Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Ровенко П.А, Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного истца Матвеевой С.К. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ, принятое по административному делу по административному исковому заявлению Сусова Николая Ильича к Окружной администрации г. Якутска, Департаменту градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска об оспаривании отказа в перераспределении земельного участка.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Сусов Н.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к Окружной администрации г. Якутска, Департаменту градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска об оспаривании решения об отказе в перераспределении земельного участка с кадастровым номером N от ДД.ММ.ГГГГ N и возложении обязанности заключить соглашение о перераспределении земельных участков в соответствии с координатами, приведенными в схеме расположения земельного участка на кадастровой карте территории.
Требования административного истца мотивированы тем, что ему принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером N площадью 1005 кв.м, расположенный по адресу: "адрес". Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в перераспределении земельного участка, находящегося в его собственности, и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, по основанию несоответствия испрашиваемого земельного участка лесохозяйственному регламенту городского округа "город Якутск", расположения его в охранной зоне с особыми условиями использования территории объектов газоснабжения и в разных территориальных зонах (Ж-2А и Ж-3А).
С указанным решением он не согласен, поскольку лесохозяйственный регламент не регулирует вопросы перераспределения земельных участков, сведений об установлении охранной зоны с особыми условиями использования территории, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости, не имеется, а границы территориальных зон могут быть приведены в соответствие с новыми границами земельного участка, образуемого в порядке перераспределения.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ требования Сусова Н.И. удовлетворены частично, признано незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ N Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска об отказе Сусову Н.И. в перераспределении земельного участка с кадастровым номером N, на Департамент градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Сусова Н.И. в перераспределении земельного участка с кадастровым номером N в соответствии с действующим законодательством, в удовлетворении остальной части требований административного искового заявления отказано.
Принимая данное решение, суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств расположения земельного участка, на который возникает право собственности в результате перераспределения, в лесной зоне и в зоне с особыми условиями использования территорий, а нахождение земельного участка в разных территориальных зонах основанием для принятия оспариваемого решения не являлось.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении административного иска Сусова Н.И. отказано.
ДД.ММ.ГГГГ представителем административного истца Матвеевой С.К. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции ДД.ММ.ГГГГ, в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
В кассационной жалобе заявитель ссылается на аналогичные изложенным в административном исковом заявлении обстоятельства, указывает, что оспариваемое решение не содержит предусмотренные законом основания для отказа в перераспределении земельных участков, дело рассмотрено в отсутствие заинтересованного лица Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска, который является уполномоченным органом по принятию решения и заключению соглашения о перераспределении земельных участков.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судом апелляционной инстанции не допущены нарушения, влекущие отмену принятого по делу апелляционного определения в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Сусов Н.И. является собственником земельного участка с кадастровым номером N площадью 1005 кв.м, расположенного по адресу: "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ Сусов Н.И. обратился в Окружную администрацию г. Якутска с заявлением о перераспределении принадлежащего ему земельного участка и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в результате которого образуется земельный участок площадью 1085 кв.м, представив схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Письмом Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска от ДД.ММ.ГГГГ заявителю сообщено, что на заседании рабочей группы по вопросам разработки и внесения изменений в проекты планировки и межевания территории кварталов и садово-огороднических товариществ на территории городского округа "город Якутск" принято решение об отказе в перераспределении земельного участка по причинам несоответствия лесохозяйственному регламенту городского округа "город Якутск" от 11 октября 2013 года N 242п, расположения перераспределяемой части земельного участка в зоне с особыми условиями использования территории объектов газоснабжения, а также указано, что земельный участок заявителя и перераспределяемый участок расположены в разных территориальных зонах - в зоне Ж-2А (для индивидуального жилищного строительства на территории г. Якутска) и зоне Ж-3А (зона застройки малоэтажными многоквартирными жилыми домами на территории г. Якутска).
Из содержания пункта 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что перераспределение является одной из форм образования земельных участков.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4. настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации). Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, определены статьей 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом для решения вопроса о правомерности перераспределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, необходимо установление не только оснований для такого перераспределения, то есть наличие предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации обстоятельств, но и отсутствие оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении, перечисленных в пункте 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган (пункт 1 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).
К заявлению о перераспределении земельных участков прилагается, в том числе схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков (подпункт 2 пункта 3 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 данного Кодекса, в том числе разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам.
Пунктом 7 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков.
Согласно подпункту 5 пункта 2.1 Положения о Департаменте градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска, утвержденного решением Якутской городской Думы от 9 сентября 2020 года РЯГД-19-9, согласование схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории входит в компетенцию Департамента градостроительства и инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска.
Из имеющихся в материалах дела сведений Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ и схемы градостроительного зонирования следует о расположении принадлежащего административному истцу земельного участка в территориальной зоне Ж-2А (зона для индивидуального жилищного строительства), а части испрашиваемого к перераспределению земельного участка в территориальной зоне Ж-3А (зона застройки малоэтажными многоквартирными жилыми домами).
При таких обстоятельствах, поскольку в результате перераспределения на основании подготовленной административным истцом схемы образуется земельный участок, расположенный в двух территориальных зонах, что является нарушением установленных Земельным кодексом Российской Федерации требований к образованию земельных участков и влечет отказ в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а разрешение данного вопроса относится к полномочиям Департамента градостроительства и инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о наличии установленных законом препятствий к перераспределению земельных участков и, как следствие, отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Сусовым Н.И. требований.
Доводы кассационной жалобы представителя административного истца основаны на неверном толковании закона и направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, а также представленных в материалы дела доказательств, в связи с чем не влекут отмену обжалуемого судебного акта в кассационном порядке.
Утверждение заявителя кассационной жалобе о нарушении судами норм процессуального права в части рассмотрения дела без участия заинтересованного лица Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска подлежит отклонению, поскольку указанное к принятию неправильного судебного акта не привело, дело рассмотрено с участием административного ответчика, принявшего оспариваемое решение, а также с участием Окружной администрации г. Якутска, структурным подразделением которого является Департамент имущественных и земельных отношений, сведений о том, что оспариваемым судебным постановлением затронуты права и обязанности указанного лица материалы дела и кассационная жалоба не содержат.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено, кассационная жалоба административного истца не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу представителя административного истца Матвеевой С.К. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу решения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.