Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е, судей Захарова Е.И, Войтко С.Н, при секретаре Ермаковой А.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-315/2021 по административному исковому заявлению Загуменного Ю.В. к Агентству по тарифам Приморского края об оспаривании нормативного правового акта, с апелляционной жалобой административного истца на решение Приморского краевого суда от 20 сентября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Войтко С.Н, возражения представителя административного ответчика Агентства по тарифам Приморского края Степаненко О.В, представителя акционерного общества Дальневосточная генерирующая компания "Приморская генерация" Бурляевой М.Н, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мищенко Е.Ю, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
28 октября 2020 года Агентством по тарифам Приморского края принято постановление N 50/1 "Об установлении платы за подключение к системам теплоснабжения филиала акционерного общества Дальневосточная генерирующая компания "Приморская генерация" на 2021 год.
Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать указанный нормативный правовой акт недействующим в период со дня его принятия до 25 марта 2021 года.
В обоснование требований указал, что является собственником жилого дома, расположенного по адресу; "адрес".
В феврале 2021 года от акционерного общества Дальневосточная генерирующая компания "Приморская генерация" им был получен проект договора снабжения электрической энергией. В указанном проекте договора выполнен расчет платы за технологическое присоединение со ссылкой на постановление Агентства по тарифа Приморского края N 50/1 от 28 октября 2020 года.
Административный истец полагает, что данное постановление не соответствует действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу. Так, пунктом 107 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 (далее - Основы ценообразования), установлено, что органами регулирования может быть установлен льготный размер платы за подключение для потребителей, подключаемая тепловая нагрузка объекта капитального строительства которых не превышает 0, 1 Гкал/ч, с учетом ранее присоединенной тепловой нагрузки в данной точке подключения, с одновременным установлением порядка компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.
В случае отсутствия соответствующего решения органа регулирования по установлению льготного размера платы за подключение расчет платы за подключение потребителей, подключаемая тепловая нагрузка объектов которых не превышает 0, 1 Гкал/ч, осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 108 и 109 Основ ценообразования.
Пункт 108 является отсылочным к методическим указаниям, утвержденным Приказом Федеральной службой по тарифам России от 13 июня 2013 N 760-э (далее - Методические указания).
Пунктом 163 Методических указаний установлена плата за подключение к системе теплоснабжения, равная 550 рублям (с НДС), в случае если подключаемая тепловая нагрузка объекта капитального строительства заявителя, в том числе застройщика, не превышает 0, 1 Гкал/ч, независимо от иных параметров.
С 25 марта 2021 года вступили в силу изменения в Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденные Приказом Федеральной антимонопольной службы России от 21 декабря 2020 года N 1237/20, однако на дату направления проекта договора о подключении объекта капитального строительства административного истца (22 февраля 2021 года) действовали Методические рекомендации в прежней редакции.
По мнению Загуменного Ю.В, принятие Федеральной антимонопольной службы России изменений в Методические рекомендации, которые вступили в силу 25 марта 2021 года, не означает соответствие оспариваемого постановления Агентства по тарифам Приморского края законодательству, имеющему высшую юридическую силу в период с даты его принятия до вступления в силу данных изменений.
Решением Приморского краевого суда от 20 сентября 2021 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административный истец полагая, что решение суда первой инстанции вынесено с нарушением норм материального права, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении административного иска.
В обоснование требований указал, что пунктом 163 Методических указаний в редакции от 29 августа 2019 года, действовавшей с 14 февраля 2020 года по 05 апреля 2021 года установлено четыре формулы расчета. Расчет зависел от размера подключаемой нагрузки. При этом, тариф за подключение с нагрузкой до 0, 1 Гкал/ч, согласно Методическим указаниям, устанавливался 550 рублей. Соответственно установление иного тарифа являлось незаконным.
Также, по мнению апеллянта, формула 119 из Методических рекомендаций, в редакции на момент принятия оспариваемого нормативного акта, на которую сослался суд первой инстанции, применима только в случае, если подключаемая тепловая нагрузка превышает 0, 1 Гкал/ч.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокурором, участвующим в деле, административным ответчиком и заинтересованным лицом представлены письменные возражения, в которых они полагают решение суда подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом.
На основании статей 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть административное дело с апелляционной жалобой при указанной явке.
По результатам рассмотрения административного дела, судебная коллегия по административным делам приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия по государственному регулированию и контролю в сфере теплоснабжения.
В соответствии с постановлением Администрации Приморского края от 30 сентября 2019 года N 628-па "Об утверждении Положения об агентстве по тарифам Приморского края" агентство является органом исполнительной власти Приморского края, уполномоченным осуществлять функции государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе платы за подключение к системам теплоснабжения.
Оспариваемое постановление Агентства по тарифам Приморского края от 28 октября 2020 года N 50/1 принято уполномоченным органом с соблюдением формы и вида, в установленном порядке опубликовано 05 ноября 2020 года на официальном интернет - портале правовой информации http://pravo.gov.ru, а также в печатном издании "Приморская газета", N 88(1822), по этим основаниям не обжалуется.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что административный истец является собственником жилого дома, расположенного по адресу: "адрес".
В феврале 2021 года от акционерного общества Дальневосточная генерирующая компания "Приморская генерация" истцом был получен проект договора снабжения электрической энергией, с расчетом платы за технологическое подключение, произведенного в соответствии с постановлением Агентства по тарифам Приморского края от 28 октября 2020 года N 50/1, которым установлена плата за подключение к системам теплоснабжения филиала акционерного общества Дальневосточная генерирующая компания "Приморская генерация" на 2021 год: согласно приложения N 2 - плата за подключение потребителей Артемовского городского округа к системе теплоснабжения филиала акционерного общества Дальневосточная генерирующая компания "Приморская генерация" на 2021 год объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых не превышает 1, 5 Гкал/ч, в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки, в том числе: расходы на проведение мероприятий по подключению, расходы на создание (реконструкцию) тепловых сетей, надземная (наземная) прокладка, 50 - 250 мм, и составила 13632, 50 руб.
В данное постановление 12 марта 2021 года регулирующим органом, в связи с допущенной технической ошибкой, внесены изменения в подпункт 2.1 пункта 2 приложения N 2, где указано "надземная (наземная) прокладка п.2.1.1 -50-250 мм", (в редакции от 28 октября 2020 года N 50/1 было указано "подземная прокладка; в том числе канальная"), иных изменений внесено не было.
Установление платы за подключение к системе теплоснабжения регулируется Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075, которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения, Правила регулирования цен (тарифов) в теплоснабжении, а также приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года N 760-э "Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2019 года N 519 "О внесении изменений в Основы ценообразования в сфере теплоснабжения" был изменен порядок расчета и взимания платы за подключение к системе теплоснабжения.
Так, пунктом 107 Основ ценообразования предусмотрено, что органами регулирования может быть установлен льготный размер платы за подключение для потребителей, подключаемая тепловая нагрузка объекта капитального строительства которых не превышает 0, 1 Гкал/ч, с учетом ранее присоединенной тепловой нагрузки в данной точке подключения, с одновременным установлением порядка компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.
В случае отсутствия соответствующего решения органа регулирования по установлению льготного размера платы за подключение расчет платы за подключение потребителей, подключаемая тепловая нагрузка объектов которых не превышает 0, 1 Гкал/ч, осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 108 и 109 Основ ценообразования.
В соответствии с пунктом 108 Основ ценообразования плата за подключение устанавливается органом регулирования в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки исходя из необходимости компенсации регулируемой организации расходов на проведение мероприятий по подключению объекта капитального строительства потребителя, в том числе застройщика, расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения объекта капитального строительства потребителя (включая проектирование), а также налога на прибыль, определяемого в соответствии с налоговым законодательством.
Стоимость мероприятий, включаемых в состав платы за подключение, определяется в соответствии с методическими указаниями и не превышает укрупненные сметные нормативы для объектов непроизводственной сферы и инженерной инфраструктуры.
Плата за подключение может быть дифференцирована в соответствии с методическими указаниями, в том числе исходя из величины подключаемой нагрузки и (или) в соответствии с типом прокладки тепловых сетей (подземная (канальная и бесканальная) и надземная (наземная).
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2019 года N 519 "О внесении изменений в Основы ценообразования в сфере теплоснабжения" положения настоящего постановления подлежат применению при установлении платы за подключение к системе теплоснабжения на 2020 год и последующие периоды регулирования.
Кроме этого, Федеральная антимонопольная служба России в целях обеспечения единой правоприменительной практики, касающейся вопросов подключения к системам теплоснабжения, в том числе вопросов тарифообразования при осуществлении процедуры подключения, в письме от 03 февраля 2020 года N АЦ/7104/20 органам государственного регулирования тарифов разъяснила, что при установлении платы за подключение к системе теплоснабжения на 2020 год орган регулирования должен руководствоваться положениями Основ ценообразования и применять новый порядок установления платы за подключение.
Таким образом, с 01 января 2020 года установление платы за подключение к системе теплоснабжения равной 550 рублям (ранее, предусмотренной пунктом 163 Методических указаний), в случае если подключаемая тепловая нагрузка объекта капитального строительства заявителя не превышает 0, 1 Гкал/ч, действующим законодательством не предусмотрено.
Изменения в Методические указания, в части приведения их в соответствие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, были внесены приказом ФАС России от 21 декабря 2020 года N 1237/20.
С учетом изложенного, Агентство по тарифам Приморского края, вопреки доводам апеллянта, правомерно утвердило плату за подключение к системе теплоснабжения в соответствии с пунктом 108 Основ ценообразования.
При этом, правильности произведенного органом регулирования расчета платы за подключение к системе теплоснабжения с применением формулы 119 Методических указаний судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, с приведением убедительной аргументации, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, повторяют позицию стороны административного истца в суде первой инстанции, не содержат правовых оснований к отмене либо изменению решения суда, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных краевым судом при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного вынесенное по делу решение следует признать законным, а доводы апелляционной жалобы об обратном необоснованными.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Приморского краевого суда от 20 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Загуменного Ю.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вынесения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи жалобы, представления через Приморский краевой суд.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 29 декабря 2021 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.