Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Соловьевой О.В, судей Аноприенко К.В, Хребтовой Н.Л, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Романцовой Ирины Викторовны к ФГАУ "Центральное управление жилищно-коммунальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГАУ "Росжилкомплекс"), войсковой части N о признании права на обеспечение жилым помещением путем получения жилищной субсидии, по кассационной жалобе ФГАУ "Росжилкомплекс", на решение Серышевского районного суда Амурской области от 3 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 20 сентября 2021 года, которыми исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Хребтовой Н.Л, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Романцова И.В. обратилась в суд с иском к ФГАУ "Росжилкомплекс", войсковой части N, указывая, что является вдовой военнослужащего Романцова В.И, 1953 года рождения, исключенного из списков офицерского состава войсковой части N Вооруженных Сил СССР 11 января 1999 года в связи с достижением предельного возраста, и умершего 22 сентября 2019 года. Продолжительность военной службы Романцова В.И. составила 26 лет 8 месяцев. 30 октября 2020 года истец обратилась в ФГАУ "Росжилкомплекс" с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма как вдовы умершего военнослужащего, в чем ей было отказано. Основанием отказа послужило то, что до 1 января 2005 года обеспечение жилыми помещениями военнослужащих по избранному месту жительства осуществляли органы местного самоуправления. Также орган военного управления указал на исключение Романцова В.И. из списков личного состава части в 1999 году, то есть 20 лет назад. Истец просила признать за ней как за вдовой военнослужащего право на обеспечение жилым помещением путем получения жилищной субсидии во внеочередном порядке.
Решением Серышевского районного суда Амурской области от 3 июня 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 20 сентября 2021 года, исковые требования Романцовой И.В. удовлетворены. За Романцовой И.В. признано право на обеспечение жилым помещением путем получения жилищной субсидии как за вдовой умершего военнослужащего Романцова В.И. На ФГАУ "Росжилкомплекс" возложена обязанность поставить Романцову И.В. на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением путем получения жилищной субсидии и предоставить жилищную субсидию для приобретения жилого помещения во внеочередном порядке. Ответчик войсковая часть N от ответственности освобожден.
В кассационной жалобе ФГАУ "Росжилкомплекс" просит судебные постановления, состоявшиеся по делу, отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не явились. От ФГАУ "Росжилкомплекс" поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя учреждения.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения судами при рассмотрении дела не допущены.
В соответствии с абз. 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 N года 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона (абз. 3 пункта 1 статьи 15 ФЗ-76).
Согласно абз. 1 пункта 3.1 статьи 24 указанного Федерального закона N 76-ФЗ денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктами 1, 16, 18 и 19 статьи 15 и статьей 15.1 настоящего Федерального закона, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти) предоставляются членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, признанных нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего, членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, независимо от общей продолжительности военной службы, имевших основания для признания нуждающимися в жилых помещениях, установленные статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения, признанных нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) гражданина, уволенного с военной службы.
При этом лицам, указанным в абзацах первом и третьем настоящего пункта, денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в соответствии с настоящим Федеральным законом во внеочередном порядке (абз. 4 статьи 24 ФЗ-76).
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Романцовой И.В, суды исходили из того, что на момент смерти 22 сентября 2019 года ее супруга Романцова В.И, уволенного в 1999 году в запас военнослужащего, имеющего выслугу военной службы более 26 лет, семья не была обеспечена жилым помещением, продолжала проживать в служебном жилом помещении по "адрес" в "адрес", предоставленном умершему на период военной службы. Служебное жилое помещение находится на праве оперативного управления ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России. Романцова И.В. после смерти супруга не имеет права пользования другим жилым помещением, ее жилищные права как члена семьи военнослужащего не реализованы. Суды пришли к выводу о том, что право на жилищное обеспечение Романцова И.В. как вдова военнослужащего имеет за счет органов военного управления путем получения жилищной субсидии во внеочередном порядке. Суды отклонили доводы ФГАУ "Росжилкомплекс" о том, что обязанность по жилищному обеспечению несут органы местного самоуправления и о том, что пропущен разумный срок для обращения за реализацией жилищных прав, указали, что законодателем никакие пресекательные сроки для решения указанных вопросов не установлены, а функции по обеспечению жилой площадью нуждающихся военнослужащих в настоящее время возложены на структурные подразделения органа Минобороны России, в данном случае ФГАУ "Росжилкомплекс".
Выводы судов являются законными и обоснованными, соответствуют правильно примененным нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
В кассационной жалобе ФГАУ "Росжилкомплекс" ссылается на то, что военнослужащий Романцов В.И. после увольнения с военной службы своевременно не встал на учет нуждающихся в обеспечении жильем по избранному месту жительства в органах местного самоуправления, умер через 20 лет, и только после этого его супруга обратилась за реализацией жилищных прав.
Данные доводы были предметом оценки судов первой и апелляционной инстанции и отклонены за необоснованностью, поскольку не свидетельствуют о наличии правовых оснований для прекращения права Романцовой И.В. на жилищное обеспечение как вдовы военнослужащего, имеющего общую продолжительность военной службы более 10 лет, и не обеспеченного жилым помещением.
Доводы кассационной жалобы о том, что в 1999 году принятие на учет уволенных в запас военнослужащих по избранному месту жительства осуществляли органы местного самоуправления, а обеспечение жилыми помещениями по линии Министерства обороны России за счет федерального бюджета производится только военнослужащих, увольняемых после 1 января 2005 года, не могут повлечь отмену судебных постановлений.
В настоящее время обеспечение жилыми помещениями по линии Министерства обороны России и предоставление жилищной субсидии осуществляют органы военного управления в лице соответствующих органов ответчика, в связи с чем обязанность по постановке на учет судами правильно возложена на ФГАУ "Росжилкомплекс".
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Серышевского районного суда Амурской области от 3 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 20 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФГАУ "Росжилкомплекс" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.