Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Саломатиной Л.А.
судей Кравченко А.И, Панфиловой Л.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Гарифулиной Ю.С. на решение Магаданского городского суда от 17.02.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 26.05.2021 по делу по иску Гарифулиной Ю.С. к Сахалинской таможне о признании незаконным приказа, восстановлении на службе, взыскании денежного содержания за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Саломатиной Л.А, объяснения представителя Сахалинской таможни - Фоминой В.В, заключение прокурора отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Потаповой Е.Н, полагавшей необходимым отменить судебные акты,
УСТАНОВИЛА:
истец, обратившись в суд, указала, что с 14.08.2013 проходила службу в таможенных органах Российской Федерации, последняя занимаемая должность - "данные изъяты".
Приказом Сахалинской таможни от 14.12.2020 N 470-К служебный контракт с истцом расторгнут, она освобождена от замещаемой должности гражданской службы и уволена с государственной гражданской службы в таможенных органах Российской Федерации на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации (сокращение должности гражданской службы в государственной органе).
Считает увольнение незаконным, поскольку ответчиком нарушены порядок и процедура увольнения, ей не предложены все вакантные должности, не соблюдено преимущественное право оставления на службе.
Просила признать незаконным приказ Сахалинской таможни от 14.12.2020 N 470-К, восстановить в должности федеральной государственной гражданской службы - "данные изъяты", взыскать денежное содержание за время вынужденного прогула - 70 000 рублей, компенсацию морального вреда - 150 000 рублей.
Решением Магаданского городского суда от 17.02.2021, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 26.05.2021, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе истец просит отменить судебные акты, считая их незаконными, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Истец в судебное заседание суда кассационной инстанции не явилась, извещена надлежаще. В соответствии с ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Проверив оспариваемые судебные акты в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о наличии оснований для их отмены.
Исследовав все представленные доказательства, суды двух инстанций установили, что Гарифулина Ю.С. проходила государственную гражданскую службу в Магаданской таможне с 14.08.2013, в том числе с 20.10. 2015 - в должности "данные изъяты" "данные изъяты", с 31.10.2018 - в должности "данные изъяты".
Приказом ФТС России от 27.03.2020 N 329 "О реорганизации Камчатской, Магаданской и Сахалинской таможен" с 01.10 2020 внесены изменения в штатную численность и фонд оплаты труда таможенных органов Российской Федерации, утвержденные на 2020 год, согласно приложениям N 1 и N 2 к приказу; переподчинены Сахалинской таможне без изменения местонахождения и региона деятельности с 01.10.2020, в том числе, таможенный пост Аэропорт Магадан Магаданской таможни, таможенный пост Морской порт Магадан Магаданской таможни; реорганизованы с 01.10. 2020 Камчатская, Магаданская и Сахалинская таможни путем присоединения Камчатской и Магаданской таможен к Сахалинской таможне.
Согласно пункту 10 названного приказа определено зачислить с 01.10. 2020 для последующего решения вопроса о дальнейшем прохождении службы в таможенных органах Российской Федерации или об увольнении сотрудников Камчатской и Магаданской таможен в распоряжение Сахалинской таможни в установленном порядке.
Все права и обязанности присоединенного юридического лица - Магаданской таможни перешли к Сахалинской таможне (пункт 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 Положения об организационно-штатной работе в таможенных органах Российской Федерации и в учреждениях, находящихся в ведении ФТС России, утвержденного приказом ФТС России от 18.10. 2005 года N 970, организационно-штатные мероприятия представляют собой один из видов управленческой деятельности, направленной на рациональное и эффективное использование штатной численности и финансовых средств, выделяемых таможенным органам для выполнения возложенных на них задач, а также совокупность мероприятий по созданию, реорганизации, ликвидации или изменению структуры таможенного органа либо по сокращению численности или штата таможенного органа, сокращению в таможенном органе должностей гражданской службы.
19.06.2020 Гарифулина Ю.С. получила уведомление от 18.06.2020 N 13-33/3531 о предстоящих организационно-штатных мероприятиях, об исключении должности "данные изъяты", которую она занимает, из штатного расписания Магаданской таможни с 01.10.2020.
В период с 10.10.2017 по 26.02.2018 истец находилась в отпуске по беременности и родам, с 27.02. 2018 по 13.12. 2020 - в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Согласно приказу Сахалинской таможни от 14.12.2020 N 470-к служебный контракт с Гарифулиной Ю.С. расторгнут 14.12.2020, истец освобождена от замещаемой должности гражданской службы референта государственной гражданской службы - "данные изъяты" в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (сокращение должностей государственной службы в государственном органе).
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 31, 37 Федерального закона от 27.07.2004 N79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации", исходил из того, что изменение штатного расписания и сокращение должностей происходило в период отпуска истца по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, продлившегося по 13.12.2020, у работодателя имелась обязанность по сохранению за работником должности на период пребывания в отпуске по уходу за ребенком, поэтому увольнение последовало после выхода истца из названного отпуска 14.12.2020, и отказа от замещения предложенных 01.12.2020 и в день выхода истца из отпуска 14.12. 2020 двух вакантных должностей.
Судами верно указано, что частью 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.07. 1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.
В силу статьи 3 вышеназванного Закона должностными лицами таможенных органов являются граждане, замещающие должности сотрудников в указанных органах, которым присвоены специальные звания, и федеральные государственные гражданские служащие таможенных органов.
В соответствии с положениями статьи 2, 73 Федерального закона "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее также - гражданский служащий), регулируются данным законом.
Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом "О государственной гражданской службе в Российской Федерации".
В силу пункта 8.2 части 1 статьи 37 "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
Согласно части 1 статьи 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом: 1) уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки; 2) уровня его профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего направлению деятельности по данной должности гражданской службы.
О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (часть 2 статьи 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе в Российской Федерации").
Частью 5 статьи 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" предусмотрено, что представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей государственной гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 данного Федерального закона (часть 6 статьи 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе в Российской Федерации").
Занимаемая Гарифулиной Ю.С. должность в Магаданской таможне в Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы отнесена к старшей группе должностей государственной гражданской службы категории "специалисты".
Согласно приказу Сахалинской таможни от 28.07. 2020 N 226 "Об организационно-штатных мероприятиях в Сахалинской таможне", в штатное расписание Сахалинской таможни с 01.10 2020 внесены изменения. Все должности государственной гражданской службы в Магаданской таможне были сокращены, в штатное расписание Сахалинской таможни включены должности государственной гражданской службы, в том числе в подразделении Службы Сахалинской таможни по Магаданской области и Чукотскому автономному округу (г. Магадан) - 11 единиц и таможенном посту Морской порт Магадан - 1 единица, а также других подразделениях Сахалинской таможни в общем количестве 27 единиц.
Проверяя процедуру увольнения истца, и соблюдение гарантий, установленных вышеприведенными нормативными актами, суды исходили из того, что после получения 19.06.2020 уведомления об организационно-штатных мероприятиях и предстоящем сокращении должности, Гарифулина Ю.С. не выразила намерения продолжать работу на иных должностях, в том числе по окончании отпуска по уходу за ребенком. Сохранение истцу должности до выхода из отпуска по уходу за ребенком в соответствии с положениями ст. 261 Трудового кодекса Российской Федерации, предложение ей 01.12.2020 вакантной должности старшего государственного таможенного инспектора Корсаковского таможенного поста, а также 14.12.2020 - дополнительно должности старшего государственного таможенного инспектора отдела телекоммуникаций, связи и системотехнического обеспечения средств вычислительной техники информационно-технической службы, от которых она отказалась, суды сочли соблюдением установленных законом гарантий, признав последовавшее увольнение законным.
При этом суды указали, что поскольку в период сокращения должности истца она пребывала в отпуске по уходу за ребенком, не имелось оснований для обсуждения ее преимущественного права на оставление на работе.
Однако запрет на увольнение по сокращению штата в период пребывания в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста трех лет, и сохранение в соответствии с частью 4 статьи 256 Трудового кодекса Российской Федерации на период отпуска по уходу за ребенком места работы (должности), не исключает обязанности представителя нанимателя государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, в отношении гражданских служащих, замещающих должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе и находящихся в отпуске по уходу за ребенком, обеспечить иные гарантии, предусмотренные вышеприведенной частью 1 статьи 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" и нормами трудового законодательства, в том числе по предложению вакантных должностей, соответствующих квалификации работника, а также вакантных нижестоящих должностей или нижеоплачиваемой работы, а также соблюдение гарантии преимущественного права на оставление на работе.
При этом обязанность работодателя предлагать работнику вакантные должности, отвечающие вышеназванным требованиям, означает, что работнику должны быть предложены все имеющиеся у работодателя в штатном расписании вакантные должности как на день предупреждения работника о предстоящем увольнении по сокращению численности или штата работников, так и образовавшиеся в течение всего периода времени с начала проведения организационно- штатных мероприятий по день увольнения работника включительно.
Таким образом, судами не применены нормы права, подлежащие применению к возникшим правоотношениям, не проверено соблюдение ответчиком преимущественного права оставления истца на работе, с учетом квалификации и опыта работы, не установлены юридически значимые обстоятельства - наличие либо отсутствие вакантных должностей, которые могли быть предложены истцу в течение всей процедуры увольнения, начиная с даты вручения уведомления до дня увольнения, о чем верно указано в кассационной жалобе.
При таких обстоятельствах постановленные судебные акты нельзя признать законными и обоснованными, они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное, разрешить спор в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь ст. 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, определила:
решение Магаданского городского суда от 17.02.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 26.05.2021 - отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Магаданский городской суд.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.