Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Саломатиной Л.А, судей Хребтовой Н.Л, Власенко И.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кожухова Евгения Романовича к ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) о возложении обязанности произвести перерасчет и индексацию пенсии, по кассационной жалобе Кожухова Е.Р, на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 21 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 28 июля 2021 года, которыми исковые требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Хребтовой Н.Л, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кожухов Е.Р. обратился в суд с иском к ГУ ОПФР по Республике Саха (Якутия), указывая, что является получателем трудовой пенсии по старости с 31 октября 2010 года. Его страховой стаж составляет 35 лет 03 месяца 26 дней, стаж работы в районах Крайнего Севера - 17 лет 03 месяца. Заработная плата учтена за период 2001 года, соотношение составило 6, 621 и должно быть ограничено коэффициентом 1, 7 по Верхоянскому району пос. Батагай Республики Якутия. Полагает, что ответчиком неправильно произведен расчет страховой пенсии, размер которой должен составлять 10 157 рублей 97 копеек, сумма валоризации - 2 633 рубля 05 копеек, фиксированная выплата к пенсии с индексацией - 12 791 рубль 02 копейки. Считает, что при оценке его пенсионных прав на 1 января 2002 года должно применяться повышенное соотношение заработка, так как подтверждается пребывание истца в районах Крайнего Севера и трудовая деятельность практически без перерыва в районах Крайнего Севера с 30 апреля 1992 года по 31 декабря 2009 года. Отказ в перерасчете базовой части пенсии с коэффициентом 1, 7 РКС нарушает права истца. Истец является руководителем общественной организации ЯРОД "Очаг", где заработную плату не получает. В КПКГ "СоцИнициатива Кредит-Якутск" является председателем ликвидационной комиссии и также не получал заработную плату с 1 июля 2020 года по 31 сентября 2021 года. При этом вынужден подавать от имени указанных организаций отчеты по форме СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования. Просит обязать ответчика произвести выплату пенсии с индексацией как неработающему пенсионеру за период с 1 июля 2020 года по 30 сентября 2020 года.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 21 мая 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 28 июля 2021 года, Кожухову Е.Р. отказано в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе Кожухов Е.Р. просит судебные постановления, состоявшиеся по делу, отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
От ГУ - ОПФР по Республике Саха (Якутия) поступили возражения с просьбой оставить судебные постановления без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не явились, об отложении рассмотрения дела не просили.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения судами при рассмотрении дела не допущены.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии определяется по формуле как произведение утвержденной Правительством Российской Федерации для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий среднемесячной заработной платы в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года (СЗП), стажевого коэффициента работника (СК) и отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП).
В абзаце 10 пункта 3 статьи 30 указанного Закона установлено, что отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в размере не свыше 1, 2.
Право на отношение заработков в повышенном размере предоставлено лицам, проживавшим по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 данного Закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате. В то числе, не свыше 1, 7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1, 5 до 1, 8.
Постановлением Минтруда Российской Федерации от 22 апреля 2003 года N 22 утверждено разъяснение "О порядке применения пункта 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в части определения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей", в пункте 1 которого установлено, что повышенное отношение заработков применяется:
для лиц, проживающих по состоянию на 1 января 2002 г. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
для лиц независимо от места их жительства - мужчин, достигших возраста 55 лет, и женщин, достигших возраста 50 лет, - если они по состоянию на 1 января 2002 г. проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют на указанную дату страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Частью 3 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности.
Согласно части 4 статьи 26.1 указанного Федерального закона уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" предусмотрено, что страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Разрешая спор и отказывая Кожухову Е.Р. в удовлетворении исковых требований о перерасчете пенсии и индексации, суды руководствовались указанными требованиями закона и разъяснениями по его применению и исходили из того, что расчет пенсии произведен истцу правильно. Страховой стаж истца для определения права на пенсию в календарном исчислении составляет 35 лет 03 месяца 26 дней, стаж в районах Крайнего Севера календарно - 17 лет 08 месяцев, стаж для конвертации прав календарно - 27 лет 03 месяца 25 дней, стаж в районах Крайнего Севера до 1 января 2002 года календарно - 9 лет 07 месяцев 29 дней. Заработная плата учтена за периоды 2000 - 2001 годы, отношение составило 6, 621, ограничено коэффициентом 1, 4 по городу Якутску. Размер страховой части определен по формуле в соответствии с пунктом 5 статьи 14 Федерального закона N 173-ФЗ, включая оценку пенсионных прав застрахованного лица по состоянию на 1 января 2002 года путем их преобразования в расчетный пенсионный капитал (ПК) и расчетный размер трудовой пенсии (РП), и составляет 7 675 рублей 48 копеек. На основании Федерального закона N 213-ФЗ от 24 июля 2009 года с 1 января 2010 года произведена валоризация, то есть повышение денежной оценки пенсионных прав, приобретенных гражданами до 1 января 1991 года, всем пенсионерам, имеющим трудовой стаж до 1 января 2002 года повышен пенсионный капитал на 10%. Кроме того, лица, имеющие стаж до указанной даты, получили повышение на 1% за каждый полный год трудового стажа до указанной даты. При этом стаж истца до 1 января 1991 года составил 16 лет 03 месяца 28 дней, с учетом 10% стажевый коэффициент для расчета валоризации 26%. Размер пенсии истца с 1 января 2021 года составляет 21 508 рублей 72 копейки, включая фиксированную выплату 6 575 рублей 39 копеек, страховую пенсию 13 496 рублей 20 копеек, сумму валоризации 1 437 рублей 13 копеек.
Отказывая истцу в требованиях об индексации пенсии, суды установили, что на истца в пенсионный фонд поступают сведения работодателя по форме СЗВ-М как на работающее лицо. Для перерасчета пенсии с учетом индексации как пенсионеру, прекратившему работу, должен быть подтвержден факт прекращения работы истца в КБК "СоцИнициатива Кредит-Якутия", однако такие доказательства суду не представлены.
Выводы судов являются законными и обоснованными, соответствуют правильно примененным нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
В кассационной жалобе Кожухов Е.Р. выражает несогласие с расчетом размера пенсии исходя из времени его проживания и стажа работы в районах Крайнего Севера.
Доводы заявителя основаны на неправильном толковании норм пенсионного законодательства, в связи с чем не являются основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке.
Доводы заявителя о том, что он является народным депутатом Государственного Собрания (Ил Тумэн), не получает заработную плату, руководит некоммерческой общественной организацией "Якутское региональное общественное движение в сфере защиты жилья граждан" (ЯРОД "Очаг") без начисления заработной платы, а также является председателем ликвидационной комиссии КПКГ "СоцИнициатива Кредит-Якутск", где также не получает заработную плату, учитывались судами и обоснованно отклонены как не подтвержденные юридически.
В соответствии с действующим законодательством факт осуществления пенсионером работы устанавливается пенсионным органом на основании поступающих от работодателя сведений индивидуального (персонифицированного) учета о том, что такой гражданин является работающим застрахованным лицом.
Истцом данные сведения в суде не опровергнуты, доказательства прекращения работы не представлены.
Фактическое не начисление работающему пенсионеру заработной платы не является правовым основанием для индексации такому пенсионеру пенсии как лицу, прекратившему работу.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 21 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 28 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кожухова Е.Р. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.