Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Склярука С.А., судей Смирновой Е.Д., Репиной Е.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившую в суд первой инстанции 27 октября 2021 года кассационную жалобу представителя Правительства Москвы, Департамента экономической политики и развития г. Москвы Снегиревой А.И. на решение Московского городского суда от 28 апреля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 19 августа 2021 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "СкладСервис" об оспаривании отдельных положений нормативного правового акта (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N 3а-973/2021).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, заключение прокурора Русакова И.В, судебная коллегия
установила:
Правительством Москвы 28 ноября 2014 года принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", опубликованное 2 декабря 2014 года в издании "Вестник Мэра и правительства Москвы" N 67, а также размещено 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Указанным постановлением утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".
Постановлением Правительства Москвы 24 ноября 2020 года N 2044-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП" перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции и определен по состоянию на 1 января 2021 года.
Под пунктом 21644 в Перечень на 2021 год включено нежилое здание с кадастровым номером N, площадью 3055 кв.м, расположенное по адресу: г. Москва, Коровинское шоссе, д. 35, стр. 2.
ООО "СкладСервис" обратилось в суд с административным исковым заявлением к Правительству Москвы о признании недействующим пункта 21644 Перечня на 2021 год, мотивируя требование тем, что здание не обладает признаками объектов налогообложения, определенными статьей 1.1 Закона Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" и статьей 378.2 Налогового кодекса РФ.
Решением Московского городского суда от 28 апреля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 19 августа 2021 года, пункт 21644 Перечня на 2021 год признан недействующим с 1 января 2021 года.
В кассационной жалобе представителя Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития г. Москвы Снегиревой А.И. ставится вопрос об отмене судебных постановлений по мотивам незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В силу статьи 1.1 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (пункт 1);
отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 2).
Судами установлено, что здание с кадастровым номером N, площадью 3055 кв.м, расположенное по адресу: г. Москва, Коровинское шоссе, д. 35, стр. 2, принадлежит ООО "СкладСервис", расположено на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, строений, сооружений продовольственного снабжения, сбыта и заготовок".
Основанием для включения спорного здания в Перечень на 2021 год послужило фактическое его использование для размещения офисов, основанное на акте Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы от 27 февраля 2020 года N 9093389/ОФИ, согласно которому для целей налогообложения в соответствии со статьей 378.2 НК РФ используется 100% общей площади здания.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив данный акт применительно к постановлению Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП "Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения", проанализировав его содержание, установили, что в нарушение пункта 3.4 названного Порядка акт составлен без доступа в помещения здания, приложенная к акту фототаблица содержит фотоснимки только фасада здания с вывеской предыдущего собственника "Северный терминал", парковки, а также помещений буфета-столовой и продуктового магазина на первом этаже. Согласно приложенной к акту экспликации к поэтажному плану к торговым обектам относится 11, 4 кв.м, к помещениям общественного питания - 2, 7 кв.м, к учрежденческим - 977, 2 кв.м, 1030, 2 кв.м, 1004.7 кв.м, 28, 2 кв.м. При этом из представленной развернутой экспликации следует, что в здании имеются учрежденческие помещения, помещения общественного питания, лечебно-санитарные, торговые, прочие, которые именуются как кабинеты, медкабинеты, раздевалки, душевые, экспедиционные, цеха, кладовые, тепловые пункты, столовые, моечные уборные, коридоры, архив, лаборатории, умывальные, тамбуры, подсобное помещение, комната для отдыха
Установив эти обстоятельства, суды нижестоящих инстанций пришли к правильному и обоснованному выводу о том, что спорное здание не обладает признаками объектов налогообложения, определенными статьей 1.1 Закона Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" и статьей 378.2 Налогового кодекса РФ.
Приводимые в кассационной жалобе доводы о том, что в соответствии с пунктом 3.9 Порядка административный истец не обращался в Департамент в целях повторного проведения мероприятий по определению вида фактического использования здания, не могут повлиять на правильность выводов судов первой и второй инстанций относительно критической оценки акта Государственной инспекции по недвижимости г. Москвы от 27 февраля 2020 года N 9093389/ОФИ, соответствующей нормам процессуального права и не противоречащей положениям материального права.
Эти доводы фактически сводятся к несогласию с выводами судов по оценке названного акта Госинспекции, т.е. направлены на переоценку доказательства, представленного суду, что в соответствии с частью 3 статьи 329 КАС РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит и основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке являться не может.
В жалобе содержатся утверждения о том, что административный истец злоупотребляет правом, ограничивая доступ в здание работникам Госинспекции по недвижимости по г. Москве.
Между тем, при обстоятельствах, когда, несмотря на наличие в здании столовой и магазинов, актом Госинспекции от 27 февраля 2020 года 100% площади здания отнесено к офисам и не указано фактическое его использование, приведенное выше обстоятельство не может преодолеть недостоверность содержащихся в упомянутом акте сведений.
Таким образом, судами первой и апелляционной инстанций правильно определены обстоятельства, имеющие значение для настоящего административного дела, и правильно применен закон, регулирующий спорные отношения, поэтому обжалуемые судебные постановления следует признать законными и обоснованными.
Кассационная жалоба не содержит новых доводов, которые не были бы предметом проверки нижестоящих судов, не согласиться с выводами которых судебная коллегия оснований не усматривает.
Учитывая изложенное, кассационная жалоба представителя Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития г. Москвы оставляется без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Московского городского суда от 28 апреля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 19 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Правительства Москвы, Департамента экономической политики и развития г. Москвы Снегиревой А.И. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий С.А. Склярук
Судьи: Е.Д. Смирнова
Е.В. Репина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 24 декабря 2021 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.