Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Кудриной Я.Г, Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика Министерства обороны Российской Федерации Лебедева С.Г. на решение Уссурийского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, принятые по административному делу по административному исковому заявлению военного прокурора Уссурийского гарнизона в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Цареву М.Г, полагавшую оставить принятые по делу судебные акты без изменения, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
военный прокурор Уссурийского гарнизона, действуя в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением, в котором с учетом последующего уточнения заявленных требований, просил обязать ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с требованиями главы 4 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния", пунктов 44, 45 Руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Минобороны России от 30 декабря 2017 года N 860, и приказа начальника ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации от 21 февраля 2018 года N 35 в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести внеплановый (внеочередной) осмотр здания хранилища (инв. N), в рамках которого уточнить объемы работ по капитальному ремонту; обязать Министерство обороны Российской Федерации при проведении внепланового (внеочередного) осмотра здания хранилища (инв. N) в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить участие в указанном осмотре специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов в соответствии с требованиями главы 4 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния"; провести капитальный ремонт здания хранилища (инв. N) согласно результатам внепланового (внеочередного) осмотра.
Заявленные исковые требования прокурор мотивировал тем, что здание хранилища (инв. N), используемого в интересах войсковой части 92088, согласно акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ нуждается в проведении капитального ремонта. Категория технического состояния строительных конструкций здания свидетельствует об исчерпании его несущей способности и наличии опасности обрушения, что может повлечь гибель и травмирование людей, причинение ущерба Минобороны России. В соответствии с Уставом ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ функции содержания имущества Министерства обороны Российской Федерации возложены на данное учреждение.
Решением Уссурийского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования военного прокурора Уссурийского гарнизона удовлетворены частично, на ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России возложена обязанность в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести внеплановый (внеочередной) осмотр здания хранилища (инв. N), расположенного по адресу: "адрес", в рамках которого установить объемы работ по капитальному ремонту, на Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность провести капитальный ремонт здания хранилища, в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
ДД.ММ.ГГГГ представителем Министерства обороны Российской Федерации Лебедевым С.Г. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции ДД.ММ.ГГГГ, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных военным прокурором к Министерству обороны Российской Федерации требований.
В кассационной жалобе заявитель указывает на разрешение судами спора без учета того, что согласно Уставу ФГБУ "ЦЖКУ" обязанность проведения капитального ремонта объектов недвижимого имущества Министерства обороны Российской Федерации возложена на данное учреждение, на что МО РФ выделяются лимиты бюджетных средств, недостаточность финансирования не является основанием для непроведения ФГБУ "ЦЖКУ" необходимых работ. Также обращает внимание, что лимиты бюджетных обязательств по статьям капитального ремонта на текущий год распределены в полном объеме и направлены на исполнение обязательств по ранее заключенным государственным контрактам. Выполнение работ по капитальному ремонту возможно после проведения технического обследования объекта и определения стоимости подлежащих выполнению работ, поэтому установленный судом срок является недостаточным.
Определением судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ настоящее дело с кассационной жалобой передано для рассмотрения в порядке административного судопроизводства.
Административные ответчики о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, их представители в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Общие требования безопасности зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) установлены Федеральным законом от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
В силу части 1 статьи 36 указанного Федерального закона безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Нормативной основой для контроля степени механической безопасности и осуществления проектных работ по повышению степени механической безопасности зданий и сооружений, а также нормативным актом, регламентирующим требования к работам и их составу по получению информации, необходимой для контроля и повышения степени механической безопасности зданий и сооружений, является ГОСТ 31937-2011 Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния, введенный в действие Приказом Росстандарта от 27 декабря 2012 года N 1984-ст (далее - ГОСТ 31937-2011).
Пунктом 4.1 ГОСТ 31937-2011 предусмотрено, что обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов.
Первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в пять лет для зданий и сооружений или их отдельных элементов, работающих в неблагоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.). Для уникальных зданий и сооружений устанавливается постоянный режим мониторинга (пункта 4.3).
По правилам пункта 4.4 ГОСТ 31937-2011 обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят также по истечении нормативных сроков эксплуатации зданий и сооружений; при обнаружении значительных дефектов, повреждений и деформаций в процессе технического обслуживания, осуществляемого собственником здания (сооружения); по результатам последствий пожаров, стихийных бедствий, аварий, связанных с разрушением здания (сооружения); по инициативе собственника объекта; при изменении технологического назначения здания (сооружения); по предписанию органов, уполномоченных на ведение государственного строительного надзора.
Как следует из материалов дела, приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N создано ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий Минобороны России в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
ДД.ММ.ГГГГ директором Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации утвержден Устав ФГБУ "ЦЖКУ", согласно пункту 13 которого основной целью деятельности ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
В соответствии с приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ N за ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России на праве оперативного управления закреплено недвижимое имущество, в том числе здание хранилище инв. N войсковой части N, расположенное по адресу: "адрес".
В ходе проведенной военной прокуратурой Уссурийского гарнизона проверки на основании акта осмотра от ДД.ММ.ГГГГ здания хранилища инв. N с привлечением представителей войсковой части N и жилищно-коммунальной службы N филиала ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ по Восточному военному округу установлено, что указанный объект недвижимости 1980 года постройки, в его техническом состоянии выявлены следующие недостатки: разрушение конструктива бетонной отмостки; неисправности водоотводящих устройств; наличие деформации и повреждений несущих кровельных конструкций водоотводящих устройств, нарушение сплошности и герметичности наружных водостоков; нарушение состояния притворов входных дверей; нарушение целостности дверных заполнений, плотности притворов, механической прочности и работоспособности фурнитуры элементов дверных заполнений.
Наличие данных недостатков также подтверждается актом общего осеннего осмотра объектов имущественного комплекса (зданий и сооружений) военного городка N войсковой части N, согласно которого комиссией сделаны выводы о необходимости проведения капитального ремонта здания.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные прокурором требования, суды нижестоящих инстанций пришли к выводу о необходимости внепланового осмотра здания хранилища инвентарный N войсковой части N и проведения его капитального ремонта по результатам проведенного осмотра, поскольку существует опасность обрушения здания, что может повлечь гибель и травмирование людей, причинение имущественного ущерба, в связи с чем возложили на ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, как лицо, владеющее зданием на праве оперативного управления, обязанность провести его внеплановый (внеочередной) осмотр, в рамках которого установить объемы работ по капитальному ремонту, а на Минобороны России обязанность провести капитальный ремонт здания.
Данные выводы судов подтверждены исследованными в ходе производства по делу доказательствами, соответствуют установленным обстоятельствам, основаны на законе и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Согласно положениям статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из содержания пункта 12 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" следует, что имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно подпункту 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082 (далее - Положение), к полномочиям Минобороны России отнесено, в том числе, осуществление правомочий собственника имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации.
Подпункт 52 пункта 7 Положения предусматривает, что Минобороны России организует эксплуатацию, модернизацию, ремонт и ликвидацию вооружения, военной техники и имущества в Вооруженных Силах Российской Федерации.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате: разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части; деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.
Поскольку здание хранилища (инв. N) находится в техническом состоянии, которое может привести к разрушению его отдельных несущих строительных конструкций или их частей, что создает угрозу причинения вреда жизни или здоровью людей, имущественного ущерба Российской Федерации, суд обоснованно возложил обязанность по проведению капитального ремонта данного объекта на Министерство обороны Российской Федерации, осуществляющее полномочия собственника имущества Вооруженных Сил Российской Федерации.
Вопреки доводам кассационной жалобы, ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации является бюджетным учреждением и осуществляет свою деятельность, в том числе капитальный ремонт закрепленного за учреждением имущества, на основании государственного задания, которое формирует и утверждает орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, в данном случае Министерство обороны Российской Федерации, которое также осуществляет финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетным учреждением.
Соответствующие лимиты бюджетных обязательств на проведение капитального ремонта здания хранилища (инв. N) ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ не доведены, поэтому возложение на данное учреждение обязанности по проведению капитального ремонта приведет к неисполнимости судебного акта.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов в кассационном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Уссурийского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу административного ответчика Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу решения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.