Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Латушкиной С.Б, судей Новожиловой И.А, Гусева Д.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-213/2021, УИД 75RS0025-01-2020-003656-60 по иску прокурора Читинского района в защиту интересов Российской Федерации, городского поселения "Атамановское", неопределённого круга лиц к администрации городского поселения "Атамановское", Каменской Юлии Николаевне о признании бездействия незаконным и обязании администрацию расторгнуть трудовой договор с Каменской Ю.Н. и уволить её с должности муниципальной службы в связи с утратой доверия, по кассационной жалобе Каменской Юлии Николаевны на решение Читинского районного суда Забайкальского края от 26 марта 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 20 июля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, объяснения начальника восьмого отдела (кассационного) с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Игнатова И.Н, поддержавшего доводы письменных возражений прокуратуры Забайкальского края, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Читинского района в защиту интересов Российской Федерации, городского поселения "Атамановское", неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к администрации городского поселения "Атамановское", Каменской Юлии Николаевне о признании бездействия незаконным и обязании администрацию расторгнуть трудовой договор с Каменской Ю.Н. и уволить её с должности муниципальной службы в связи с утратой доверия.
В обоснование исковых требований прокурор указал, что в ходе проверки по факту деяний, совершённых муниципальным служащим администрации городского поселения "Атамановское" Каменской Ю.Н, установлено, что ответчик с использованием своего служебного положения и вопреки интересам службы в период с 13 мая 2016 г. по 14 марта 2017 г, заведомо зная, что гражданин С.А.А, приходящийся ей двоюродным братом, не имеет законного права на получение бесплатно в собственность земельного участка в соответствии с порядком, установленным пунктом 4 части 2 статьи 4 Закона Забайкальского края от 1 апреля 2009 г. N152-ФЗ "О регулировании земельных отношений на территории Забайкальского края", самостоятельно изготовила и подписала от имени главы поселения, подделав подпись последнего, постановление администрации от 13 мая 2016 г. N, в которое внесла ложные сведения о предоставлении С.А.А. земельного участка по адресу: "адрес", стоимостью 705 000 руб. Вследствие изложенного земельный участок неправомерно выбыл из распоряжения городского поселения "Атамановское" в собственность Свиридова А.А.
В период с 25 июля 2017 г. по 6 ноября 2018 г. Каменская Ю.В. по просьбе своих знакомых Т-ых, подделав официальный документ - выписку из похозяйственной книги о наличии у И.Т.А. права на земельный участок, самостоятельно изготовила и представила на подпись главе городского поселения "Атамановское" указанный документ, который явился основанием для государственной регистрации права на земельный участок по адресу: "адрес". После отказа главы поселения подписать данную выписку Каменская Ю.Н. самостоятельно подделала подпись главы поселения на данном документе. Впоследствии земельный участок стоимостью 324 770 руб. выбыл из распоряжения городского поселения "Атамановское" в собственность И.Т.А.
В период с 12 августа 2017 г. по 20 сентября 2017 г. аналогичным образом Каменская Ю.В. по просьбе своей знакомой подделала выписку из похозяйственной книги в интересах матери своей знакомой - В.И.В. о принадлежности последней земельного участка по адресу: "адрес", стоимостью 389 724 руб, который в результате незаконных действий Каменской Ю.Н. выбыл из распоряжения городского поселения "Атамановское" в собственность В.И.В.
В период с 3 февраля 2019 г. по 19 февраля 2019 г. с целью получения личной материальной выгоды Каменская Ю.Н. сфальсифицировала официальный документ - выписку из похозяйственной книги, согласно которой Л.А.В. принадлежит земельный участок по адресу: "адрес". Данный подложный документ явился основанием для регистрации права собственности Л.А.В. на указанный земельный участок, стоимостью 487 155 руб, выбывший из владения органа местного самоуправления незаконно.
Все выше изложенные факты свидетельствуют о том, что Каменская Ю.Н, замещая должность муниципальной службы, выполняя свои служебные обязанности, допустила конфликт интересов, мер по его предотвращению не приняла, работодателя о личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов, не уведомила. Действия Каменской Ю.Н. органами предварительного следствия квалифицированы как преступления, предусмотренные частью 3 статьи 159 УК РФ (4 эпизода), частью 2 статьи 292 УК РФ (4 эпизода). Нахождение Каменской Ю.Н. на должности муниципальной службы при наличии совершенных коррупционных проступков и преступлений дискредитирует органы местного самоуправления городского поселения "Атамановское" и препятствует принятию на должность муниципальной службы для надлежащего исполнения обязанностей на постоянной основе иных граждан, соответствующих квалификационным требованиям должности главного специалиста администрации городского поселения "Атамановское", определить круг которых не представляется возможным. 14 августа 2020 г. прокуратурой района на имя главы городского поселения "Атамановское" внесено представление об устранении нарушений закона, в соответствии с которым следовало в установленном законом порядке решить вопрос об увольнении Каменской Ю.Н. в связи с утратой доверия. По результатам рассмотрения представления вопрос об увольнении Каменской Ю.Н. не решен, поскольку администрация, соглашаясь с доводами и позицией прокуратуры, опасается дальнейшего судебного обжалования Каменской Ю.Н. при увольнении ее по таким основаниям.
На основании изложенного, прокурор Читинского района просил признать незаконным бездействие и обязать администрацию городского поселения "Атамановское" расторгнуть с Каменской Ю.Н. трудовой договор от 24 мая 2010 г. и уволить её с должности муниципальной службы в связи с утратой доверия в соответствии с пунктом 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
Решением Читинского районного суда Забайкальского края от 26 марта 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 20 июля 2021 г, исковые требования прокурора Читинского района удовлетворены.
Признано незаконным бездействие и администрация городского поселения "Атамановское" обязана расторгнуть с Каменской Ю.Н. трудовой договор N от 24 мая 2010 г. и уволить её с должности муниципального службы в связи с утратой доверия в соответствии с пунктом 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
С Каменской Ю.Н. в доход бюджета муниципального района "Читинский район" взыскана государственная пошлина в размере 300 руб.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Каменская Ю.Н. просит отменить решение Читинского районного суда Забайкальского края от 26 марта 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 20 июля 2021 г.
Относительно доводов кассационной жалобы прокуратурой Забайкальского края принесены письменные возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились.
На основании части пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, в письменных возражениях на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения не были допущены судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела.
Основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ). Одной из важнейших мер по противодействию коррупции является недопущение конфликта интересов на муниципальной гражданской службе.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Под личной заинтересованностью, указанной в части 1 настоящей статьи понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями. Обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается на государственных и муниципальных служащих.
Согласно статье 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ, лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. Лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано уведомить в порядке, определённом представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно. Представитель нанимателя (работодатель), если ему стало известно о возникновении у лица, указанного в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения лица, указанного в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.
Данным нормам корреспондируют положения частей 1, 2, 2.1, 2.3, 3 статьи 14.1 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ).
Пунктом 11 части 1 статьи 12 указанного Закона установлено, что муниципальный служащий обязан уведомлять в письменной форме представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.
Обязанность муниципального служащего уведомлять представителя нанимателя (работодателя) о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно, закреплена также в части 2 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ.
В соответствии с частью 2.3 статьи 14.1 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.
Согласно части 1 статьи 27.1 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ за несоблюдение муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции данным Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, налагаются взыскания предусмотренные статьёй 27 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ, в частности, в виде увольнения.
Таким образом, Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ, устанавливает правила предотвращения и урегулирования конфликта интересов - ситуации, которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) связанностей (осуществление полномочий), и возлагает обязанность принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта. При этом непринятие лицом, на которое возложена соответствующая обязанность являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий (статья 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ).
Исполнение должностными лицами органов местного самоуправление, законодательно установленного запрета, реализует законность, как принцип противодействия коррупции, что исключает коррупционную составляющую при приёме на работу на должности муниципальной службы.
Согласно статье 2 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ муниципальная служба профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
В силу статьи 14.2 указанного Федерального закона, муниципальный служащий обязан: исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне; обеспечивать равное, беспристрастное отношение ко всем физическим и юридическим лицам и организациям, не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, гражданам и организациям и не допускать предвзятости в отношении таких объединений, групп, организаций и граждан; не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей.
В соответствии со статьёй 14.1 этого же Федерального закона, для целей настоящего Федерального закона используется понятие "конфликт интересов", установленное частью 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.
Порядок и условия, при соблюдении которых работодатель вправе расторгать трудовой договор с работником, установлены Трудовым кодексом Российской Федерации (в частности статьями 71, 81, 192, 193) и иными федеральными законами.
В соответствии с пунктом 7.1 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, открытия, (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.
Из содержания приведённых норм права следует, что в случае установления факта непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, такой работник подлежит увольнению, если указанные действия являются основанием для утраты доверия к нему со стороны работодателя.
В соответствии с пунктом 23 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", при рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 24 мая 2010 г. между администрацией городского поселения "Атамановское" и Каменской Ю.Н. заключён трудовой договор N, согласно которому Каменская Ю.Н. принята на должность специалиста по землепользованию на основании распоряжения главы администрации N от 24 мая 2010 г.
Распоряжением главы городского поселения "Атамановское" N-лс от 14 февраля 2013 г. организован отдел имущественных и земельных отношений в составе, в том числе должности муниципальной службы ведущего специалиста (специалиста по землепользованию).
Распоряжением главы городского поселения "Атамановское" от 8 апреля 2016 г. N должность ведущего специалиста по землепользованию переименована в должность главного специалиста по землепользованию.
В соответствии с подпунктом 2.2 Раздела 3 Закона Забайкальского края от 8 июня 2009 г. N 192-ЗЗК "О реестре должностей муниципальной службы в Забайкальском крае", Каменская Ю.Н. замещает должность главного специалиста администрации городского поселения "Атамановское", которая относится к старшей группе должностей муниципальной службы.
В должностные обязанности Каменской Ю.Н. входит подготовка документов, подтверждающих право владения и пользования земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, принятие участия в работе различных комиссий, созданных в администрации, подготовка проектов всех постановлений, касающихся вопросов землепользования, исполнение постановлений, распоряжений администрации и указаний главы поселения и его заместителя, рассмотрение обращений граждан.
В соответствии с Положением об отделе имущественных и земельных отношений, утверждённым главой городского поселения "Атамановское" от 5 апреля 2016 г, в обязанности Каменской Ю.Н. входит обеспечение эффективного управления и распоряжения земельными участками, находящимися на территории городского поселения "Атамановское", подготовка проектов муниципальных правовых актов по регулированию земельных отношений на территории поселения.
В ходе проверки установлено, что Каменская Ю.Н. с использованием своего служебного положения и вопреки интересам службы в период с 13 мая 2016 г. по 14 марта 2017 г, заведомо зная, что гражданин С.А.А, приходящийся ей двоюродным братом, не имеет законного права на получение бесплатно в собственность земельного участка в соответствии с порядком, установленным пунктом 4 части 2 статьи 4 Закона Забайкальского края от 1 апреля 2009 г. N152-ФЗ "О регулировании земельных отношений на территории Забайкальского края", самостоятельно изготовила и подписала от имени главы поселения, подделав подпись последнего, постановление администрации от 13 мая 2016 г. N, в которое внесла ложные сведения о предоставлении С.А.А. земельного участка по адресу: "адрес", стоимостью 705 000 руб. Вследствие изложенного земельный участок неправомерно выбыл из распоряжения городского поселения "Атамановское" в собственность С.А.А.
В период с 25 июля 2017 г. по 6 ноября 2018 г. Каменская Ю.В. по просьбе своих знакомых Т-ых, подделав официальный документ - выписку из похозяйственной книги о наличии у И.Т.А. права на земельный участок, самостоятельно изготовила и представила на подпись главе городского поселения "Атамановское" указанный документ, который явился основанием для государственной регистрации права на земельный участок по адресу: "адрес". После отказа главы поселения подписать данную выписку Каменская Ю.Н. самостоятельно подделала подпись главы поселения на данном документе. Впоследствии земельный участок стоимостью 324 770 руб. выбыл из распоряжения городского поселения "Атамановское" в собственность И.Т.А.
В период с 12 августа 2017 г. по 20 сентября 2017 г. аналогичным образом Каменская Ю.В. по просьбе своей знакомой подделала выписку из похозяйственной книги в интересах матери своей знакомой - В.И.В, о принадлежности последней земельного участка по адресу: "адрес", стоимостью 389 724 руб, который в результате незаконных действий Каменской Ю.Н. выбыл из распоряжения городского поселения "Атамановское" в собственность В.И.В.
В период с 3 февраля 2019 г. по 19 февраля 2019 г. с целью получения личной материальной выгоды Каменская Ю.Н. сфальсифицировала официальный документ - выписку из похозяйственной книги, согласно которой Л.А.В. принадлежит земельный участок по адресу: "адрес". Данный подложный документ явился основанием для регистрации права собственности Л.А.В. на указанный земельный участок, стоимостью 487 155 руб, выбывший из владения органа местного самоуправления незаконно.
Постановлением Читинского районного суда Забайкальского края от 5 июля 2019 г. ходатайство следователя по особо важным делам четвёртого отдела по расследованию особо важных дел Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Забайкальскому краю З.Д.В. о временном отстранении обвиняемой Каменской Ю.Н. от должности главного специалиста по землепользованию администрации городского поселения "Атамановское" и от совмещаемой ею должности главного специалиста по архитектуре и градостроительству администрации городского поселения "Атамановское" удовлетворено. Судом постановлено: временно отстранить обвиняемую Каменскую Ю.Н. от должности главного специалиста по землепользованию администрации городского поселения "Атамановское" и от совмещаемой ею должности главного специалиста по архитектуре и градостроительству администрации городского поселения "Атамановское". Назначить временно отстранённой от должности Каменской Ю.Н. ежемесячное государственное пособие в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации со дня временного отстранения от должности.
Распоряжением администрации городского поселения "Атамановское" N от 17 июля 2019 г. Каменская Ю.Н. отстранена от должности главного специалиста по землепользованию администрации городского поселения "Атамановское" и от совмещаемой ею должности главного специалиста по архитектуре и градостроительству администрации городского поселения "Атамановское".
С учётом данных обстоятельств 14 августа 2020 г. прокуратурой района на имя главы городского поселения "Атамановское" внесено представление об устранении нарушений закона о противодействии коррупции, в соответствии с которым следовало в установленном законом порядке решить вопрос об увольнении Каменской Ю.Н. в связи с утратой доверия.
Согласно ответу главы администрации муниципального образования городское поселение "Атамановское" З.Л.С. N от 14 сентября 2020 г. на представление прокурора об устранении нарушений закона за N от 14 августа 2020 г, администрацией городского поселения готовятся документы на увольнение главного специалиста администрации городского поселения "Атамановское" Каменской Ю.Н. с должности муниципальной службы по инициативе работодателя в связи с утратой доверия.
2 октября 2020 г. в администрацию городского поселения "Атамановское" направлено требование старшего помощника прокурора З.Н.В. N от 2 октября 2020 г. - в срок до 9 октября 2020 г. предоставить в прокуратуру района развернутую информацию о проведенных мероприятиях в рамках соблюдения процедуры в отношении Каменской Ю.Н, установленной статьёй 27.1 Федерального закона N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", с приложением подтверждающих документов. Требование прокурора от 2 октября 2020 г. о необходимости вернуться к решению данного вопроса положительного результата не дало.
Согласно ответу администрации муниципального образования городское поселение "Атамановское" N от 9 октября 2020 г. на представление об устранении нарушений закона за N от 14 августа 2020 г, главный специалист администрации городского поселения "Атамановское" Каменская Ю.Н. временно отстранена от исполнения своих должностных обязанностей на период проведения следствия приказом администрации от 15 августа 2019 г. Заработная плата ей не выплачивается.
8 октября 2020 г. Каменская Ю.Н. прибыла в администрацию, ей было вручено уведомление о даче письменных объяснений по фактам, указанным в представлении прокурора N от 14 августа 2020 г. Предварительно проведено заседание комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов. Члены комиссии высказались о нецелесообразности увольнения Каменской Ю.Н. сейчас, поскольку опасаются дальнейшего судебного обжалования ею увольнения по таким основаниям.
Из протокола заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципального служащего и урегулированию конфликта интересов от 8 октября 2020 г. следует, что в нарушение указанных требований законодательства о противодействии коррупции, о муниципальной службе, вопреки интересам службы и муниципального образования городского поселения "Атамановское", Каменская Ю.Н, замещающая должность муниципальной службы, связанной с решением вопросов по распоряжению земельными участками, совершила противоправные действия, связанные с возникновением личной заинтересованности, свидетельствующие о конфликте интересов и его не урегулированием, которые органами предварительного следствия квалифицированы как преступления, предусмотренные частью 3 статьи 159 УК РФ - мошенничество, то есть хищение чужого имущества путем обмана, совершённое лицом с использованием своего служебного положения, в крупном размере (4 эпизода), частью 2 статьи 292 УК РФ - служебный подлог, то есть внесение муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, если эти деяния совершены из корыстной и иной личной заинтересованности, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан, организаций, охраняемых законом интересов общества и государства (4 эпизода). Каменская Ю.Н, проходящая муниципальную службу в должности главного специалиста, подлежит увольнению в связи с утратой доверия, в порядке, установленном статьёй 27.1 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации". Решением комиссии постановлено: муниципальный служащий администрации городского поселения "Атамановское" Каменская Ю.Н, проходящая муниципальную службу в должности главного специалиста, подлежит увольнению в связи с утратой доверия, в порядке, установленном статьёй 27.1 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" после вступления приговора суда в законную силу.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования прокурора Читинского района, суд первой инстанции, на основании установленных обстоятельств, руководствуясь положениями Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-Ф3 "О противодействии коррупции", пришёл к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска, и возложения на администрацию городского поселения обязанности по расторжению трудового договора с Каменской Ю.Н. и её увольнении с должности муниципального служащего в связи с утратой доверия.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что со стороны администрации городского поселения "Атамановское" прослеживается бездействие, поскольку применение дисциплинарного взыскания в данном случае является обязанностью, а не правом работодателя, так как спорные правоотношения не являются частноправовыми, где допускается усмотрение работодателя при применении мер ответственности. В случае совершения коррупционного правонарушения при прохождении муниципальной службы, когда под угрозу ставятся интересы Российской Федерации, а закон безальтернативно устанавливает в качестве меры ответственности (при отсутствии малозначительности) увольнение с муниципальной службы, у работодателя отсутствует возможность такого произвольного усмотрения. Администрация городского поселения "Атамановское", являясь органом местного самоуправления, не выполнила возложенную на нее обязанность по реализации Национальной стратегии противодействия коррупции, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. N 460.
Отклоняя доводы Каменской Ю.Н. об отсутствии вступившего в законную силу приговора суда, суд первой инстанции указал, что оценка выводов комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципального служащего и урегулированию конфликта интересов не находится в зависимости от наличия (отсутствия) вступившего в законную силу приговора суда, а является предметом оценки работодателя в рамках сложившихся с муниципальным служащим правоотношений, касающихся муниципальной службы. Наличие обвинительного приговора для увольнения муниципального служащего по части 2 статьи 27.1 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ не препятствует наложению работодателем дисциплинарного взыскания.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Оснований не согласиться с приведёнными выводами судебных инстанций по доводам кассационной жалобы не усматривается, поскольку данные выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы кассационной жалобы Каменской Ю.Н. о том, что в отношении неё не имеется вступившего в законную силу обвинительного приговора суда, а также о недоказанности в ходе судебного разбирательства наличия самого конфликта интересов, аналогичны доводам, ранее заявлявшимся в суде первой и апелляционной инстанций, они были предметом проверки судебных инстанций и им судебными инстанциями дана надлежащая правовая оценка.
Из содержания оспариваемых судебных постановлений и материалов настоящего дела усматривается, что положенные в основу принятого решения обстоятельства судом установлены на основании совокупности всех представленных сторонами доказательств.
В силу статей 67, 3271 ГПК РФ оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к компетенции судов первой и второй инстанций. Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями части 3 статьи 390 ГПК РФ, а также применительно к статье 379.7 ГПК РФ, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделён.
Отсутствие у Каменской Ю.Н. дисциплинарных взысканий, что по мнению заявителя указывает не необоснованное применение к ней крайней меры дисциплинарной ответственности, не свидетельствует об отсутствии оснований для увольнения ответчика в связи с утратой доверия.
Согласно части частью 2 статьи 27.1 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ и части 6 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.
В свою очередь указанные нормы являются императивными и не предоставляют представителю нанимателя (работодателю) муниципального служащего возможности применить иную меру ответственности.
Фактически приведённые в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Читинского районного суда Забайкальского края от 26 марта 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 20 июля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Каменской Юлии Николаевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.