Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Черемисина Е.В, судей Мишиной И.В, Конаревой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Шушенского поселкового Совета депутатов Красноярского края на решение Шушенского районного суда Красноярского края от 24 февраля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 12 мая 2021 г.
по административному делу N 24RS0059-01-2020-001608-51 (N 2а-91/2021) по административному исковому заявлению Шушенского поселкового Совета депутатов Красноярского края к ликвидационной комиссии администрации поселка Шушенское Красноярского края, администрации поселка Шушенское Красноярского края о признании недействительным постановления.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Черемисина Е.В, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Шушенский поселковый Совет депутатов Красноярского края обратился с административным иском к ликвидационной комиссии администрации поселка Шушенское Красноярского края, администрации поселка Шушенское Красноярского края, в котором просит признать незаконным, недействительным и отменить постановление администрации поселка Шушенское Красноярского края от 06.07.2020 N235 "О ликвидации администрации поселка Шушенское", исключить из ЕГРЮЛ сведения о нахождении администрации поселка Шушенское Красноярского края в стадии ликвидации.
В обоснование требований указано, что постановлением и.о. главы поселка Шушенское Красноярского края N 235 от 06.07.2020 принято решение о ликвидации администрации поселка Шушенское Шушенского района Красноярского края, установлен срок ликвидации администрации поселка Шушенское и утвержден состав ликвидационной комиссии. Постановлениями администрации поселка Шушенское от 07.08.2020 N 279 и от 27.10.2020 N 01 в постановление N 235 от 06.07.2020 "О ликвидации администрации поселка Шушенское" внесены изменения. Органом, уполномоченным на принятие решений об изменении структуры органов местного самоуправления муниципального образования поселок Шушенское Красноярского края, в частности об образовании администрации поселка Шушенское Красноярского края, либо ее ликвидации, является Шушенский поселковый Совет депутатов Красноярского края. Решение Шушенского поселкового Совета депутатов Красноярского края об изменении структуры органов местного самоуправления от 29.03.2019 N 64чр-131 "О внесении изменений и дополнений в Устав поселка Шушенское Шушенского района Красноярского края" вступило в силу с момента избрания Шушенского поселкового Совета депутатов нового созыва 13.09.2020. У главы поселка, либо исполняющего его полномочия, отсутствовали правовые основания для вынесения оспариваемого постановления, а также для обращения в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц с заявлением о внесении в ЕГРЮЛ сведений о нахождении администрации поселка Шушенское Красноярского края в стадии ликвидации. Устав поселка Шушенское Красноярского края, действовавший на момент вынесения оспариваемого постановления, не содержал положений об изменении структуры органов местного самоуправления поселка Шушенское, о необходимости принятия решения о ликвидации администрации поселка, а также о порядке ее ликвидации.
Соответствующие действия по приведению структуры органов местного самоуправления в соответствии с Уставом поселка Шушенское Красноярского края должны быть осуществлены после вступления решения Шушенского поселкового Совета депутатов Красноярского края об изменении структуры органов местного самоуправления от 29.03.2019 N 64чр-131 "О внесении изменений и дополнений в Устав поселка Шушенское Шушенского района Красноярского края" в законную силу. Решение Шушенского поселкового Совета депутатов Красноярского края о ликвидации администрации поселка Шушенское Красноярского края после 13.09.2020 не принималось.
В судебном заседании представитель административного истца Кузьмин В.Ю. заявленные требования поддержал.
Представитель административных ответчиков ликвидационной комиссии администрации поселка Шушенское Красноярского края, администрации поселка Шушенское Красноярского края Козлова А.А. иск не признала, указала на пропуск срока обращения в суд.
Решением Шушенского районного суда Красноярского края от 24 февраля 2021 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 12 мая 2021 г. решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба главы поселка, исполняющего обязанности председателя Шушенского поселкового Совета депутатов Кузьмина В.Ю. - без удовлетворения.
Шушенский поселковый Совет депутатов Красноярского края 11 ноября 2021 г. обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, которая поступила 24 ноября 2021 г.
В кассационной жалобе заявитель просит состоявшиеся по делу судебные постановления отменить, исковые требования административного истца о признании недействительным постановления администрации поселка Шушенское Красноярского края от 06.07.2020 N 235 "О ликвидации администрации поселка Шушенское" удовлетворить.
В возражениях Администрации Шушенского района Красноярского края содержится просьба об отказе в удовлетворении кассационной жалобы и оставлении обжалуемых судебных актов без изменения, также указано, что администрация п. Шушенское ликвидирована, 25.06.2021 внесена запись об этом в ЕГРЮЛ.
В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся лиц, извещенных своевременно и в надлежащей форме о времени и месте рассмотрения жалобы.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что такого рода нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое постановление не нарушает права и интересы административного истца и соответствует требованиям закона.
Суд апелляционной инстанции с данными выводами согласился, признав их соответствующими обстоятельствам дела и основанными на правильном применении норм права.
В кассационной жалобе заявитель оспаривает указанные выводы судов, полагая доказанными факты нарушения закона, прав и интересов административного истца.
С доводами заявителя согласиться нельзя исходя из следующего.
В силу положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Основанием для удовлетворения таких требований является несоответствие оспариваемых решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Оценив законность оспариваемого постановления, суды пришли к выводам о том, что оно вынесено исполняющим обязанности главы поселка Шушенское Красноярского края в соответствии с нормами действующего законодательства и в пределах предоставленных ему полномочий.
Выводы судов являются правильными, поскольку основаны на законе и соответствуют обстоятельствам дела.
Согласно части 2 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения. В этом случае в поселении, являющемся административным центром муниципального района, местная администрация не образуется, глава поселения входит в состав представительного органа поселения и исполняет полномочия его председателя.
В соответствии с частями 7-8 статьи 34 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в устав муниципального образования. Решение представительного органа муниципального образования об изменении структуры органов местного самоуправления вступает в силу не ранее чем по истечении срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего указанное решение, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу части 2 статьи 41 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом. Основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются устав муниципального образования и решение о создании соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица.
Согласно пунктам 1-2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.
Юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
В силу пункта 1 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов (пункт 4 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, пунктом 1 статьи 10 Устава пос. Шушенское Шушенского района Красноярского края (в редакции, действовавшей до вступления в силу решения Шушенского поселкового Совета депутатов от 29 марта 2019 года) предусматривалось, что администрация поселка Шушенское, Шушенский поселковый Совет депутатов обладают правами юридического лица и являются муниципальными казенными учреждениями.
Решением Шушенского поселкового Совета депутатов Шушенского района Красноярского края от 29 марта 2019 года N 64чр-131 "О внесении изменений и дополнений в Устав поселка Шушенское Шушенского района Красноярского края", зарегистрированным Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Красноярскому краю 15.04.2019 за номером N и опубликованным в газете "Ведомости органов местного самоуправления поселка Шушенское" N 9 (239) от 26 апреля 2019 года, а также 24 апреля 2019 года на официальном сайте муниципального образования, в Устав внесены изменения и дополнения, в том числе:
- пункты 2 и 3 статьи 8 Устава изложены в новой редакции:
"2. Глава поселка Шушенское - высшее выборное должностное лицо муниципального образования, избираемое Советом депутатов из своего состава. Глава поселка исполняет полномочия председателя Шушенского поселкового Совета депутатов.
3. Администрация поселка не формируется.
Все полномочия Администрации поселка Шушенское, предусмотренные Федеральными законами, законами края, настоящим Уставом иными муниципальными правовыми актами, исполняет Администрация Шушенского района в соответствии с пунктом 2 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
- статья 10 Устава изложена в новой редакции:
"Статья 10. Органы местного самоуправления, обладающие правами юридического лица
1. Шушенский поселковый Совет депутатов наделяется правами юридического лица и является муниципальным казенным учреждением, образуемым для осуществления управленческих функций, и подлежит государственной регистрации в качестве юридического лица в соответствии с федеральным законом.
2. Поселковый Совет депутатов как юридическое лицо действует на основании общих для организаций данного вида положений Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации применительно к казенным учреждениям".
- статья 32 Устава изложена в следующей редакции:
"1. Администрация поселка не образуется в соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
2. Полномочия администрации поселка, предусмотренные федеральными законами, законами края, настоящим Уставом, иными муниципальными правовыми актами исполняет Администрация Шушенского района".
В соответствии с пунктом 3 Решения N 64чр-131 изменения и дополнения, внесенные в статью 8, статью 10, пункт 4 статьи 13, статью 13.1, статьи 16, 17, 18.1, статью 21, пункты 2 и 3 статьи 25, пункт 8 статьи 26, пункт 1 статьи 28, статьи 32, 33, 34, 35, пункт 4 статьи 44, статью 52, пункт 2 статьи 54, пункт 2 статьи 56, а также главу 11 Устава поселка Шушенское, вступают в силу после истечения срока полномочий поселкового Совета депутатов, принявшего настоящее Решение.
Постановлением и.о. главы пос. Шушенское от 06.07.2020 N 235 начата ликвидация администрации п. Шушенское, установлен срок ликвидации - 4 месяца, создана ликвидационная комиссия, утвержден ее состав, полномочия, (л.д. 40).
Указанное постановление опубликовано в газете "Ведомости органов местного самоуправления пос. Шушенское" N 11 (263) 07.07.2020.
На основании заявления главы пос. Шушенское Шушенского района Красноярского края и постановления и.о. главы пос. Шушенское от 06.07.2020г. N235 "О ликвидации администрации п.Шушенское", направленного 08.07.2020 в электронном виде по каналам связи, межрайонной инспекцией ФНС России N23 по Красноярскому краю в ЕГРЮЛ внесена запись ГРН 2202400628714 от 15.07.2020 о нахождении администрации пос.Шушенское в стадии ликвидации.
Постановлением администрации п. Шушенское от 07.08.2020 N 279 внесены изменения в постановление администрации п. Шушенское от 06.07.2020 N 235, согласно которым с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами администрации п. Шушенское. Председателем комиссии назначен глава МО п. Шушенское ФИО6
Решением избирательной комиссии муниципального образования п. Шушенское Шушенского района Красноярского края от 14.09.2020 установлено, что в Шушенский поселковый Совет депутатов Шушенского района Красноярского края шестого созыва избрано 14 депутатов.
Решением Шушенского поселкового Совета депутатов от 25.09.2020 N1/1 избран Глава поселка исполняющий полномочия председателя Шушенского поселкового Совета депутатов Кузьмин В.Ю.
Постановлением администрации п. Шушенское от 27.10.2020 внесены изменения в постановление администрации п. Шушенское от 06.07.2020 N235, согласно которым установлен срок ликвидации администрации п.Шушенское до 31.12.2020.
Оценив представленные доказательства, правильно применив вышеприведенные нормы права, суд пришел к обоснованным выводам о том, что постановление администрации п. Шушенское от 06.07.2020 принято во исполнение Решения Шушенского поселкового Совета депутатов Шушенского района Красноярского края от 29.03.2019, устанавливает процедуру ликвидации администрации поселения как юридического лица, в том числе срок проведения всех ликвидационных мероприятий, состав и полномочия ликвидационной комиссии, а не изменение структуры органов местного самоуправления.
Кроме того, следует отметить, что процедура ликвидации администрации поселка не была завершена до истечения срока полномочий поселкового Совета депутатов, принявшего Решение Шушенского поселкового Совета депутатов Шушенского района Красноярского края от 29 марта 2019 года N 64чр-131 "О внесении изменений и дополнений в Устав поселка Шушенское Шушенского района Красноярского края".
Для избранного 14.09.2020 поселкового Совета депутатов Шушенского района Красноярского края указанное решение не является актом, затрагивающим его права и интересы, поскольку оно было принято поселковым Советом депутатов прежнего созыва и изменило Устав поселка, при этом данное решение оспорено не было.
Доводы кассационной жалобы об отмене решения Шушенского поселкового Совета депутатов Шушенского района Красноярского края от 29 марта 2019 года N 64чр-131 решением от 25.12.2020 N 10чр-24 не могут быть признаны состоятельными.
Согласно части 8 статьи 44 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Решение Шушенского поселкового Совета депутатов Шушенского района Красноярского края от 25.12.2020 N 10чр-24 в установленном порядке не зарегистрировано и не вступило в силу.
Решение от 29 марта 2019 года N 64чр-131 внесло изменения в Устав поселка Шушенское, в связи с чем была проведена его государственная регистрация и официальное опубликование.
Отмена данного решения, означающая изменение Устава поселка Шушенское, возможна только с соблюдением процедуры государственной регистрации и официального опубликования, чего в отношении решения от 25.12.2020 N 10чр-24 сделано не было.
Порядок ликвидации местной администрации Шушенским поселковым Советом депутатов не установлен, иным нормативно-правовым актом п.Шушенское Красноярского края такой порядок не закреплен, в связи с чем суд пришел к правильному выводу о том, что ликвидация администрации поселка подлежала осуществлению в соответствии с положениями гражданского законодательства о ликвидации юридических лиц.
С учетом изложенного оспариваемое постановление было проверено судами по существу и признано законным и обоснованным, не нарушающим права и интересы административного истца.
Судами также сделан вывод о пропуске административным истцом трехмесячного срока обращения в суд, оснований не согласиться с которым не имеется.
Административное исковое заявление подано 25.12.2020, тогда как оспариваемое постановление опубликовано в газете "Ведомости органов местного самоуправления поселка Шушенское" в N 11 (263) от 07.07.2020.
Данное официальное издание используется также Шушенским поселковым Советом депутатов Шушенского района Красноярского края как органом местного самоуправления для публикаций, соответственно срок на обжалование постановления правильно исчислен с даты официального опубликования и истек 07.10.2020.
Таким образом, выводы судов соответствуют обстоятельствам административного дела, при его рассмотрении не допущено нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену судебных актов, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Шушенского районного суда Красноярского края от 24 февраля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 12 мая 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Шушенского поселкового Совета депутатов Красноярского края - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное определение изготовлено 24 декабря 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.