Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Кудриной Я.Г, Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя администрации Красноармейского муниципального района Приморского края Защитникова А.В. на решение Красноармейского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, принятые по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Красноармейского района Приморского края к администрации Красноармейского муниципального района Приморского края о возложении обязанности провести мероприятия по обращению с животными без владельцев.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Цареву М.Г, полагавшую оставить принятые по делу судебные акты без изменения, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Красноармейского района Приморского края обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с исковым заявлением к администрации Красноармейского муниципального района Приморского края о возложении обязанности провести мероприятия по обращению с животными без владельцев, а именно: организовать отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных; содержание животных без владельцев в приютах для животных; возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев; возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания; размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных; умерщвление животных в случаях, установленных Федеральным законом "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Заявленные требования прокурором мотивированы тем, что Законом Приморского края от 26 декабря 2019 года N 692-КЗ "Об отдельных вопросах в области обращения с животными в Приморском крае" органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями Приморского края по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев. Между тем, несмотря на наличие на территории Красноармейского района значительного количества безнадзорных животных, мероприятия по их отлову, содержанию и уничтожению (при наличии оснований) не проводятся, что свидетельствуют о ненадлежащем исполнении администрацией Красноармейского муниципального района Приморского края переданных государственных полномочий, что в свою очередь может повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью граждан в результате неконтролируемого поведения безнадзорных животных, а также распространение болезней, общих для человека и животных.
Решением Красноармейского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования прокурора Красноармейского района Приморского края удовлетворены, на администрацию Красноармейского муниципального района Приморского края возложена обязанность провести мероприятия по обращению с животными без владельцев, а именно: организовать отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных; содержание животных без владельцев в приютах для животных; возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев; возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания; размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных; умерщвление животных в случаях, установленных Федеральным законом "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
ДД.ММ.ГГГГ представителем администрации Красноармейского муниципального района Приморского края Защитниковым А.В. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции ДД.ММ.ГГГГ, в которой ставится вопрос об отмене принятых по делу судебных актов и направлении дела в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на то, что требования прокурора фактически представляют собой понуждение органа местного самоуправления включить в местный бюджет соответствующие расходы, что является ограничением права муниципального образования на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий. Считает, что судом апелляционной инстанции при разрешении дела допущены нарушения процессуального закона, выразившиеся в неправильном указании в апелляционном определении названия муниципального образования, а также, что мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных относятся к мероприятиям по охране жизни и здоровья людей, осуществление которых отнесено законом к вопросам местного значения.
Определением судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ на основании части 3 статьи 33.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело с кассационной жалобой административного ответчика передано для рассмотрения в порядке административного судопроизводства.
Административный ответчик о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещен своевременно и в надлежащей форме, его представитель в судебное заседание не явился, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившегося лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций не допущены нарушения, влекущие отмену принятых по делу судебных актов.
Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ) регламентированы полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными.
В силу части 3 данной статьи органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и настоящим Федеральным законом (статья 8 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ).
Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов Приморского края в области обращения с животными определены Законом Приморского края от 26 декабря 2019 года N 692-КЗ "Об отдельных вопросах в области обращения с животными в Приморском крае".
В соответствии с частью 1 статьи 3 указанного Закона органы местного самоуправления наделены следующими государственными полномочиями Приморского края по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, которые включают в себя: 1) отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных; 2) содержание животных без владельцев в приютах для животных; 3) возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев; 4) возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания; 5) размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных; 6) умерщвление животных в случаях, установленных Федеральным законом "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
При таком правовом регулировании, учитывая наличие на территории Красноармейского муниципального района Приморского края безнадзорных животных, которые обитают в общественных местах, местах пребывания людей, выделение в 2020 и 2021 годах муниципальному образованию субвенций на реализацию государственных полномочий, которые не освоены, мероприятия по обращению с животными без владельцев на территории муниципального района не проводились, суды нижестоящих инстанций пришли к выводу об обоснованности заявленных прокурором исковых требований, поскольку администрацией Красноармейского муниципального района не исполняются переданные государственные полномочия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, что может повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан в результате неконтролируемого поведения указанных животных, а также распространение болезней, общих для человека и животных.
Судебная коллегия кассационного суда соглашается с данными выводами судов о наличии незаконного бездействия администрации Красноармейского муниципального района Приморского края и, соответственно, наличии оснований для возложения на орган местного самоуправления обязанности по организации перечисленных в статье 3 Закона Приморского края от 26 декабря 2019 года N 692-КЗ "Об отдельных вопросах в области обращения с животными в Приморском крае" мероприятий, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, постановлены при правильном применении норм материального права, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Согласно статье 8 Закона Приморского края от 26 декабря 2019 года N 692-КЗ "Об отдельных вопросах в области обращения с животными в Приморском крае" финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из краевого бюджета.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования (часть 5).
Вопреки доводам кассационной жалобы принятые по делу судебные акты суда не нарушают право органа местного самоуправления на самостоятельное формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, решение вопросов местного значения, поскольку муниципальное образование Красноармейский муниципальный район Приморского края наделено государственными полномочиями при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и частью 3 статьи 7 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и в силу части 3 статьи 20 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Допущенные судом апелляционной инстанции в тексте апелляционного определения описки и выводы, на которые ссылается в кассационной жалобе представитель административного ответчика, основанием для отмены судебного акта суда апелляционной инстанции не являются, поскольку это не повлияло на правильность разрешения дела. При этом суд апелляционной инстанции, руководствуясь частью 4 статьи 2, частью 2 статьи 184 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, вправе по своей инициативе или по заявлению лиц, участвующих в деле, исправить допущенные в апелляционном определении описки и опечатки.
Таким образом, при разрешении настоящего дела судами правильно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, обстоятельства, влекущие безусловную отмену принятых по административному делу судебных актов, не установлены и из доводов кассационной жалобы не следуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Красноармейского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Красноармейского муниципального района Приморского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу решения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.