Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Зайцевой О.А, Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административных истцов Антоновой Н.Н. на решение Амурского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ, принятые по административному делу по административному исковому заявлению индивидуальных предпринимателей Казанцева "данные изъяты", Эминова "данные изъяты", Жук "данные изъяты", Белова "данные изъяты", Чуркина "данные изъяты", ООО "Сибиряк" к Правительству Амурской области об оспаривании нормативного правового акта.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Шилову Я.В, полагавшую оставить вынесенные по делу судебные акты без изменения, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
индивидуальные предприниматели Казанцев А.К, Эминов С.М. оглы, Жук Т.Н, Белов В.Н. обратились в Амурский областной суд с административным исковым заявлением к Правительству Амурской области о признании недействующим постановления от 30 декабря 2016 года N 606 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Амурской области" в части установления нормативов накопления твердых коммунальных отходов для продовольственных и промтоварных магазинов со дня его принятия.
В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что они осуществляют предпринимательскую деятельность на территории г. Благовещенска, владеют продовольственными и промтоварными магазинами. Полагают, что ежемесячная стоимость услуги по обращению с ТКО, рассчитанная по нормативу, утвержденному оспариваемым постановлением, является завышенной, поскольку фактически образуемые отходы существенно отличаются от установленных в меньшую сторону, что нарушает их права в сфере предпринимательской деятельности и противоречит Порядку определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года N 269 "Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов", а также Методическим рекомендациям по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденным Приказом Минстроя России от 28 июля 2016 года N 524/пр.
С аналогичными административными исковыми заявлениями обратились ООО "Сибиряк" и индивидуальный предприниматель Чуркин А.Б.
На основании определения Амурского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "Полигон".
Определением Амурского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ административные дела по указанным административным исковым заявлениям объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.
Решением Амурского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ, административные исковые требования удовлетворены, постановление Правительства Амурской области от 30 декабря 2016 года N 606 (в редакции от 22 апреля 2020 года) "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Амурской области" в части установления нормативов накопления твердых коммунальных отходов: предприятия торговли: 1. Продовольственный магазин (1 кв.м. общей площади); 2. Промтоварный магазин (1 кв.м. общей площади) признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
ДД.ММ.ГГГГ представителем административных истцов Антоновой Н.Н. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции ДД.ММ.ГГГГ, в которой ставится вопрос об изменении принятых по делу судебных актов в части определения момента признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим, считает, что постановление Правительства Амурской области от 30 декабря 2016 года N 606 должно быть признано недействующим со дня его принятия.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указал, что оспариваемое постановление в части установления нормативов для продовольственных и промтоварных магазинов распространяет свое действие на неопределенный круг лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере торговли. Вследствие установления экономически необоснованных и завышенных нормативов накопления ТКО административные истцы и неопределенный круг лиц - субъекты предпринимательской деятельности на территории Амурской переплачивали за услугу по обращению с ТКО с ДД.ММ.ГГГГ. Признавая постановление не действующим с момента вступления в силу решения, суд фактически не принял мер к восстановлению нарушенных прав заявителей за предшествующий период, поскольку, как установилсуд, постановление со дня его принятия противоречило нормативно-правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Разрешая спор, суды нижестоящих инстанций, руководствуясь положениями части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 2, пункта 4 статьи 24.7, пунктов 2 и 4 статьи 24.10, пункта 5 статьи 24.11 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пункта 9 статьи 3 Закона Амурской области от 10 мая 2016 года N 679-ОЗ "О разграничении полномочий органов государственной власти Амурской области в сфере обращения с отходами производства и потребления", Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года N 269, Методическими рекомендациями по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2016 года N 524/пр, пришли к выводу, что нормативы накопления твердых коммунальных отходов для категории объектов "предприятия торговли": продовольственный магазин (1 кв.м. общей площади); промтоварный магазин (1 кв.м. общей площади) постановлением Правительства Амурской области от 30 декабря 2016 года N 606 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Амурской области" были установлены с нарушением требований Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года N 269, а именно порядка проведения замеров ТКО по объектам промтоварные и продовольственные магазины, в отсутствие экономической обоснованности оспариваемых значений норматива, что влечет признание нормативного правового акта в оспариваемой части недействующим.
В данной части принятые по делу судебные акты заявителем кассационной жалобы не оспариваются, поэтому в силу части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не подлежат проверке судом кассационной инстанции.
Проверяя законность судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для изменения решения суда и апелляционного определения в части признания оспариваемого постановления Правительства Амурской области от 30 декабря 2016 года N 606 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Амурской области" недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Определяя момент, с которого постановление от 30 декабря 2016 года N 606 в оспариваемой части подлежит признанию недействующим, суды обоснованно руководствовались пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и разъяснениями, изложенными в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", согласно которым в случае, если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Указанные в мотивировочной части вступившего в законную силу решения суда обстоятельства, свидетельствующие о законности или незаконности оспоренного акта (например, дата, с которой оспоренный акт вступил в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, отсутствие у органа государственной власти компетенции по принятию оспоренного акта), имеют преюдициальное значение для неопределенного круга лиц при рассмотрении других дел, в том числе касающихся периода, предшествующего дню признания оспоренного акта недействующим (часть 2 статьи 64 КАС РФ, части 2, 3 статьи 69 АПК РФ).
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что постановление N 606 было принято 30 декабря 2016 года, применялось и на его основании были реализованы права не только административных истцов, но и иных лиц, а также учитывая возможность административных истцов защитить свое нарушенное право с момента применения к ним оспоренных норм при рассмотрении судом споров по взысканию задолженности по оплате услуги по обращению с ТКО или неосновательного обогащения со стороны регионального оператора, судебная коллегия суда кассационной инстанции считает правильной позицию судов первой и апелляционной инстанций о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
По смыслу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации признание нормативного правового акта недействующим, в том числе с даты, отличной от дня его принятия, не является основанием для отказа в защите гражданских прав, нарушенных в период действия этого акта.
Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела судами верно определен момент признания постановления Правительства Амурской области от 30 декабря 2016 года N 606 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Амурской области" в оспариваемой части недействующим, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено, в связи с чем оснований для изменения принятых по делу судебных актов в обжалуемой части по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Амурского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу представителя административных истцов Антоновой Н.Н. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу решения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.