Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Ровенко П.А, Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного казённого учреждения Республики Саха (Якутия) "Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)" на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 19 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 21 июля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Кривошапкиной А.С, действующей в интересах себя и своих несовершеннолетних детей ФИО2 и ФИО3, к Окружной администрации города Якутска, муниципальному казённому учреждению "Департамент жилищных отношений" городского округа "город Якутск", государственному казённому учреждению Республики Саха (Якутия) "Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)" о признании решений и бездействия незаконными и о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 19 апреля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 21 июля 2021 года, удовлетворено административное исковое заявление Кривошапкиной А.С, действующей в интересах себя и своих несовершеннолетних детей ФИО2 и ФИО3, к Окружной администрации города Якутска (далее - Администрация), муниципальному казённому учреждению "Департамент жилищных отношений" городского округа "город Якутск" (далее - МКУ "ДЖО г. Якутска"), государственному казённому учреждению Республики Саха (Якутия) "Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)" (далее - ГКУ "ДЖС Республики Саха (Якутия)"): признан незаконным отказ и бездействие Администрации и ГКУ "ДЖС Республики Саха (Якутия)" в подписании соглашения с Кривошапкиной А.С. о предоставлении возмещения за изымаемое жилое помещение, расположенное по адресу: Республика Саха (Якутия), "адрес"; на Администрацию и ГКУ "ДЖС Республики Саха (Якутия)" возложена обязанность заключить с административным истцом соглашение о предоставлении возмещения за указанное выше изымаемое жилое помещение по рыночной стоимости на момент подписания соглашения.
11 октября 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ГКУ "ДЖС Республики Саха (Якутия)", поданная 1 октября 2021 года через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия), в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения в связи с несоответствием выводов судов обстоятельствам дела, допущенным судами неправильным применением норм материального права, а также о принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Участвующие в деле лица, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 19 апреля 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 21 июля 2021 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления в области жилищных отношений обладают полномочиями по признанию в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации; в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания (часть 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Основания и порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания определены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 (далее - Положение).
Пункт 7 Положения предусматривает, что оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в Положении требованиям. Решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).
Согласно пункту 49 Положения на основании полученного заключения межведомственной комиссии соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издаёт распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
В силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи Жилищного кодекса Российской Федерации.
По общему правилу, при определении размера возмещения за изымаемое для муниципальных нужд жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учётом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причинённые собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несёт в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду (часть 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов административного дела, распоряжением Администрации от 12 ноября 2014 года N 1972р многоквартирный дом, расположенный по адресу: "адрес" (Якутия), "адрес", признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 27 марта 2019 года N 50 утверждена республиканская адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы", в которую включён указанный выше признанный аварийным многоквартирный дом.
В общей долевой собственности Кривошапкиной А.С, а также её несовершеннолетних детей ФИО2 и ФИО3 (по 1/3 доли в праве) находится жилое помещение - квартира с кадастровым номером N, площадью 27, 6 кв. м, расположенная по адресу "адрес", о чём в Едином государственном реестре недвижимости 28 сентября 2017 года сделаны регистрационные записи N N, N
11 марта 2019 года МКУ "ДЖО г. Якутска" предъявило в порядке части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации требование к собственникам "адрес" о сносе многоквартирного дома в разумный срок совместно с другими собственниками жилых помещений.
27 июня 2019 года заместителем Главы городского округа "Город Якутск" издано распоряжение Nзр "Об изъятии земельных участков для муниципальных нужд, на которых расположены аварийные жилые дома для муниципальных нужд", согласно которому земельный участок с кадастровым номером N, сформированный под многоквартирным жилым домом N по "адрес", а также "адрес", расположенная в данном многоквартирном доме, подлежат изъятию для муниципальных нужд.
Администрация направила в адрес Кривошапкиной А.С, ФИО2 и ФИО3 проект соглашения о предоставлении возмещения за изымаемое жилое помещений в размере его рыночной стоимости - 1 721 000 рублей, который был согласован Кривошапкиной А.С. ДД.ММ.ГГГГ.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ N за подписью директора МКУ "ДЖО "адрес"" ФИО6 административные истцы были уведомлены о том, что проект указанного соглашения направлен на подписание в ГКУ "ДЖС Республики Саха (Якутия)", однако позже Кривошапкиной А.С. МКУ "ДЖО г. Якутска" (письмо от 21 января 2021 года N 430) и ГКУ "ДЖС Республики Саха (Якутия)" (письмо от 29 января 2021 года N) сообщили, что, поскольку право общей долевой собственности на квартиру возникло у административных истцов после признания соответствующего многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, они вправе получить за изымаемое для муниципальных нужд жилое помещение денежное возмещение, размер которого должен определяться по правилам части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть размер такого возмещения не может превышать стоимости приобретения административными истцами жилого помещения.
Признавая данный отказ и бездействие административных ответчиков, выразившееся в неподписании с административными истцами соглашения о предоставлении возмещения за изымаемое для муниципальных нужд жилое помещение по его рыночной стоимости, незаконными, Якутский городской суд Республики Саха (Якутия), с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия), указал в решении, что Кривошапкина А.С, ФИО2 и ФИО3 имеют право на получение взамен изымаемого аварийного и подлежащего сносу жилья компенсации его рыночной стоимости, поскольку положения части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, на которые имеется ссылка в обжалуемых ответах, в данном случае неприменимы в связи с тем, что право административных истцов на выкуп изымаемого для муниципальных нужд жилого помещения возникло ранее введения в действие части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. Само право административных истцов на получение возмещения взамен аварийного и подлежащего сносу жилого помещения подлежит реализации с 27 марта 2019 года, то есть с момента утверждения постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) N 50 республиканской программы "Переселение граждан из аварийного жилого фонда в 2019-2025 годы".
Соответствующие выводы судов первой и апелляционной инстанций признаются судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции верными, поскольку они основаны на правильном применении положений части 1 статьи 6, частей 1, 8, 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", учитывают разъяснения, приведённые в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", а также согласуются с правовыми позициями Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в пункте 8 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019), утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24 апреля 2019 года.
Нижестоящие суды обоснованно указали, что к возникшему административному спору между Кривошапкиной А.С, ФИО2 и ФИО3, которые подлежат переселению из аварийного жилого фонда, и административными ответчиками положения части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации не применимы в связи с отсутствием прямого указания на обратную силу данной нормы во включившем её в Жилищный кодекс Российской Федерации Федеральном законе от 27 декабря 2019 года N 473-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", который вступил в силу с 28 декабря 2019 года.
Доводы кассационной жалобы по существу воспроизводят позицию административного ответчика о том, что в данном случае положения части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации подлежат применению и размер возмещения за изымаемое для муниципальных нужд жилое помещение не может превышать стоимости приобретения административными истцами жилого помещения в признанном аварийным многоквартирном доме, однако эти доводы основаны на неверном субъективном толковании норм материального права, им уже была дана надлежащая правовая оценка в обжалуемых судебных актах, несогласие с которой не может повлечь отмену или изменение правильных решения и апелляционного определения.
Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела судами были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые могут повлечь отмену обжалуемых судебных постановлений, не допущено. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения суда первой инстанции и апелляционного определения, по делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 19 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 21 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу государственного казённого учреждения Республики Саха (Якутия) "Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)" - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.