Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Знаменщикова Р.В, судей Захарова Е.И, Войтко С.Н, при секретаре Ермаковой А.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-37/2021 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Чунская котельная" о признании недействующим приказа Службы по тарифам Иркутской области от 14 декабря 2020 года N 380-спр "О внесении изменений в отдельные приказы Службы по тарифам Иркутской области", с апелляционной жалобой административного истца на решение Иркутского областного суда от 28 июля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Войтко С.Н, объяснения представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью "Чунская котельная" Ралько С.В, возражения представителя административного ответчика Службы по тарифам Иркутской области Минеевой В.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мищенко Е.Ю, полагавшей решение не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
общество с ограниченной ответственностью "Чунская котельная" (далее - Общество) обратилось в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим приказа Службы по тарифам Иркутской области от 14 декабря 2020 года N 380-спр "О внесении изменений в отдельные приказы Службы по тарифам Иркутской области", в части не включения затрат по аренде основного оборудования,.
Требования мотивированы тем, что оспариваемым нормативным правовым актом тариф на тепловую энергию на 2021-2022 годы неправомерно занижен, вследствие необоснованного исключения из расчетов затрат на аренду основного оборудования. С целью проведения расчета арендной платы Службой по тарифам должны были быть запрошены у арендодателя сведения о первоначальной и остаточной стоимости основных средств в соответствии с законодательством по бухгалтерскому учету, в формате оборотно-сальдовой ведомости по счету 01 с указанием наименований и инвентарных номеров основных средств, ведомость начисления амортизации основных средств за 2019 год, а также тарифный орган должен был экспертным путем определить экономически обоснованный размер арендной платы. В этой связи административный истец полагал, что осуществляя регулируемую деятельность, понесет убытки в виде неучтенных в тарифе на тепловую энергию на 2021-2022 годы экономически обоснованных расходов.
Решением Иркутского областного суда от 28 июля 2021 года административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы указывает на ошибочность вывода суда об отсутствии на момент формирования тарифного дела N 2020/115-т/э на 2021 год у Службы по тарифам дел по регулированию деятельности Общества, что исключало возможность установить тарифное регулирование расчетным путем. Апеллянт не согласен с выводом суда о том, что им не был предоставлен в Службу по тарифам договор аренды имущества N 1 от 16 мая 2014 года, поскольку наличие данного договора подтверждается письменными и устными пояснениями тарифного органа.
По мнению апеллянта, вывод суда и Службы по тарифам о том, что представленные счет-фактуры не подтверждают факт несения затрат Обществом по аренде основного оборудования, является необоснованным, так как обществом с ограниченной ответственностью "Луч" арендная плата принята в полном объеме.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор, участвующий в деле, Служба по тарифам Иркутской области, обосновывают ее несостоятельность и просят в удовлетворении жалобы отказать.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
На основании статей 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено при указанной явке.
По результатам рассмотрения дела, судебная коллегия по административным делам приходит к следующим выводам.
Государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075, которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), Правила регулирования цен (тарифов) в теплоснабжении (далее - Правила регулирования цен), а также приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года N 760-э "Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения" (далее - Методические указания N 760-э).
В соответствии с частью 1, пунктом 1 части 2 статьи 5, частью 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении установление тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, является полномочием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения.
Служба по тарифам Иркутской области является уполномоченным органом исполнительной власти Иркутской области в сфере тарифного регулирования в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Иркутской области от 07 июня 2012 года N 303-пп "О службе по тарифам Иркутской области" (вместе с "Положением о службе по тарифам Иркутской области").
Как правильно установлено судом первой инстанции, оспариваемый приказ принят уполномоченным органом с соблюдением формы и вида, в установленном порядке опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 15 декабря 2020 года, а также в общественно-политической газете "Областная" 21 декабря 2020 года N 143(2195), по этим основаниям не обжалуется.
Материалами дела подтверждается, что приказами Службы по тарифам Иркутской области от 27 октября 2017 года N 322-спр (в редакции от 19 декабря 2017 года N 473-спр, от 07 ноября 2018 года N 279-спр, от 20 декабря 2018 года N 520-спр, от 31 октября 2019 года N 281-спр, от 20 декабря 2019 года N 436-спр), N 323-спр (в редакции от 07 ноября 2018 года N 279-спр, от 31 октября 2019 года N 281-спр), N 324-спр (в редакции от 19 декабря 2017 года N 473-спр, от 07 ноября 2018 года N 279-спр, от 20 декабря 2018 года N 520-спр, от 31 октября 2019 года N 281-спр, от 20 декабря 2019 года N 436-спр), в отношении ООО "Чунская котельная" установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности и тарифы на тепловую энергию, теплоноситель и горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) на период с 01 января 2018 года по 31 декабря 2022 года.
ООО "Чунская котельная" является ресурсоснабжающей организацией, оказывающей услуги в сфере теплоснабжения на территории Иркутской области по регулируемым тарифам.
В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с Методическими указаниями N 760-э, с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования.
Пунктом 39 Правил регулирования цен предусмотрено, что решение о пересмотре цен (тарифов), проводимом с целью учета корректировок долгосрочных тарифов по основаниям, предусмотренным Основами ценообразования, принимается в соответствии с пунктами 13-35 Правил регулирования.
В соответствии с пунктом 13 Правил регулирования цен регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, представляет в орган регулирования предложение об установлении цен (тарифов) и заявление о выборе метода регулирования тарифов. В случае применения в отношении регулируемой организации метода обеспечения доходности инвестиционного капитала, метода индексации установленных тарифов или метода сравнения аналогов заявление о выборе метода регулирования тарифов представляется в орган регулирования до 1 мая последнего года долгосрочного периода регулирования.
Согласно пункту 14 Правил регулирования цен в случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установлении цен (тарифов) и (или) материалов, предусмотренных настоящими Правилами, орган регулирования открывает дело об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных для установления действующих цен (тарифов), в том числе для этих организаций.
Впервые для ООО "Чунская котельная" были установлены тарифы в сфере теплоснабжения приказом Службы по тарифам Иркутской области от 15 августа 2014 года N 357-спр, в дальнейшем Общество ежегодно представляло заявление об установлении (корректировке) тарифов с приложением к нему необходимого пакета документов до 1 мая текущего года, при этом в 2020 году ООО "Чунская котельная" данную обязанность не исполнило, документы в Службу по тарифам Иркутской области представлены не были.
В этой связи, дело о корректировке долгосрочных тарифов в отношении ООО "Чунская котельная" на 2021 год открыто Службой по тарифам Иркутской области по собственной инициативе.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что на 23 июня 2020 года - момент открытия Службой по тарифам Иркутской области тарифного дела N 2020/115-т/э на 2021 год, тарифные дела в отношении Общества за предыдущие периоды регулирования были изъяты Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Иркутской области в рамках следственных действий, проводимых в отношении ООО "Чунская котельная", и не находились в Службе по тарифам Иркутской области, что исключало возможность установления в отношении Общества тарифного регулирования на 2021 год расчетным путем.
Пунктом 20 Правил регулирования цен определено, что в случае если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнения предложения об установлении цен (тарифов), орган регулирования запрашивает дополнительные сведения, в том числе подтверждающие фактически понесенные регулируемой организацией расходы в предыдущем периоде регулирования, и копии договоров, указанных в подпункте "к" пункта 16 настоящих Правил (в случае представления перечня таких договоров). Срок представления таких сведений определяется органом регулирования, но не может быть менее 7 рабочих дней. Запрос дополнительных сведений не влечет принятия органом регулирования решения об отказе в открытии дела об установлении цен (тарифов), о приостановлении, продлении рассмотрения или прекращении рассмотрения указанного дела.
Реализуя полномочия, установленные пунктом 20 Правил регулирования цен в рамках рассмотрения дела по установлению тарифов на тепловую энергию на 2021 год, Служба по тарифам Иркутской области письмом N 02-79-2640/20 от 03 ноября 2020 года запросила у ООО "Чунская котельная" информацию за 2019 год и на последнюю отчетную дату 2020 года, в том числе: учетную политику предприятия; бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и приложения к бухгалтерскому балансу за 2019 год с отметкой налогового органа о принятии; сводную оборотно-сальдовую ведомость по всем рабочим счетам бухгалтерского учета за 2019 год; оборотно-сальдовую ведомость по всем рабочим счетам бухгалтерского учета в целом за 2019 год; оборотно-сальдовые ведомости по счетам 20 "Основное производство" в разрезе субсчетов по видам оказываемых услуг, 23 "Вспомогательное производство" (в случае наличия), 26 "Общехозяйственные расходы", 90 "Продажи" (в разрезе субсчетов (выручка, себестоимость, НДС и др.) по видам оказываемых услуг, 91 "Прочие доходы и расходы" (в разрезе субсчетов и видов оказываемых услуг), 99 "Прибыли и убытки" (в разрезе видов оказываемых услуг); ведомости учета основных средств с указанием балансовой стоимости, срока полезного использования, суммы начисленной амортизации.
Оборотно-сальдовую ведомость по счетам 01 "Основные средства", 02 "Амортизация", 08 "Капитальные вложения" за 2019 год; оборотно-сальдовую ведомость по счету 10 "Материалы" в разрезе субсчетов (материалы, топливо, ГСМ и т.д.) в количественно-суммовом учете помесячно и в целом за 2019 год договоры на поставку топлива, выставленные счета-фактуры (товарные накладные, универсальные передаточные документы), сертификаты (удостоверения) качества поставляемого топлива; договоры с подрядными организациями на выполнение услуг по обслуживанию и ремонту (текущему и капитальному) объектов теплоснабжения, принятые счета-фактуры, акты выполненных работ за 2019 год (с приложением сводного реестра); договоры аренды, принятые счета-фактуры за 2019 год (с приложением сводного реестра), а также другую информацию о регулируемой хозяйственной деятельности.
Данная информация ООО "Чунская котельная" к заседанию правления тарифного органа в полном объеме предоставлена не была.
Оспариваемым приказом Службы по тарифам Иркутской области от 14 декабря 2020 года N 380-спр "О внесении изменений в отдельные приказы Службы по тарифам Иркутской области" Обществу отказано во включении в необходимую валовую выручку методом индексации установленных тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО "Чунская котельная", расходов по статье "Аренда основного оборудования".
В соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования экономически обоснованный уровень арендной платы определяется исходя из принципа возмещения арендодателю амортизации, налогов на имущество и землю, а также других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду.
Как установлено судом первой инстанции, Обществом в материалы тарифного дела на 2021 год не представлен договор аренды имущества, в котором указана балансовая стоимость, срок полезного использования, дата ввода в эксплуатацию передаваемого имущества, не представлены инвентарные карточки учета объекта основных средств, а также налоговая декларация собственника основных средств на уплату налогов на имущество, землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом.
Между тем, имущество (котельная и оборудование котельной), используемое ООО "Чунская котельная" в регулируемой деятельности, находится во владении административного истца на основании договора аренды имущества N 1 от 16 мая 2014 года, заключенного путем публичной закупки N 31401160554 с собственником ООО "Луч" ИНН "данные изъяты". Данный договор аренды заключен сроком на 11 месяцев, согласно пункту 4.7. пролонгируется на последующие 11 месяцев ежегодно. Размер ежемесячной арендной платы определен на основании отчета N 625/14 от 06 мая 2014 года Муниципального унитарного предприятия "Бюро технической инвентаризации г. Иркутска" (без учета коммунальных и эксплуатационных расходов).
Согласно пункту 2.1 договора аренды имущества N 1 от 16 мая 2014 года, за время пользования имуществом и оборудованием арендатор уплачивает арендодателю арендную плату в размере 400000, 00 рублей ежемесячно с учетом НДС (без учета коммунальных, эксплуатационных расходов). Форма оплаты: путем перечисления на расчетный счет арендодателя.
Пунктом 2.3 данного договора аренды установлено, что оплата производится арендатором ежемесячно не позднее двадцатого числа месяца, следующим за расчетным, на основании счетов-фактур арендодателя.
В подтверждение расходов на аренду имущества по указанному выше договору административным истцом представлены копии счетов-фактур и актов за 2019 год на сумму 4800000, 00 руб, выставленные ООО "Луч" за арендованное имущество ООО "Чунская котельная", используемое в регулируемой деятельности, а также кассовые чеки за 2019 год на общую сумму 3100000, 00 руб. на имя Григоришиной Г.И, которыми, по мнению административного истца, подтверждается факт оплаты ООО "Чунская котельная" арендной платы в кассу ООО "Луч" наличными денежными средствами.
Вместе с тем, как верно указал суд первой инстанции, копии представленных счет-фактур и актов за 2019 год на сумму 4800000, 00 руб, не подтверждают факт их оплаты Обществом (факт несения расходов на аренду основного оборудования), а также обоснованность ее размера.
При этом, копии кассовых чеков за 2019 год на общую сумму 3100000, 00 руб. на имя Григоришиной Г.И, обоснованно не приняты Службой по тарифам Иркутской области в качестве доказательства расходов по уплате арендной платы, поскольку из них, несмотря на указание на ИНН "данные изъяты", принадлежащий ООО "Луч", исходя из назначения платежа "Аренда нежилого помещения" не представлялось возможным на момент представления чеков в Службу по тарифам Иркутской области их отнесение к арендным платежам именно по договору аренды имущества N 1 от 16 мая 2014 года, заключенному между ООО "Луч" и ООО "Чунская котельная", к тому же иных документов, подтверждающих факт взаиморасчетов между ООО "Луч" и ООО "Чунская котельная" по указанному выше договору аренды тарифному органу представлено не было.
Кроме этого, Службе по тарифам Иркутской области не была представлена и копия дополнительного соглашения от 20 апреля 2015 года к договору аренды имущества N 1 от 16 мая 2014 года, заключенного между ООО "Чунская котельная" и ООО "Луч", которым изменен порядок расчетов. Ранее установленная форма оплаты арендных платежей в безналичном порядке на счет арендодателя дополнена возможностью внесения арендной платы наличными денежными средствами в кассу арендодателя.
Что касается приобщенных административным истцом к материалам административного дела документов в обоснование своей позиции, в том числе копий инвентарных карточек учета основных средств, то таковые не были представлены Обществом в орган регулирования на момент принятия оспариваемого приказа, в связи с чем они не оценивались при приятии решения о корректировке тарифа.
Также необходимо отметить, что законодательством в сфере теплоснабжения не возложена обязанность на орган регулирования истребования документов необходимых для установления тарифа, поскольку обязанность их предоставления и риски не предоставления лежат на регулируемой организации. Кроме того, ранее не учтенные экономически обоснованные расходы, понесенные регулируемой организацией, могут быть включены в состав необходимой валовой выручки при установлении тарифов на следующие периоды.
В суде апелляционной инстанции представитель административного истца пояснила, что не учтенные оспариваемые расходы были Обществом заявлены на 2022 год и частично учтены тарифным органом.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к изложению правовой позиции, являвшейся предметом исследования судом первой инстанции, которой дана надлежащая правовая оценка в обжалуемом решении.
Вопреки утверждению апеллянта, нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
На основании изложенного обжалуемое решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Оснований для отмены данного судебного акта по доводам апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Иркутского областного суда от 28 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца общества с ограниченной ответственностью "Чунская котельная" - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационных жалобы, представления через Иркутский областной суд.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 28 октября 2021 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.