Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Никулиной И.А, судей Конаревой И.А. и Евтифеевой О.Э.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Управления имущественных отношений Алтайского края, поданной через суд первой инстанции 29 октября 2021 года, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 5 октября 2021 года по делу N 2а-497/2021 по административному исковому заявлению Ляпунова Юрия Николаевича к Управлению имущественных отношений Алтайского края об отмене распоряжения от 5 октября 2020 года, признании действующим ранее вынесенного распоряжения.
Заслушав доклад судьи Никулиной И.А, пояснения представителя Управления имущественных отношений Алтайского края Тараненко О.Ю, пояснения заинтересованного лица Косенковой Е.В, поддержавших доводы кассационной жалобы, пояснения представителя административного истца Ляпунова Ю.Н. Мерца Д.В, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
20 октября 2020 года Ляпунов Ю.Н. обратился в Индустриальный районный суд г. Барнаула Алтайского края с административным иском к Управлению имущественных отношений Алтайского края, в котором с учетом уточненных требований просил отменить распоряжение Управления имущественных отношений Алтайского края от 5 октября 2020 года N об отмене распоряжения N от 13 февраля 2020 года о предварительном согласовании предоставления земельного участка в связи со снятием Ляпунова Ю.Н. с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, признать действующим распоряжение N от 13 февраля 2020 года.
В обоснование требований ссылался на незаконность приказа Комитета жилищно-коммунального хозяйства от 18 сентября 2020 года о снятии его и членов его семьи с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, необходимость восстановления его прав и законных интересов заявленным им способом.
Решением Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 10 июня 2021 года в удовлетворении требований административного истца отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 5 октября 2021 года решение Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 10 июня 2021 года отменено, принято новое решение о признании незаконным распоряжения Управления имущественных отношений Алтайского края от 5 октября 2020 года N; о взыскании с Управления имущественных отношений Алтайского края в пользу Ляпунова Ю.Н. расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. В остальной части требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Управление имущественных отношений Алтайского края ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 5 октября 2021 года с оставлением в силе решения суда первой инстанции, указывая на нарушение судом норм материального права.
Заявитель, ссылаясь на положения статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", часть 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, указывает, что гражданин вправе претендовать на первоочередное получение без торгов в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства и садоводства на территории муниципального округа - г. Барнаула Алтайского края только в том случае, если он состоит на учете в органах местного самоуправления г. Барнаула в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и при наличии регистрации по месту жительства в этом муниципальном образовании. На момент издания оспариваемого распоряжения административный истец был снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещение.
Полагает, что признание незаконным приказа Комитета ЖКХ г. Барнаула от 18 сентября 2020 года N о снятии Ляпунов Ю.Н. и членов его семьи с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении решением Центрального районного суда г. Барнаула от 18 декабря 2020 года по делу N не имеет правового значения, поскольку судебный акт вступил в силу через 6 месяцев после принятия спорного распоряжения. Само по себе направление в суд административного иска о признании незаконным поименованного приказа Комитета ЖКХ г. Барнаула и наличие судебного разбирательства по данному поводу не могло служить основанием для отказа в предоставлении земельного участка ФИО8
От заинтересованного лица ФИО8 поступил отзыв, в котором она поддержала доводы кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, возражений не представили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера были допущены судом апелляционной инстанции.
Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину право обратиться в суд в том числе с требованиями об оспаривании бездействия органа государственной власти иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Статья 226 поименованного кодекса, регламентируя судебное разбирательство по названной категории дел, предписывает суду, прежде всего, выяснять, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, обязывая его доказать это нарушение (пункт 1 части 9, часть 11).
Из содержания статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что оспариваемые решения, действия (бездействие) административных ответчиков могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: они не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
При рассмотрении дела установлено, что распоряжением Управления имущественных отношений Алтайского края от 13 февраля 2020 года N Ляпунову Ю.Н. предварительно согласовано предоставление земельного участка из категории "земли населенных пунктов" общей площадью 837 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", для индивидуального жилищного строительства.
Приказом Комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула от 18 сентября 2020 года N Ляпунов Ю.Н. и члены его семьи были сняты с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Распоряжением Управления имущественных отношений Алтайского края от 5 октября 2020 года N отменено распоряжение Управления имущественных отношений Алтайского края от 13 февраля 2020 года N о предварительном согласовании предоставления земельного участка в связи со снятием Ляпунова Ю.Н. с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении.
20 октября 2020 года Ляпунов Ю.Н. обратился в суд с иском о признании незаконным приказа Комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула от 18 сентября 2020 года N; возложении на ответчика обязанности восстановить его на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Распоряжением Управления имущественных отношений Алтайского края от 20 октября 2020 года N ФИО8 предоставлен в собственность бесплатно земельный участок, расположенный по адресу: "адрес" для индивидуального жилищного строительства.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула от 18 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 28 апреля 2021 года, признан незаконным приказ Комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула от 18 сентября 2020 года о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении Ляпунова Ю.Н. и членов его семьи. На Комитет жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула возложена обязанность восстановить Ляпунова Ю.Н. и членов его семьи на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Разрешая заявленные требования по существу и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, исходил из того, что на момент рассмотрения спора судом земельный участок был предоставлен другому лицу - ФИО8, и поскольку на момент вынесения Управлением имущественных отношений Алтайского края распоряжения от 5 октября 2020 года N Ляпунов Ю.Н. был снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении и в установленном законом порядке еще не был восстановлен на учете, то оспариваемое распоряжение об отмене ранее вынесенного распоряжения о предварительном согласовании предоставления земельного участка являлось законным и прав, свобод и законных интересов административного истца не нарушало.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об удовлетворении требований в части признания незаконным распоряжения Управления имущественных отношений Алтайского края от 5 октября 2020 года N, суд апелляционной инстанции исходил из того, что, поскольку судебными актами по делу N было признано незаконным снятие Ляпунова Ю.Н. с учета нуждающихся в жилом помещении, он и члены его семьи были восстановлены на соответствующем учете, в связи с чем оспариваемое административным истцом распоряжение Управления имущественных отношений Алтайского края от 5 октября 2020 года N об отмене распоряжения от 13 марта 2020 года N является незаконным, учитывая, что установлена незаконность основания, по которому оно вынесено. При этом последующие действия уполномоченного органа государственной власти - распоряжение спорным земельным участком путем предоставление его другому лицу - не свидетельствует об обратном и не могут повлечь иного разрешения данного вопроса. В остальной части требования административного иска оставлены апелляционным определением без удовлетворения.
Вместе с тем судом апелляционной инстанции не учтено следующее.
Как следует из материалов дела, административный истец обратился с заявлением о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 837 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", для индивидуального жилищного строительства, в соответствии с подпунктом 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьей 17 Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181 -ФЗ), поскольку семья административного истца, как имеющая в своем составе "данные изъяты", состояла на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по месту жительства в г. Барнауле.
Предоставление земельных участков в соответствии с подпунктом 14 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ осуществляется гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в аренду без проведения торгов в порядке, предусмотренном ст. 39.14 - 39.17 ЗК РФ.
Согласно положениям части 1 и части 16 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства и садоводства.
Исходя из толкования во взаимосвязи части 1 статьи 17 указанного закона, согласно которой инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и части 16 статьи 17 этого же закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства с учетом цели использования земельного участка установлено в качестве меры, направленной на улучшение жилищных условий инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, указанное право ставится в зависимость от наличия нуждаемости соответствующей категории лиц в улучшении жилищных условий.
В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления, на территории которых они постоянно проживают, на основании заявлений данных граждан с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Положением, утвержденным Решением Барнаульской городской Думы от 24 февраля 2012 года N, комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула ведет в установленном порядке учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, принимает решение о принятии или об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Приказом Комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула от 18 сентября 2020 года N Ляпунов Ю.Н. и члены его семьи были сняты с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении, что явилось основанием для издания обжалуемого распоряжения Управления имущественных отношений Алтайского края от 5 октября 2020 года N об отмене принятого ранее распоряжения от 13 февраля 2020 года N о предварительном согласовании предоставления земельного участка Ляпунова Ю.Н.
В соответствии с подпунктом 1 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов на основании того, что с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
При таком положении, установив, что на момент принятия спорного решения имелись предусмотренные законом основания для отказа в предоставлении земельного участка, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным распоряжения Управления имущественных отношений Алтайского края от 5 октября 2020 года N, действия Алтайкрайимущества по отмене распоряжения о предварительном согласовании предоставления административному истцу спорного земельного участка является законными и обоснованными, так как Алтайкрайимущество руководствовалось информацией уполномоченного на постановку на учет органа и фактическим отсутствием нуждаемости на момент рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из отсутствия предусмотренных статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации условий, необходимых для признания незаконным оспариваемого решения, поскольку указанное решение соответствует нормативным правовым актам, регулирующим данные правоотношения, и не нарушает прав, свобод и законных интересов административного истца.
При этом, как верно указал суд первой инстанции, административный истец не лишен возможности реализовать своё право на получение в установленном законом порядке земельного участка, обратившись с новым заявлением в Управление имущественных отношений Алтайского края.
Вывод суда апелляционной инстанции о том, что признание судом незаконным снятие Ляпунова Ю.Н. и членов его семьи с учета нуждающихся в жилом помещении делает автоматически незаконным оспариваемое административным истцом распоряжение Алтайкрайимущества от 5 октября 2020 года N об отмене распоряжение от 13 марта 2020 года N, поскольку установлена незаконность основания, по которому оно вынесено, является ошибочным и не соответствует нормам материального права.
С учетом изложенного, у суда апелляционной инстанции не имелось оснований для отмены законного и обоснованного решения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах, обжалуемый судебный акт нельзя признать законным, он подлежит в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отмене, с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 5 октября 2021 года отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 27 декабря 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.