Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Украинской Т.И, судей Хребтовой Н.Л, Старовойт Р.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сидорова Николая Петровича к ГУ УПФ в городе Большой Камень Приморского края о перерасчете размера пенсии, по кассационной жалобе Сидорова Н.П, на решение Шкотовского районного суда Приморского края от 8 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 24 августа 2021 года, которыми исковые требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Хребтовой Н.Л, выслушав объяснение Сидорова Н.П, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сидоров Н.П. обратился в суд с иском к ГУ УПФ в городе Большой Камень Приморского края о перерасчете размера пенсии, указывая, что с 1 января 2008 года ему досрочно назначена страховая пенсия по старости в размере 3 781 рубль 65 копеек. При назначении пенсии учтен стаж работы до 1 января 2002 года - 29 лет 04 месяца 13 дней. Однако на день обращения за назначением пенсии 6 декабря 2007 года его трудовой стаж с 5 мая 1971 года по 6 декабря 2007 года составлял 34 года 09 месяцев 24 дня. Считает, что ему неправильно применен стажевый коэффициент, поскольку не включен для расчета пенсии трудовой стаж за период с 1 января 2002 года по 1 января 2008 года, расчет среднемесячного заработка, по мнению истца, должен производиться за последние 60 месяцев перед назначением пенсии. Просит произвести перерасчет размера пенсии за период с 2008 года по день вступления решения суда в законную силу, исходя из фактически полученной в 2002 - 2007 годах заработной платы с учетом всех индексаций.
Решением Шкотовского районного суда Приморского края от 8 апреля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 24 августа 2021 года, Сидорову Н.П. отказано в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе Сидров Н.П. просит судебные постановления, состоявшиеся по делу, отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции ответчик не явился, об отложении рассмотрения дела не просил.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и выслушав объяснения истца, суд кассационной инстанции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения судами при рассмотрении дела не допущены.
В соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии определяется для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, по формуле: РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами; ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период; СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации; СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0, 20. Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1, 2.
Разрешая спор и отказывая Сидорову Н.П. в удовлетворении исковых требований о перерасчете размера страховой пенсии, суды руководствовались статьями 14, 29.1, 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и исходили из того, что страховой стаж истца на дату обращения за назначением пенсии принят из расчета 34 года 9 месяцев 24 дня. По состоянию на 1 января 2002 года стаж истца для конвертации пенсионных прав составлял 29 лет 4 месяца 13 дней, соответственно стажевый коэффициент равен 0, 59. Нормы пенсионного законодательства при определении истцу размера пенсии не нарушены. Суды отклонили доводы истца о том, что при расчете страховой пенсии величина стажевого коэффициента должна быть определена из общего трудового стажа на день обращения за назначением пенсии, поскольку оценка пенсионных прав застрахованных лиц осуществляется по состоянию на 1 января 2002 года и для расчета размера пенсии в соответствии с нормами пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" стажевый коэффициент для застрахованных лиц повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более 0, 20. Общий трудовой стаж Сидорова Н.П. на 1 января 2002 года составляет 29 лет, стажевый коэффициент - 0, 59. При расчете среднемесячного заработка истца пенсионным органом взят период за 2000 - 2001 годы. Отношение среднемесячного заработка истца к средней месячной заработной плате по стране составило 2, 445, в то же время законом установлено ограничение 1, 2. Соотношение в указанном размере является максимальным и уже учтено при расчете пенсии истца, в связи с чем среднемесячный заработок за указанный истцом период не влияет на размер его страховой пенсии.
Выводы судов являются законными и обоснованными, соответствуют правильно примененным нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
В кассационной жалобе Сидоров Н.П. ссылается на то, что пенсионный орган незаконно не включил для расчета пенсии его трудовой стаж с 1 января 2002 года по 1 января 2008 года, не принял во внимание заработок за последние 60 месяцев перед назначением пенсии, а также не учел специальный стаж.
Данные доводы были предметом оценки судов и отклонены по мотивам, приведенным в судебных постановлениях, которые являются правильными.
Согласно статье 30 Федерального закона N 173-ФЗ для определения расчетного размера трудовой пенсии принимался среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 года по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд до 1 января 2002 года на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
В пенсионном законодательстве Российской Федерации трудовой стаж подразделяется на: страховой стаж, дающий право на трудовую пенсию, общий трудовой стаж, от продолжительности которого зависит размер трудовой пенсии (учитывается по состоянию на 1 января 2002 года), и стаж на соответствующих видах работ, дающий право на назначение досрочно трудовой пенсии по старости.
Периоды работы после 1 января 2002 года не засчитываются в общий трудовой стаж для расчета пенсии, а включаются только в страховой стаж.
С 1 января 2002 года для определения размера пенсии учитываются суммы страховых взносов, перечисленных работодателем из фонда оплаты труда работающего лица на его лицевой счет в Пенсионный фонд Российской Федерации (с 1 января 2015 года база для определения ИПК).
Доводы кассационной жалобы Сидорова Н.П. о том, что судом не исследована законность и обоснованность начисления пенсии по правилам, действовавшим до 1 января 2002 года, и с января 2002 года по день назначения с учетом перечисления работодателем страховых взносов, не могут повлечь отмену судебных постановлений, поскольку суд проверил законность действий пенсионного органа и нарушений при назначении истцу пенсии с 1 января 2008 года и ее размера не установил.
Данные выводы суда соответствуют требованиям действующего пенсионного законодательства.
Заслуживающих внимание доводов о неправильном применении пенсионного законодательства при конвертации трудовых прав кассационная жалоба истца не содержит.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Шкотовского районного суда Приморского края от 8 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 24 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Сидорова Н.П. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.