Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Ровенко П.А, Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административных истцов Мкртчяна Э.Ф. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Павлова "данные изъяты" и Павловой "данные изъяты" к Департаменту градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска, Окружной администрации г. Якутска об оспаривании отказа в выдаче разрешения на строительство объекта недвижимости.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Павлов Н.Н, Павлова Л.В. обратились в суд с административным исковым заявлением к Департаменту градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства N от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление о выдаче разрешения на строительство.
Заявленные требования административные истцы мотивировали тем, что им на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N площадью 3630 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", имеющий вид разрешенного использования: под магазин, для размещения объектов торговли. ДД.ММ.ГГГГ они обратились в Окружную администрацию г. Якутска с заявлением о выдаче разрешения на строительство на земельном участке объекта недвижимости - магазина. ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик отказал в выдаче разрешения на строительство со ссылкой на часть 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункт 2.23 Административного регламента, утвержденного постановлением Окружной администрации г. Якутска от 20 апреля 2016 года N 90п, в связи с тем, что объект капитального строительства возведен до подачи заявления на предоставление муниципальной услуги.
С указанным решением административные истцы не согласны, полагают, что уполномоченный орган вправе отказать в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства только по основаниям, указанным в части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к которым возведение объекта на момент подачи заявления не отнесено.
Определением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена Окружная администрация г. Якутска.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении административного иска Павлова Н.Н. и Павловой Л.В. отказано.
ДД.ММ.ГГГГ представителем административных истцов Мкртчян Э.Ф. через суд первой инстанции подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции ДД.ММ.ГГГГ, в которой ставится вопрос об отмене вынесенных по делу судебных актов и принятии нового решения об удовлетворении административных исковых требований.
В кассационной жалобе заявитель ссылается на неверное применение судами норм материального права, указывая, что часть 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не содержит в качестве основания к отказу в выдаче разрешения на строительство начало проведения строительных работ по возведению объекта капитального строительства.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций допущены нарушения, влекущие отмену принятых по делу судебных постановлений в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Павлов Н.Н. и Павлова Л.В. являются совместными собственниками земельного участка с кадастровым номером N площадью 3630 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", вид разрешенного использования земельного участка: под магазин, для размещения объектов торговли.
ДД.ММ.ГГГГ Павлов Н.Н. обратился через многофункциональный центр в Окружную администрацию г. Якутска с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта недвижимости: "Магазин по "адрес"".
По результатам рассмотрения заявления ДД.ММ.ГГГГ Департамент градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска отказал в выдаче разрешения на строительство объекта недвижимости, ссылаясь на подпункт 4 пункта 2.23 Административного регламента предоставления Окружной администрацией г. Якутска муниципальной услуги "Выдача разрешения на строительство (реконструкцию), продление, внесение изменений в разрешение на строительство объектов капитального строительства", утвержденного постановлением от 20 апреля 2016 года N 90п, указав, что объект капитального строительства возведен до подачи заявления о предоставлении муниципальной услуги, что следует из акта осмотра от ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований административного иска, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что в силу статей 49 и 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство должна предшествовать осуществлению строительства объекта недвижимости, и, учитывая, что на момент обращения с заявлением о выдаче разрешения объект капитального строительства уже был возведен, пришли к выводу о наличии у административного ответчика законных оснований для принятия оспариваемого решения.
Судебная коллегия кассационного суда с указанными выводами не может согласиться, поскольку основаны на неверном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами (часть 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства, установлен в части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, при этом не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство (часть 10 указанной статьи).
Из оспариваемого решения Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска следует, что основанием для отказа в выдаче Павловым разрешения на строительство послужил факт возведения на земельном участке объекта капитального строительства до получения соответствующего разрешения.
Вместе с тем исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство установлен частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Так, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 данной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 данной статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
По смыслу приведенных положений закона уполномоченный орган вправе отказать в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства только на основании правовых норм и обстоятельств, указанных в федеральном законе, к которым начало проведения строительных работ или фактическое возведение объекта не отнесено.
По правилам части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный на выдачу разрешения на строительство орган в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи:
1) проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводит проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
3) выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Из изложенного следует, что целью проведения проверки уполномоченным органом является установление возможности (допустимости) строительства планируемого объекта капитального строительства по представленному проекту на заявленном земельном участке, и при установлении органом соответствия проектной документации требованиям градостроительного регламента, а также возможности возведения на земельном участке объекта капитального строительства по представленному проекту, в выдаче разрешения на строительство, независимо от факта начала производства строительных работ, не может быть отказано.
В материалах административного дела не содержится доказательств, свидетельствующих о том, что строительство объекта капитального строительства начато административными истцами с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Такие обстоятельства основанием для принятия оспариваемого решения не являлись.
Судами первой и апелляционной инстанций не принято во внимание, что при обращении в орган местного самоуправления застройщиком с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта была предоставлена предусмотренная законом градостроительная и проектная документация, и каких-либо ссылок на их несоответствие установленным требованиям в отказе в выдаче разрешения на строительство не содержится.
При таких обстоятельствах принятые по делу судебные акты, которыми признан законным отказ уполномоченного органа в выдаче истцам разрешения на строительство магазина, исходя из единственного основания - обращение застройщиков за выдачей указанного разрешения на строительство не до начала, а после проведения строительных работ, что исключает для Павловых возможность в последующем ввести в эксплуатацию и зарегистрировать построенный объект капитального строительства в обычном административном порядке, что в свою очередь свидетельствует о чрезмерности соблюдения уполномоченным органом формальных требований, не могут быть признаны законными и обоснованными, поэтому подлежат отмене.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с административным делом, вправе отменить либо изменить судебный акт суда первой и апелляционной инстанции и принять новый судебный акт, не передавая административное дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права.
Поскольку судебными инстанциями допущены такого рода нарушения, судебная коллегия кассационного суда считает возможным, не передавая административное дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных Павловым Н.Н. и Павловой Л.В. требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ отменить, принять по делу новое решение.
Административное исковое заявление Павлова Н.Н. и Павловой Л.В. удовлетворить, признать незаконным решение Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в предоставлении разрешения на строительство объекта капитального строительства "Магазин по "адрес"" на земельном участке с кадастровым номером N.
Обязать Департамент градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска повторно рассмотреть заявление Павлова Н.Н. и Павловой Л.В. от ДД.ММ.ГГГГ N о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства "Магазин по "адрес"" на земельном участке с кадастровым номером N в установленные законодательством порядке и сроки.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта суда первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.