Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Ровенко П.А, Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика ФКУ "Военный комиссариат Магаданской области" Барановского С.И. на решение Магаданского городского суда Магаданской области от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Магаданского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Савченко "данные изъяты" к призывной комиссии г. Магадана об оспаривании решения (заключения) о признании не прошедшим военную службу по призыву и возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Савченко В.Ю. обратился в Магаданский городской суд Магаданской области с административным исковым заявлением к призывной комиссии г. Магадана о признании незаконным решения (заключения) от ДД.ММ.ГГГГ о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, возложении обязанности рассмотреть вопрос о принятии решения о зачислении в запас Вооруженных Сил Российской Федерации, как не подлежащего призыву на военную службу по достижению 27-летнего возраста и выдаче военного билета.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что состоит на воинском учете в Военном комиссариате г. Магадана. ДД.ММ.ГГГГ призывной комиссией в отношении него вынесено заключение о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований и о зачислении в запас. С указанным решением он не согласен, поскольку не прошел военную службу по независящим от него причинам, в период с даты окончания предоставленной ему отсрочки (ДД.ММ.ГГГГ) и до достижения им 27 лет (ДД.ММ.ГГГГ) военным комиссариатом не совершалось никаких действий, направленных на проведение мероприятий по его призыву на военную службу, повестки о необходимости явки в отдел военного комиссариата ему не направлялись.
Определением Магаданского городского суда Магаданской области от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено ФКУ "Военный комиссариат Магаданской области".
Решением Магаданского городского суда Магаданской области от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Магаданского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, административные исковые требования Савченко В.Ю. удовлетворены частично, признано незаконным решение призывной комиссии г. Магадана от ДД.ММ.ГГГГ (протокол N) о признании Савченко В.Ю. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, на призывную комиссию г. Магадана и ФКУ "Военный комиссариат Магаданской области" возложена обязанность рассмотреть вопрос о принятии решения о зачислении Савченко В.Ю. в запас Вооруженных Сил Российской Федерации, как не подлежащего призыву на военную службу по достижению им возраста 27 лет в соответствии с требованием Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и выдать военный билет, в удовлетворении административных исковых требований в остальной части отказано.
ДД.ММ.ГГГГ Военным комиссаром Магаданской области Барановским С.И. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции ДД.ММ.ГГГГ, в которой ставится вопрос об отмене решения Магаданского городского суда Магаданской области от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Магаданского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ и принятии по делу нового судебного акта.
В обоснование кассационной жалобы административный ответчик указал, что Савченко В.Ю. был обязан явиться в военный комиссариат для внесения изменений в документы воинского учета в связи с его проживанием и трудоустройством в г. Магадане, однако, данную обязанность не исполнил, что не позволило осуществить в отношении него мероприятия по призыву. Полагает, что призывная комиссия не должна проверять надлежащее выполнение военным комиссариатом мероприятий, связанных с призывом на военную службу, а неисполнение или ненадлежащее исполнение военным комиссариатом своих полномочий не может быть основанием для признания правомерным неисполнения гражданином возложенных на него конституционного долга и обязанностей по воинскому учету. Считает, что возложение на военкомат выдать Савченко В.Ю. военный билет противоречит действующему законодательству, поскольку данный вопрос находится в исключительной компетенции военного комиссариата и призывной комиссии.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений, влекущих отмену принятых по делу судебных актов в кассационном порядке.
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляет Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ).
Основной формой реализации воинской обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт "а" пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22, статьи 23, 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ).
Статья 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ закрепляет обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу, предусматривая принятие в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
В соответствии с пунктом 1.1 указанной статьи при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, то есть граждан, освобожденных от призыва, не годных к службе по состоянию здоровья или имевших отсрочку от призыва, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663 (далее - Положение).
Пунктом 17 Положения установлено, что при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.
Согласно пункту 19 Положения призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.
Пунктом 34 Положения предусмотрено, что при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Исследовав вопрос о выполнении Савченко В.Ю. обязанностей по воинскому учету и осуществлении призывной комиссией мероприятий, связанных с его призывом на военную службу, суд первой инстанции, с позицией которого согласилась судебная коллегия апелляционного суда, учитывая, что после прекращения действия предоставленной административному истцу отсрочки от призыва на военную службу до ДД.ММ.ГГГГ мероприятия, связанные с его призывом на военную службу до достижения им возраста 27 лет призывной комиссией не осуществлялись, пришел к выводу о незаконности решения призывной комиссии г. Магадана от ДД.ММ.ГГГГ (протокол N), которым Савченко В.Ю. на основании пункта 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ признан не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований.
Оснований не согласиться с данным выводом не имеется.
Федеральный законодатель полномочия по осуществлению мероприятий по обеспечению исполнения воинской обязанности, включающей прохождение военной службы по призыву, возложил на военные комиссариаты, которые организуют призыв на военную службу через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, а также установилтребование о вызове граждан на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, повестками военного комиссариата (статьи 1, 5, абзац четвертый пункта 1 и пункт 3 статьи 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ).
Согласно статье 31 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований.
В случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата (пункт 2).
В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).
Инструкция по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, являющаяся Приложением N 1 к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года N 400, содержит предписание, согласно которому оповещение граждан о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, осуществляется повестками по форме, приведенной в приложении N 30 к этой инструкции, в соответствии с именными списками и на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу. Учет и регистрация повесток осуществляются по книге учета вызова граждан, не пребывающих в запасе, в военный комиссариат и выдачи им повесток.
Таким образом, вопреки доводам кассационной жалобы административного ответчика, на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных выше нормативных положений возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.
Законодательством установлена обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться только по повестке военного комиссариата в указанные в ней время и место, а также предусмотрена ответственность за неявку по повестке. Обязанность самостоятельно явиться в военный комиссариат у граждан, подлежащих призыву на военную службу, отсутствует.
Судами дана надлежащая оценка с учетом приведенного правового регулирования действиям военного комиссариата по призыву Савченко В.Ю. на военную службу, которым не представлены доказательства направления ему соответствующих установленным требованиям повесток о необходимости явки в военный комиссариат для осуществления мероприятий по призыву, либо направления поручений в орган внутренних дел по месту жительства призывника с целью установления его места нахождения.
Позиция ФКУ "Военный комиссариат Магаданской области" о том, что призывная комиссия не должна проверять надлежащее выполнение военным комиссариатом мероприятий, связанных с призывом на военную службу, а принятие призывной комиссией решения о признании гражданина не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований не ставится в зависимость от ненадлежащего исполнения органом обязанности по вручению призывнику повесток, является ошибочной.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 октября 2014 года N 26-П, неисполнение гражданином Российской Федерации конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву при отсутствии предусмотренных законом оснований для освобождения от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу или отсрочки от призыва предполагает, как правило, совершение им действий или бездействие, которые сопряжены с неисполнением им обязанностей по воинскому учету, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", или свидетельствуют об уклонении от призыва на военную службу и для пресечения которых в действующем законодательстве предусматриваются механизмы, влекущие административную или уголовную ответственность.
Вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, призывная комиссия не связана необходимостью оценки фактических обстоятельств, вследствие которых данный гражданин не прошел военную службу, установления фактов наличия или отсутствия объективных условий или уважительных причин для неисполнения им своей конституционной обязанности по защите Отечества, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва на военную службу.
Вместе с тем, поскольку не исключаются ситуации, при которых гражданин не прошел военную службу по призыву по независящим от него причинам, обусловленными какими-либо объективными обстоятельствами (например, если на территории, где проживал гражданин призывного возраста, не проводились мероприятия, связанные с призывом на военную службу), предполагается, что члены призывной комиссии, действующие в порядке, предусмотренном разделом III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят свое заключение на основе коллегиальности и в равной мере принимая во внимание все обстоятельства, вследствие которых гражданин не исполнил свою конституционную обязанность по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.
Исходя из изложенного, учитывая, что установленные по административному делу обстоятельства свидетельствуют о том, что Савченко В.Ю. не прошел военную службу по призыву по независящим от него причинам, виновные действия с его стороны, связанные с неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва на военную службу, не установлены, административный истец не мог быть признан лицом, не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований, поэтому суды обоснованно признали незаконным оспариваемое решение призывной комиссии г. Магадана от ДД.ММ.ГГГГ (протокол N).
Вопреки доводам кассационной жалобы административного ответчика судом первой инстанции при принятии решения не допущено вмешательство в компетенцию военного комиссариата и призывной комиссии.
Поскольку по делу установлено, что в отношении Савченко В.Ю. не могли быть применены положения пункта 1.1 статьи 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", судом первой инстанции правомерно в порядке устранений нарушений прав административного истца возложена обязанность рассмотреть вопрос о принятии решения о зачислении его в запас Вооруженных Сил Российской Федерации как лица, не подлежащего призыву на военную службу по достижении им возраста 27 лет, и выдаче военного билета.
Таким образом, поскольку принятые по делу судебные акты соответствуют обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права и нарушение норм процессуального права, не допущено, оснований для отмены решения Магаданского городского суда Магаданской области от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Магаданского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Магаданского городского суда Магаданской области от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Магаданского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ "Военный комиссариат Магаданской области" - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Магаданского городского суда Магаданской области от ДД.ММ.ГГГГ.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу решения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.