Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Денисов Ю.А., рассмотрев жалобу генерального директора ООО "АБЗ Ленинский" Бадаляна С.В. на вступившие в законную силу постановление судьи Щербинского районного суда г. Москвы от 12 мая 2021 года, решение судьи Московского городского суда от 13 сентября 2021 года, вынесенные в отношении ООО "АБЗ Ленинский" по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Щербинского районного суда г. Москвы от 12 мая 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Московского городского суда от 13 сентября 2021 года, ООО "АБЗ Ленинский" (далее также общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе, поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции, генеральный директор ООО "АБЗ Ленинский" Бадалян С.В. просит отменить судебные постановления, вынесенные в отношении общества по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая их незаконными.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Согласно статьи 11 и части 3 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее также Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, прокуратурой Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы 16 октября 2020 года с привлечением специалистов Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, ТО Управления Роспотребнадзора по г. Москве в ТиНАО и Административно-технической инспекции по Троицкому и Новомосковскому административным округам г. Москвы проведена проверка исполнения требований федерального законодательства ООО "АБЗ Ленинский" по адресу: г. "адрес"
Земельный участок по указанному адресу с кадастровым номером: 77:17:0110504:17 площадью 21 600 кв. м оформлен в собственность ООО "АБЗ Ленинский" с видом разрешенного использования для размещения многофункционального административно-торгового и производственноскладского комплекса.
В ходе проверки установлено, что на земельном участке с кадастровым номером: 77:17:0110504:17, в рамках профилактики мер по предотвращению заноса инфекции и не допущению распространения новой короновирусной инфекции COVID 19 в организации отсутствует:
-информация о соблюдении мер профилактики, правил личной и общественной гигиены и других мероприятий по предотвращению распространения короновирусной инфекции COVID 19;
-отсутствуют (не представлены) графики разделения всех работников, задействованных в работах одного строительного проекта, по бригадам в зависимости от выполняемых работ в целях минимизации контактов, то же и при расселении в местах проживания;
-проведение контроля температуры тела сотрудников организации непроводится, не назначен ответственный за осуществление контроля за состоянием здоровья сотрудников, отсутствуют журналы измерения температуры, место, где проходит измерение температуры представители организации не предъявили;
-в организации не осуществляется контроль за соблюдением сотрудниками масочного и перчаточного режима (работники находятся на рабочих местах без масок и перчаток, водители автомашин без масок и перчаток);
-на территории, в помещениях склада отсутствует разметка социального дистанцирования;
-запрет приема пищи на рабочих местах не соблюдается, отсутствует специальное отведенное помещение для приема пищи с оборудованной раковиной для мытья рук, графики приема пищи, где установлена очередность;
-умывальники для мытья рук расположенные на территории возле строительных вагончиков не оборудованы дозаторами с мылом и дозаторами для обработки рук кожным антисептиком, при входе на территории строительной площадки, дозаторов с кожным антисептиком нет;
-отсутствует пятидневный запас одноразовых (многоразовых) масок (не реже 1 раза в 3 часа в зависимости от продолжительности смены) и перчаток;
-не организован централизованный сбор использованных одноразовых; масок, перед их размещением в контейнерах, отсутствуют полиэтиленовые пакеты для сбора масок;
- уборка помещений не проводится. Графики ежедневной уборки помещений, биотуалетов, помещений для проживания сотрудников отсутствуют, нет дезинфицирующие средства, зарегистрированные в установленном законодательством порядке, для проведения уборки помещений в том числе где проживают сотрудники, дезинфекция с кратностью 2-4 часа всех контактных поверхностей (ручек дверей, столов, поручней, и др.) не проводится;
-организацией не обеспечен пятидневный запас моющих, дезинфицирующих средств вирулицидного действия;
-отсутствуют комнаты для обогрева работников, сушки спецодежды и обуви;
-отсутствует отдельное вентилируемо помещение для хранения низ инфицирующих средств.
Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения должностным лицом прокуратуры постановления от 20 ноября 2020 года о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО "АБЗ Ленинский", предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья районного суда, с выводом которого согласился судья городского суда, признал ООО "АБЗ Ленинский" виновным в совершении данного административного правонарушения.
Между тем имеются основания для отмены решения судьи Московского городского суда от 13 сентября 2021 года.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В своей апелляционной жалобе защитник ООО "АБЗ Ленинский" по доверенности Коновалова Е.В. ссылалась на то, что обществу было вменено нарушение Рекомендаций Роспотребнадзора, изложенных в письме от 20 апреля 2020 года N 02/7376-2020-24, которые не являются нормативно-правовым актом, и поэтому необязательны для применения.
Эти доводы нуждались в проверке, тем более, что судья районного суда, придя к выводу о том, что рекомендации Роспотребнадзора не обязательны для применения, вынес постановление о привлечении общества к административной ответственности за их не выполнение, что свидетельствует о противоречивости выводов суда.
В постановлении должностным лицом прокуратуры от 20 ноября 2020 года о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО "АБЗ Ленинский", предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вообще не указаны санитарные правила и иные нормативно-правовые акты, предусматривающие противоэпидемические (профилактические) мероприятия, нарушение которых вменялось обществу.
Выяснение обстоятельства, на которое ссылался защитник Коновалова Е.В, имеет значение для рассмотрения дела, поскольку в случае его доказанности оно исключает вину общества в совершении административного правонарушения.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должны быть установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные 26.1 данного Кодекса.
В нарушение этих требований Закона доводы защитника ООО "АБЗ Ленинский" по доверенности Коновалова Е.В. судьей городского суда не проверены.
Какие-либо суждения в связи с этим, а также по поводу доводов этого же защитника о том, что постановлением должностного лица Роспотребнадзора от 14 января 2021 года на основании материалов той же проверки общество уже было привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в решении судьи Московского городского суда отсутствуют.
Данные нарушения процессуального закона следует признать существенными, т.к. они привели к не полноте выяснения обстоятельств дела.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
По смыслу части 1 статьи 4.5 и пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение сроков привлечения к административной ответственности на время пересмотра постановления не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания (абзац 8 пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
В связи с изложенным, решение судьи Московского городского суда от 13 сентября 2021 года, вынесенное в отношении ООО "АБЗ Ленинский" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, дело - направлению на новое рассмотрение судье Московского городского суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17, 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
жалобу генерального директора ООО "АБЗ Ленинский" Бадаляна С.В. удовлетворить частично.
Решение судьи Московского городского суда от 13 сентября 2021 года, вынесенное в отношении ООО "АБЗ Ленинский" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Московский городской суд.
Судья
Второго кассационного суда
общей юрисдикции Ю.А. Денисов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.