Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Ровенко П.А, Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Благовещенска на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 2 сентября 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора города Благовещенска к администрации города Благовещенска о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав возражения на доводы кассационной жалобы прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Потаповой Е.Н, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Благовещенского городского суда Амурской области от 1 февраля 2021 года отказано в удовлетворении административного искового заявления прокурора города Благовещенска, поданного в интересах неопределённого круга лиц, к администрации города Благовещенска (далее - Администрация) о возложении обязанности обратиться в суд с требованием о признании права собственности на бесхозяйное имущество - канализацию хозфекальную, протяженностью 606, 1 м, расположенную по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, ул. Загородная, д. 177.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 2 сентября 2021 года решение Благовещенского городского суда Амурской области от 1 февраля 2021 года отменено; по делу принято принято новое решение, которым на Администрацию возложена обязанность в срок до 2 декабря 2021 года совершить действия, направленные на принятие в муниципальную собственность канализации хозфекальной, протяженностью 606, 1 м, расположенной по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, ул. Загородная, д. 177, а также сообщить об исполнении данного судебного решения в суд и административному истцу в течение трёх месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
11 октября 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Администрации, поданная 30 сентября 2021 года через Благовещенский городской суд Амурской области, в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения в связи с несоответствием выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильным применением судом апелляционной инстанции норм материального права, а также об оставлении в силе решения суда первой инстанции.
Представители Администрации, акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" (далее - АО "ДГК"), комитета по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска (далее - КУИ МО г. Благовещенска), управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 2 сентября 2021 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Согласно положениям частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В соответствии со статьёй 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учёт орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим её собственником, либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) определено, что к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо-, водоснабжения населения, водоснабжения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
Из содержания пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" следует, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов отнесена организация водоснабжения населения, в том числе, принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Частью 1 статьи 31 Устава муниципального образования города Благовещенска, принятого решением Думы города Благовещенска от 26 мая 2005 года N 62/89, установлено, что Администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделённым Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения.
Как следует из материалов настоящего административного дела, 1 октября 2018 года АО "ДГК" на основании статьи 236 Гражданского кодекса Российской Федерации отказалось от права собственности на ряд объектов, включая канализацию хозфекальную с кадастровым номером 28:01:030007:873, протяженностью 606, 1 м, расположенную по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, ул. Загородная, д. 177.
10 октября 2018 года на основании заявления КУИ МО г. Благовещенска от 8 октября 2018 года Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области внесло в Единый государственный реестр недвижимости запись о принятии на учёт объекта недвижимости с кадастровым номером 28:01:030007:873 в качестве бесхозяйного объекта (номер записи о принятии на учёт 28:01:030007:873-28/001/2018-1У).
С момента постановки указанной выше канализации хозфекальной на учёт в качестве бесхозяйного объекта Администрацией не принималось мер по признанию на данное сооружение права муниципальной собственности.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления прокурора, поданного в интересах неопределённого круга лиц, Благовещенский городской суд Амурской области указал в решении, что, исходя из содержания статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, обращение в суд с требованиями о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь является правом, а не обязанностью органа местного самоуправления, следовательно, реализация данного права зависит от усмотрения Администрации и она не может быть вменена в обязанность административного ответчика.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение об удовлетворении заявленных прокурором административных исковых требований, судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда, проанализировав положения Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, установив, что бесхозяйный объект системы водоотведения с кадастровым номером 28601:030007:873, расположенный в границах городского округа, Администрацией не передавался на содержание специализированных организаций коммунального хозяйства, однако без необходимого обслуживания до настоящего момента используется для отвода хозяйственно-бытовых и промышленных стоков, работая с подтоплениями, учитывая, что к вопросам местного значения городского округа, помимо прочего, отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа (пункт 8 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ), пришла к выводу о наличии правовых оснований для возложения на административного ответчика обязанности в срок до 2 декабря 2021 года совершить действия, направленные на принятие в муниципальную собственность соответствующего бесхозяйного объекта.
Оснований не согласиться с приведённой позицией судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда, положенной в основу апелляционного определения, у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку она основана на верном применении норм материального и процессуального права, на правильном установлении юридически значимых обстоятельств по делу, а также на надлежащей оценке имеющихся в деле доказательств, произведённой по правилам статьи 84 КАС РФ.
Довод кассационной жалобы о том, что у Администрации отсутствует обязанность принять бесхозяйный объект системы водоотведения с кадастровым номером 28601:030007:873 в муниципальную собственность в связи с тем, что он обслуживает нежилые административные здания, а не жилые дома либо объекты социальной инфраструктуры, судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняется, поскольку в данном случае нахождение спорной канализации хозфекальной в пределах территориальных границ городского округа влечёт обязанность для органа местного самоуправления по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учёт обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на указанный объект. В силу действующего законодательства Администрация как орган местного самоуправления, на котором лежит обязанность по организации надлежащего водоотведения в границах городского округа, по принятию мер, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, обязан выявлять бесхозяйные объекты системы водоотведения, принимать их на учёт и, после истечения установленного законом срока, принимать меры к признанию права муниципальной собственности на такие объекты.
Кассационная жалоба не содержит указаний на несоответствие выводов суда апелляционной инстанции обстоятельствам дела, на нарушения норм материального или процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта; по существу доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию административного ответчика с выводами судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда, изложенным в обжалуемом судебном акте, однако такое несогласие в силу положений статьи 328 КАС РФ само по себе не может являться основанием для отмены или изменения верного апелляционного определения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 2 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Благовещенска - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.