Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Саломатиной Л.А, судей Хребтовой Н.Л, Власенко И.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никитиной Славяны Вячеславовны к Окружной администрации города Якутска, Отделу опеки и попечительства Окружной администрации города Якутская, Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия), административной комиссии города Якутска по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа об оспаривании решения, по кассационной жалобе Никитиной С.В, на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 11 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 21 апреля 2021 года, которыми исковые требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Хребтовой Н.Л, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Никитина С.В, 11 января 1982 года рождения, обратилась в суд с иском к Окружной администрации города Якутска, Отделу опеки и попечительства Окружной администрации города Якутская, Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия), административной комиссии города Якутска по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа о признании незаконным решения комиссии Окружной администрации города Якутска по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, N 31-41/672 от 17 июня 2020 года, которым она исключена из единого реестра детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, в связи с приобретением ею жилого помещения в собственность. В обоснование требований указала, что решение принято с нарушением закона и ее прав, так как приобретенный ею в совместную собственность с супругом жилой дом является неблагоустроенным, общая площадь составляет 42, 2 кв.м на семью из 5 человек, что является обстоятельством невозможности проживания в жилом помещении, поскольку учетная норма предоставления жилого помещения в городе Якутске установлена в размере 12 кв.м.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 11 февраля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 21 апреля 2021 года, Никитиной С.В. отказано в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе, срок на подачу которой восстановлен определением судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 7 декабря 2021 года, Никитина С.В. просит судебные постановления, состоявшиеся по делу, отменить и принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение.
Министерством труда и социального развития Республики Саха (Якутия) направлены возражения с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя министерства, оставить судебные постановления без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не явились, об отложении рассмотрения дела не просили.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения судами при рассмотрении дела не допущены.
Дополнительные гарантии прав на жилое помещение лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно пункту 1 статьи 8 указанного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно подпункту 2 пункта 3.1 статьи 8 указанного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка в случае утраты ими оснований, предусмотренных настоящей статьей, для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Отказывая Никитиной С.В. в иске о признании незаконным решения комиссии от 17 июня 2020 года об исключении ее из единого реестра детей-сирот и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилым помещением на территории города Якутска, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с пунктом 17 статьи 3 Закона Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2012 года N 1154-3 N 1201-IV (в редакции от 15 июня 2016 года) "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" самостоятельное приобретение жилого помещения лицом, включенным в вышеуказанный реестр, является основанием для исключения такого лица из реестра. Поскольку Никитина С.В. на основании договора купли-продажи от 3 сентября 2019 года приобрела в общую совместную собственность с супругом Мамонтовым В.В. жилой дом, общей площадью 42, 2 кв.м, с земельным участком по "адрес", то утратила основание, по которому была включена в единый реестр детей-сирот и лиц из их числа, нуждающихся в обеспечении жилым помещением.
Суд апелляционной инстанции согласился с решением суда и его правовым обоснованием, дополнительно указал, что в соответствии с федеральным законодательством утрата оснований для предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда также является основанием для исключения сироты из соответствующего списка. При этом невозможность проживания истца в приобретенном жилом помещении по тому основанию, что занимаемая жилая площадь менее учетной нормы, не и имеет в юридического значения, поскольку истец включена в список как лицо, не имеющее жилого помещения (по иному основанию). Невозможность проживания сироты в занимаемом жилом помещении устанавливается в определенном порядке, и такой факт подлежит установлению до включения сироты в указанный реестр.
Суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене судебных постановлений, полагает их законными и обоснованными, соответствующими правильно примененным нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
В кассационной жалобе Никитина С.В. указывает на то, что пункт 17 статьи 3 Закона Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2012 года 1154-3 N 1201-IV"Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", на основании которого она исключена из реестра сирот и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, исключен Законом Республики Саха (Якутия) от 24 декабря 2020 года 2296-3 N 503-V. При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 10 действие Закона распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года.
Данные доводы не могут повлечь отмену судебных постановлений.
Законом Республики Саха (Якутия) от 24 декабря 2020 года 2296-З N 503-VI "О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" статья 3 Закона Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2012 года 1154-3 N 1201-IV (в редакции от 15 июня 2016 года) "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" изложена в новой редакции, в соответствии с которой порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1). Список в Республике Саха (Якутия) формирует исполнительный орган государственной власти Республики Саха (Якутия) в сфере социальной защиты." (часть 2).
Вместе с тем, данное обстоятельство не имеет правового значения, так как возникшие отношения урегулированы Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с которым лица из числа детей-сирот исключаются из списка в случае утраты ими оснований, предусмотренных законом, для жилищного обеспечения указанных лиц (часть 3.1 статьи 8).
Исходя из того, что Никитина С.В. включена в список как лицо, не имеющее жилого помещения, то приобретение жилого помещения означает утрату соответствующего основания и влечет исключение из списка.
Доводы кассационной жалобы о том, что проживание в жилом помещении признается невозможным в случае проживания в жилом помещении, площадь которого менее учетной нормы, и по этому основанию истец сохраняет право на обеспечение жильем как лицо, оставшееся без попечения родителей, основаны на неправильном толковании действующего законодательства.
Из буквального толкования закона следует, что невозможность проживания в жилом помещении имеет юридическое значение для включения лица из числа детей-сирот в соответствующие списки по иному правовому основанию, в связи с чем решение комиссии Окружной администрации города Якутска не противоречит требованиям федерального законодательства.
Доводы кассационной жалобы о нарушении комиссией порядка принятия решения в отношении Никитиной С.В. подлежат отклонению, поскольку такие нарушения судами не установлены и из материалов дела не следуют.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 11 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 21 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Никитиной С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.