Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Денисов Ю.А., рассмотрев жалобу генерального директора АО "ВОСК+" ФИО4 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 121 района Гольяново г. Москвы, и.о. мирового судьи судебного участка N 116 района Метрогородок г. Москвы, от 05 мая 2021 года, решение судьи Преображенского районного суда от 07 июня 2021 года, вынесенные в отношении генерального директора АО "ВОСК+" ФИО5 (далее также Буланов Ю.В.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьей 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 121 района Гольяново г. Москвы, и.о. мирового судьи судебного участка N 116 района Метрогородок г. Москвы, от 05 мая 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Преображенского районного суда от 07 июня 2021 года, Буланов Ю.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьей 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции, Буланов Ю.В. просит отменить постановления, вынесенные в отношении него по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьей 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая их незаконными.
Изучение представленных материалов и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьей 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Буланова Ю.В. к административной ответственности) осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу примечания к названной статье Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с подпунктом 47 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ), пункта 1 статьи 34 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
Согласно статьи 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ лицензионные требования и условия - это совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Порядок лицензирования фармацевтической деятельности, а также лицензионные требования и условия при осуществлении фармацевтической деятельности определены Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 N 416 (далее - Положение о лицензировании фармацевтической деятельности).
В соответствии с пунктом 6 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а" - "з" пункта 5 настоящего Положения.
Из содержания абзаца 2 подпункта "з" пункта 5 Положения о лицензировании следует, что к числу лицензионных требований относится соблюдение лицензиатом, осуществляющим хранение лекарственных средств для медицинского применения.
В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 706н от 23.08.2010 утверждены Правила хранения лекарственных средств (далее Правила), которые устанавливают требования к помещениям для хранения лекарственных средств для медицинского применения, регламентируют условия хранения указанных лекарственных средств и распространяются в том числе на аптечные организации, медицинские и иные организации, осуществляющие деятельность при обращении лекарственных средств, индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность.
Согласно пункта 3 Правил в помещениях для хранения лекарственных средств должны поддерживаться определенные температура и влажность воздуха, позволяющие обеспечить хранение лекарственных средств в соответствии с указанными на первичной и вторичной (потребительской) упаковке требованиями производителей лекарственных средств.
Пунктом 24 названых Правил предусмотрено, что лекарственные средства, требующие защиты от действия света, хранятся в помещениях или специально оборудованных местах, обеспечивающих защиту от естественного и искусственного освещения.
Из представленных материалов дела следует, что 16 марта 2021 года на основании приказа Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по г. Москве и Московской области от 25.02.2021 N 144/21 должностными лицами этого органа осуществлена плановая выездная проверка соблюдения лицензированных требований при осуществлении фармацевтической деятельности в отношении АО "ВОСК+" по адресу осуществления деятельности: "адрес"
В результате проверки выявлены нарушения лицензиатом требований п. "з" п. 5 Положения о лицензировании фармацевтикой деятельности, а также пунктов 3, 42, 24 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 N 706н "Об утверждении правил хранения лекарственных средств", приказа Минздрава РФ от 31.10.2018 г. N 749 "Об утверждении общих фармакопейных статей и фармакопейных статей", требований ОФС. 1.1.0010.18 "Хранение лекарственных средств" Государственной Фармакопеи РФ XIV "Об утверждении правил хранения лекарственных средств", а именно на момент проверки в АО "ВОСК+" не проводился контроль за организацией условий хранения лекарственных препаратов.
Так, 16 марта 2021 года в зоне основного хранения при температуре +19° С и влажности 44% по показателям гигрометра ВИТ-1;
по показателям логгера из отчета зоны основного хранения температуры в данный период + 20, 5° С, влажность 25 % отчетный период 16.03.2021 10:00:00 - температура в данный период +20, 9° С, влажность 39.1 %, в журнале регистрации параметров температуры и влажности в помещении температура + 21° С и влажность 39 %.
Показания различных приборов - "показатель влажности" - в одних и тех же помещениях имеет значение 44 % и по показателям логгеров не превышает 33 %, что не соотносимо согласно возможной погрешности измерения различными приборами.
В зоне основного хранения при естественном и искусственном освещении хранились лекарственные средства: Аскорбиновая кислота порошок для приготовления раствора для приема внутрь 2, 5г" серии 091220, в количестве 9984 упаковок, производства ЗАО "Фармацевтическое предприятие "МЕЛИГЕН", установленные производителем условия хранения: в сухом, защищенном от света месте при температуре не выше +25° С.
Тем самым было установлено, что АО "ВОСК+" правила хранения лекарственных средств для медицинского применения не соблюдались.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения генерального директора АО "ВОСК+" Буланова Ю.В. постановлением мирового судьи, с выводами которого согласился судья районного суда, к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждены собранными доказательствами, получившими оценку с точки зрения их допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены, при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Материалы дела позволили судебным инстанциям сделать вывод о том, что генеральным директором АО "ВОСК+" Булановым Ю.В. не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Буланов Ю.В, как руководитель АО "ВОСК+", обоснованно привлечен к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия Буланова Ю.В. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволила судебным инстанциям прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность должностного лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Доводы жалобы о том, что ответственность за данное правонарушение должен нести заведующий складом, т.к. Буланов Ю.В. не имеет соответствующего образования, а также о противоречиях в протоколе об административном правонарушении в части указания времени совершения данного правонарушения, получили надлежащую оценку судебных инстанций с выводами, которых, изложенными достаточно подробно в судебных постановлениях, можно согласиться.
Указание в протоколе об административном правонарушении о том, что общество осуществляет розничную продажу лекарственных средств, на обоснованность выводов суда о наличии вины Буланова Ю.В. в совершении административного правонарушения нее влияет, т.к. из содержания судебных постановлений видно, что он привлечен к административной ответственности за необеспечение контроля за соблюдением обществом правила хранения лекарственных средств, а не торговли ими.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения Буланова Ю.В. к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах санкции статьи 6.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N 121 района Гольяново г. Москвы, и.о. мирового судьи судебного участка N 116 района Метрогородок г. Москвы, от 05 мая 2021 года, решение судьи Преображенского районного суда от 07 июня 2021 года, вынесенные в отношении генерального директора АО "ВОСК+" Буланова Ю.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьей 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу Буланова Ю.В. - без удовлетворения.
Судья
Второго кассационного суда
общей юрисдикции Ю.А. Денисов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.