Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Ровенко П.А, Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Антонова Л.А. на решение Усть-Янского районного суда Республики Саха (Якутия) от 24 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 14 июля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Антонова Л.А. к Сходу граждан муниципального образования "Быягнырский наслег" Аллайховского района (улуса) Республики Саха (Якутия), комиссии по организации проведения схода граждан по избранию главы муниципального образования "Быягнырский наслег" Аллайховского района (улуса) Республики Саха (Якутия) о признании решения о результатах выборов главы муниципального образования незаконным.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Царевой М.Г, полагавшей, что оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и апелляционного определения не имеется, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Усть-Янского районного суда Республики Саха (Якутия) от 24 мая 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 14 июля 2021 года, отказано в удовлетворении административных исковых требований Антоновой Л.А. к Сходу граждан муниципального образования "Быягнырский наслег" Аллайховского района (улуса) Республики Саха (Якутия) (далее - Сход граждан), комиссии по организации проведения схода граждан по избранию главы муниципального образования "Быягнырский наслег" Аллайховского района (улуса) Республики Саха (Якутия) о признании незаконным и отмене решения Схода граждан от 13 сентября 2020 года N 04-05, которым в должности главы муниципального образования "Быягнырский наслег" Аллайховского района (улуса) Республики Саха (Якутия) (далее - Глава МО "Быягнырский наслег") утверждена Большакова А.И.
11 октября 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Антоновой Л.А, которая являлась кандидатом на должность главы муниципального образования "Быягнырский наслег", поданная ею 30 сентября 2021 года через Усть-Янский районный суд Республики Саха (Якутия), в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения в связи с несоответствием выводов, изложенных в судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильным применением норм материального права.
Участвующие в деле лица, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Усть-Янского районного суда Республики Саха (Якутия) от 24 мая 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 14 июля 2021 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Согласно части 15 статьи 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) её уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) под "выборным должностным лицом местного самоуправления" понимается должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, либо на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделённое собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Из содержания части 1 статьи 25 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ следует, что в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан; в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, более 100 и не более 300 человек для решения вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования может проводиться сход граждан; сход граждан правомочен при участии в нём более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом.
Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования (часть 2 статьи 25 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Уставом муниципального образования "Быягнырский наслег" Аллайховского района (улуса) Республики Саха (Якутия), принятого решением Схода граждан от 13 марта 2015 года N 3 (далее - Устав), определено, что Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования и правомочен при участии в нём более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом (часть 1 статьи 10 Устава); Глава МО "Быягнырский наслег" - высшее должностное лицо сельского поселения избирается на Сходе граждан в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ (части 1 и 3 статьи 25 Устава).
По общему правилу, приведённому в пункте 4 статьи 17 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ), основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке, участке референдума является факт нахождения места его жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - факт пребывания (временного пребывания, нахождения) гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права, права на участие в референдуме). Факт нахождения места жительства либо пребывания (временного пребывания) гражданина на территории определённого избирательного участка, участка референдума устанавливается органами регистрационного учёта граждан Российской Федерации по месту жительства и по месту пребывания в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, иным законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами.
Согласно части 1 статьи 12 Закона Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2016 года 1668-З N 887-V "Об избрании главы муниципального образования на сходе граждан в Республике Саха (Якутия)" (далее - Закон Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2016 года 1668-З N 887-V) счётная комиссия регистрирует и составляет список граждан, присутствующих на сходе, на основании списка граждан, обладающих избирательным правом, постоянно или преимущественно проживающих на территории муниципального образования, представленного местной администрацией.
Голосование по избранию главы муниципального образования осуществляется путём тайного голосования; бюллетени для тайного голосования выдаются членами счётной комиссии в соответствии со списком граждан, присутствующих на сходе, по предъявлению ими паспорта или документа, заменяющего паспорт, одному гражданину выдается один бюллетень; каждый гражданин голосует лично, голосование за другого гражданина не допускается; кандидат, набравший большинство голосов граждан, участвующих в сходе граждан, считается избранным на должность главы муниципального образования; председатель счётной комиссии публично оглашает результаты подсчета голосов с указанием количества проголосовавших за каждого кандидата; по итогам голосования сход граждан на основании протокола счётной комиссии принимает решение об избрании на должность главы муниципального образования (части 6, 9, 10, 17, 18, 19 статьи 12 Закона Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2016 года 1668-З N 887-V).
Как следует из материалов настоящего административного дела, решением Схода граждан от 24 июня 2020 года N 03-01 на 13 сентября 2020 года в 12 часов 00 минут по местному времени назначен Сход граждан для избрания Главы МО "Быягнырский наслег" тайным голосованием. Местом проведения Схода граждан определено здание муниципального казённого учреждения культуры "Этно-культурный центр "Быян".
Также 24 июня 2020 года Сходом граждан приняты решения N 03-02 "Об утверждении состава комиссии по организации проведения Схода граждан на избрание Главы МО "Быягнырский наслег", N 03-03 "Об утверждении счётной комиссии по организации проведения Схода граждан на избрание Главы МО "Быягнырский наслег", N 03-05 "Об утверждении порядка избрания Главы МО "Быягнырский наслег".
Решениями комиссии по организации проведения Схода граждан от 18 августа 2020 года (протоколы заседаний NN 2 и 3) в качестве кандидатов на должность Главы МО "Быягнырский наслег" зарегистрированы Большакова А.И. и Антонова Л.А.
Согласно списку избирателей МО "Быягнырский наслег", утверждённому Главой МО "Быягнырский наслег" 1 июня 2020 года, в него были включены 69 граждан, обладающих активным избирательным правом и зарегистрированных по месту жительства в селе Нычалах Аллайховского района (улуса) Республики Саха (Якутия), а также 11 граждан, обладающих активным избирательным правом и преимущественно проживающих в селе Нычалах Аллайховского района (улуса) Республики Саха (Якутия).
Из содержания протокола счётной комиссии об итогах тайного голосования Схода граждан на выборах Главы МО "Быягнырский наслег" от 13 сентября 2020 года и списка выданных для голосования бюллетеней следует, что всего в голосовании приняло участие 66 человек, из 80, внесённых в список избирателей, действительными признаны все 66 бюллетеней, выданных избирателям. Голоса избирателей, поданных за каждого кандидата, распределились следующим образом: за Антонову Л.А. проголосовал 31 избиратель; за Большакову А.И. - 35.
По итогам голосования на основании протокола счётной комиссии Сходом граждан 13 сентября 2020 года принято решение N 04-05, которым утверждено избрание Большаковой А.И. на должность Главы МО "Быягнырский наслег".
Обращаясь в суд с административным иском об отмене решения Схода граждан от 13 сентября 2020 года N 04-05 Антонова Л.А. указывала, что, по её мнению, включение в списки избирателей 11 граждан, не имеющих регистрации по месту жительства в с. Нычалах Аллайховского района (улуса) Республики Саха (Якутия), являлось незаконным, в связи с чем итоги голосования должны быть признаны недействительными.
Отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований, Усть-Янский районный суд Республики Саха (Якутия) и судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Саха (Якутия), проанализировав положения Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, Закона Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2016 года 1668-З N 887-V, Устава, оценив имеющиеся в деле доказательства, пришли к выводу, что правом на участие в Сходе граждан имеют граждане, обладающие активным избирательным правом, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования "Быягнырский наслег" Аллайховского района (улуса) Республики Саха (Якутия), а также включённые в список избирателей, представленный местной администрацией счётной комиссии. В данном случае такие требования действующего законодательства были соблюдены, тогда как указаний на необходимость обязательной регистрации по месту жительства для участия в Сходе граждан ни Закон Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2016 года 1668-З N 887-V, ни Устав не содержат.
Дополнительно суды указали на пропуск административным истцом десятидневного срока на обжалование решения об итогах голосования, который предусмотрен частью 2 статьи 240 КАС РФ, поскольку административное исковое заявление Антоновой Л.А. было подано в Усть-Янский районный суд Республики Саха (Якутия) только 13 ноября 2020 года.
Оснований не согласиться с приведёнными выводами судов первой и апелляционной инстанций, касающимися обоснованности включения местной администрацией в списки избирателей граждан, обладающих активным избирательным правом, а также постоянно или преимущественно проживающих на территории муниципального образования, у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку такие выводы согласуются с приведёнными положениями пункта 4 статьи 17 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и части 1 статьи 12 Закона Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2016 года 1668-З N 887-V.
Доводы кассационной жалобы заявлялись административным истцом при рассмотрении дела, они были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и им была дана надлежащая правовая оценка в обжалуемых судебных актах. В свою очередь, несогласие с такой оценкой само по себе не может повлечь отмену либо изменение правильных по существу решения и апелляционного определения. В силу части 3 статьи 329 КАС РФ суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия по переоценке установленных судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участвующими в деле лицами доказательств.
Поскольку доводы кассационной жалобы не содержат данных о несоответствии выводов, изложенных в обжалуемых решении и апелляционном определении, обстоятельствам административного дела, о неправильном применении нижестоящими судами норм материального права, о нарушении или неправильном применении норм процессуального права, повлиявших на исход административного дела, оснований для удовлетворения кассационной жалобы Антоновой Л.А. не имеется.
Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Усть-Янского районного суда Республики Саха (Якутия) от 24 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 14 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Антонова Л.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.