административного ответчика обязанности по устранению выявленных нарушений в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу, ссылаясь на то, что ИВС ОМВД России по Хилокскому району не оснащен кладовой для хранения вещей задержанных, в камерах N 1 и N 2 отсутствует подача холодной воды, подача горячей воды в камеры административно задержанных не предусмотрена, дезинфекционная камера находится в нерабочем состоянии, комнаты для свиданий отсутствуют, в качестве комнаты для свиданий используется кабинет следователя, оборудование которого не отвечает требованиям оборудования комнаты для свиданий, камеры для подозреваемых и обвиняемых не оборудованы кнопками вызова, санитарные узлы не отвечают требованиям приватности, в камерах отсутствуют бачки для питьевой воды, в камерах отсутствуют радиодинамики, стены, полы и потолки камер ИВС требуют косметического ремонта.
Также просил обязать УМВД России по Забайкальскому краю произвести финансирование работ по приведению изолятора временного содержания отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хилокскому району в соответствии с требованиями действующего законодательства за счет средств соответствующих бюджетов.
Определением Хилокского районного суда Забайкальского края от 29 января 2021 года производство по делу в части возложения обязанности на ОМВД России по Хилокскому району обеспечения санитарных узлов камер для содержания подозреваемых и обвиняемых в изоляторе временного содержания необходимыми требованиями приватности; оборудования камеры для административно арестованных санитарными узлами в изоляторе временного содержания с необходимыми требованиями приватности прекращено.
Решением Хилокского районного суда Забайкальского края от 29 января 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 21 апреля 2021 года, требования административного истца удовлетворены частично, на ОМВД России по Хилокскому району Забайкальского края возложена обязанность в течение 10 (десяти) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:
- отремонтировать дезинфекционную камеру в изоляторе временного содержания;
- произвести установку разделительной перегородки, исключающей передачу каких-либо предметов, но не препятствующую переговорам и визуальному общению в комнате для проведения следственных действий;
- установить барьер посередине стола высотой не менее 20 сантиметров снизу стола и по всей длине разделительной решетки (сплошную перегородку);
- произвести ремонт кнопок вызова дежурного в камерах изолятора временного содержания;
- произвести ремонт стен, потолков и полов в камерах изолятора временного содержания;
- оснастить изолятор временного содержания помещением кладовой хранения вещей задержанных;
- оборудовать камеры в изоляторе временного содержания бачками для питьевой воды;
- оборудовать камеры в изоляторе временного содержания радиодинамиком для вещания общегосударственной программы.
На УМВД России по Забайкальскому краю возложена обязанность произвести финансирование работ по приведению изолятора временного содержания отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хилокскому району в соответствии с требованиями действующего законодательства за счет средств соответствующих бюджетов.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Забайкальскому краю ставит вопрос об отмене постановленных судебных актов с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований административного истца в полном объеме, указывая на нарушение судами норм материального права.
Заявитель, приводя доводы апелляционной жалобы, настаивает на соблюдении требований к условиям содержания и материально-бытовому обеспечению лиц, содержащихся в ИВС, и невозможности выполнения решения суда в части приведения ИВС в соответствие с Инструкцией по проектированию объектов органов внутренних дел (милиции) МВД России N СП 12-95, утвержденной протоколом 1 июля 1995 года, поскольку установленные в ней требования должны соблюдаться при разработке проектов на строительство, реконструкцию, расширение, техническое перевооружение зданий, помещений и сооружений органов внутренних дел (милиции). Кроме того, данная Инструкция утратила силу с изданием приказа Минстроя от 17 января 2018 года N 19/пр "Об утверждении свода правил "Здания полиции. Правила проектирования" СП 500.1325800.2018, в связи с чем ссылка судов на ее нормы неправомерна. Для проведения свиданий используется следственная комната, оборудованная в соответствии с установленными требованиями, ремонт в камерах ИВС был сделан в 2019 году, а периодичность его проведения не установлена законодательством.
Относительно доводов кассационной жалобы прокуратурой Забайкальского края принесены возражения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, возражений не представили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера не было допущено судами первой и апелляционной инстанций.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной прокуратурой проверки изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОМВД России по Хилокскому району, расположенного по адресу: г. Хилок, ул. Комсомольская, 12, были выявлены нарушения законодательства при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в изоляторе временного содержания (далее - ИВС) ОМВД России по Хилокскому району.
По фактам выявленных нарушений 8 апреля 2020 года в ОМВД России по Хилокскому району внесено представление, однако меры, направленные на устранение имеющихся нарушений, административным ответчиком приняты не были.
Разрешая заявленные требования по существу и удовлетворяя их частично, суд первой инстанции, установив на основании представленных в дело доказательств, что кнопки вызова дежурного в камерах находятся в нерабочем состоянии; в камерах отсутствуют бачки для питьевой воды, вода выдается по требованию; свидания с лицами, содержащимися под стражей, проводятся в комнатах для проведения следственных действий, которая оборудована лавкой, столом, отсекающей металлической решеткой (шаг 9 см на 9 см) при отсутствии сплошной перегородки; государственным контрактом N на выполнение работ по капитальному ремонту ИВС ОМВД России по Хилокскому району N, заключенным отделом Министерства внутренних дел по Хилокскому району и ООО "Байкальская строительная компания", не предусмотрено проведение работ, направленных на устранение нарушений, выявленных в ходе проведения проверки, осмотра и указанных административным истцом в административном исковом заявлении, исходил из наличия у ОМВД России по Хилокскому району Забайкальского края обязанности по устранению выявленных нарушений, а у УМВД России по Забайкальскому краю - обязанности произвести финансирование работ по приведению в соответствии с действующим законодательством изолятора временного содержания отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хилокскому району.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Выводы судов являются правильными.
Порядок пребывания лиц в изоляторе временного содержания регламентируется Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 1ОЗ-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее Закон N 103-ФЗ), Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденными Приказом МВД РФ от 22 ноября 2005 года N 950 (далее - Правила внутреннего распорядка).
Согласно части 3 статьи 9 Закона N 103-ФЗ изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Решения об их создании, реорганизации и ликвидации принимаются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Частью 1 статьи 23 Закона N 103-ФЗ предусмотрено, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
В силу пункта 45 Правил внутреннего распорядка камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией; детскими кроватями в камерах, где содержатся женщины с детьми; тазами для гигиенических целей и стирки одежды.
Согласно пунктам 14, 47 Правил внутреннего распорядка в течение первых суток вновь прибывшие подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку в санпропускнике ИВС, а при его отсутствии - в санпропускнике (бане) общего пользования населенного пункта. Одежда (иные носильные вещи) подлежат обработке в дезинфекционной камере. Не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут.
Согласно пункту 16.1 СП 12-95 Инструкции по проектированию объектов органов внутренних дел (милиции) МВД России N СП 12-95, утвержденной Министерством внутренних дел России 1 июля 1995 года (далее - СП 12-95), ИВС должны быть оснащены помещениями: кладовой хранения вещей задержанных площадью 8 кв.м, санпропускником с дезинфекционной камерой и душевыми (из расчета одна душевая сетка на 20-25 человек), карцером (4 кв.м.), комнатой для свиданий (12 кв.м.), здравпунктом, состоящим из кабинета медработника (12 кв.м.) и процедурной (12 кв.м.), кабинетом для следователя (12 кв.м.).
В соответствии с п.п. 17.3-17.4 СП 12-95 в камерах ИВС необходимо предусматривать настенные шкафы и прикроватные тумбочки (одна на 2 человека) для хранения продуктов питания и предметов личной гигиены, бачок с питьевой водой и кружкой; репродуктор. Все оборудование камер должно прикрепляться наглухо к полу. Острые углы и выступы в камерах должны округляться.
В соответствии с п. 17.32 СП 12-95 в комнате для свиданий в ИВС следует устанавливать стол шириной не менее метра с барьером посередине стола высотой 20 см. Снизу стол следует укреплять сплошной перегородкой от пола до крышки.
Согласно п. 18.2 СП 12-95 внутренние поверхности стен камер, карцеров и медицинских изоляторов следует штукатурить гладко и окрашивать клеевой краской.
Согласно подпункту 52 пункта 13 Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 21 декабря 2016 года N 699 (далее - Положение), территориальный орган наделен функциями получателя и распорядителя бюджетных средств (получателя, распорядителя средств федерального бюджета), а также бюджетными полномочиями администратора доходов федерального бюджета, главного администратора (администратора) доходов бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов в соответствии с правовым актом главного администратора доходов бюджета о наделении соответствующими полномочиями.
В соответствии с пунктом 13 Приказа МВД России от 1 августа 2017 года N 581 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Забайкальскому краю" УМВД России по Забайкальскому краю осуществляет полномочия по обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации содержания задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также их охране и конвоированию, по обеспечению планирования и координации деятельности подчиненных органов и организаций, осуществление материально-технического обеспечения УМВД России по Забайкальскому краю, подчиненных органов и организаций, обеспечивает рациональное и эффективное использование бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также имущества, закрепленного за УМВД России по Забайкальскому краю на праве оперативного управления, осуществление функций получателя и распорядителя бюджетных средств (получателя, распорядителя средств федерального бюджета), а также бюджетные полномочия администратора доходов федерального бюджета, главного администратора (администратора) доходов бюджета Забайкальского края и местных бюджетов в соответствии с правовым актом главного администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета, главного администратора доходов бюджета о наделении соответствующими полномочиями.
Приказом УМВД России по Забайкальскому краю от 22 марта 2018 года N 186 утверждено Положение об ОМВД России по Хилокскому району, пунктом 3 которого установлено, что отдел входит в состав органов внутренних дел и подчиняется УМВД России по Забайкальскому краю.
При рассмотрении дела установлено, что ИВС ОМВД России по Хилокскому району и помещения отдела не соответствуют требованиям Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД России от 22 ноября 2005 года N 950, СП 12-95 Инструкции по проектированию объектов органов внутренних дел (милиции) МВД России от 12 февраля 1995 года N 1-95, Приказа МВД России от 30 апреля 2012 года N 389 "Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан".
В приведенной связи являются верными выводы судов о возложении на административного ответчика ОМВД России по Хилокскому району Забайкальского края обязанности по устранению выявленных нарушений, а на УМВД России по Забайкальскому краю - произвести финансирование работ по приведению в соответствии с действующим законодательством изолятора временного содержания отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хилокскому району.
Доводы кассационной жалобы об обратном основаны на неверном толковании норм права и правильных выводов судов не опровергают.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного ответчика в судах первой и апелляционной инстанций, они были предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, переоценка же установленных по делу обстоятельств не отнесена к полномочиям суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, указанных в статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебными инстанциями не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Оснований для отмены или изменения судебных актов, предусмотренных частью 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, также не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Хилокского районного суда Забайкальского края от 29 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 21 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 20 декабря 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.